IT ExpertМир технологийЭто интересно

Предсказания Билла Гейтса, или Прав ли миллиардер, подаривший миру компьютер?

Игорь Новиков | 21.11.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Предсказания Билла Гейтса, или Прав ли миллиардер, подаривший миру компьютер?

Многие сегодня знают Билла Гейтса (William Henry Gates) как самого богатого человека в мире: его состояние оценивается в $86 млрд. Он 18 раз занимал первую строчку в списке Forbes, а в последние четыре года лидирует в нем бессменно.

В чем же секрет его успеха? Ведь основная часть денег Гейтса получена  прежде всего за счет капитализации корпорации Microsoft, а значит – является результатом коллективной деятельности большого количества людей? Ответ прост: в умении стратегически мыслить. Иными словами, если вы прогнозируете ключевые моменты развития экономики на ближайшее будущее, определяете свое место в нем и интуиция вас не подводит, то вы оказываетесь в компании с Биллом.

Известно, что, основывая Microsoft, Гейтс сформулировал ее слоган: «Компьютер – на каждый стол и в каждый дом».  То есть если его стартап станет лучшим разработчиком программ, то автоматически окажется самой богатой ИТ-компанией в мире.

«Ерунда! Гейтсу просто повезло оказаться в нужное время в нужном месте», – скажет скептик. Об этом же писал еще в 1940 году французский философ и теолог Пьер Тейяр де Шарден в своей книге «Феномен человека»: «Во все эпохи человек думал, что он находится на повороте истории... И мы, конечно, не преувеличиваем значения нашего современного существования, когда считаем, что через него осуществляется глубокий вираж мира, способный смять его». Так только ли в везении дело?

15 предсказаний Гейтса 1999 года

В 1999 году Гейтс в соавторстве с Коллинзом Хэмингуэем выпустил книгу «Business @ the Speed of Thought» (в русскоязычном издании – «Бизнес со скоростью мысли»), отражавшую идею, что успех любого бизнеса начинается с мысли и его развитие идет параллельно с ней. Если мысль теряет осторожность, бизнес ждут сложные времена. Если мысль теряет динамику движения вперед, то и с бизнесом будет то же самое.

Куда же следует двигаться бизнесу? Этот вопрос волновал тогда Гейтса, и он сделал в своей книге 15 прогнозов, многие из которых оказались на удивление точными.

1. Интернет-сайты, позволяющие сравнивать цены на товары

Предоставить покупателям возможность видеть перед собой сразу все цены на один и тот же товар, представленный на нескольких сайтах, и легко находить среди них самый дешевый – этот посыл был тогда очевиден, но трудно реализуем. Как  уговорить разрозненных продавцов отдавать в одни руки самое важное, что у них есть, – цены? Раньше потребовать подобного мог только регулятор рынка, но никак не компания, которая намеревается строить на этом рынке свой бизнес.

«Яндекс.Маркет», PriceGrabber, NexTag – сегодня эти сайты знакомы многим компаниям, для которых предсказание Гейтса послужило идеологией прибыльного бизнеса. Ну а Google, Amazon, eBay и пр. использовали ту же идею как составляющую собственного подхода.

img

В «Яндекс.Маркете» можно сравнить цены на любые товары

2. Мобильные устройства

В 1999 году Гейтс писал: «Люди будут носить с собой небольшие устройства, которые позволят им постоянно оставаться на связи и заниматься электронным бизнесом, где бы они ни находились. Они смогут проверять новости, просматривать забронированные авиабилеты, быть в курсе всего, что происходит на финансовых рынках, и делать массу полезных вещей со своих мобильных устройств».

Сотовые телефоны в те годы были уже у многих, но фантазии маркетологов телеком-компаний не поднимались выше смайликов и установки понравившихся мелодий для оповещения о входящих звонках. Что еще можно было сделать на крошечных экранах мобильников того времени? Фаблеты, умные часы, смартфоны, теснящие с рынка любительские фотоаппараты, – об этом даже не мечтали… Никто, кроме Гейтса.

3. Мгновенные платежи и онлайн-банкинг, врачебные консультации онлайн

 «Люди будут платить по счетам, планировать траты и даже общаться с лечащими врачами через Интернет», – уверял Гейтс в далеком 1999-м. А сегодня всё это – и телебанк, и зарплата на карточку, и онлайн-покупки, и заказы гостиниц и туров, Uber и «Яндекс.такси» – повседневная реальность. Вот только виртуальные консультации с врачами пока экзотика, хотя онлайн-запись в поликлинику освоили даже престарелые граждане.

4. Персональные интернет-помощники и «Интернет вещей»

 «“Персональный собеседник” будет по-умному подключать и синхронизировать все ваши устройства, будь то дома или в офисе. Он позволит обмениваться данными между пользователями, сам проверит электронную почту или поступившие уведомления, чтобы предоставить вам необходимую информацию, а на пути в супермаркет  подскажет, какие продукты купить для приготовления любимого блюда. Он будет составлять расписание ваших дел, автоматически подстраиваясь к реальному развитию событий», – рассказывал Гейтс.

Всё перечисленное можно видеть сегодня чуть ли не в каждом смартфоне. А кое-кто уже сдружился с Google Assistant или Siri, и те помогают им в повседневной жизни: автоматически корректируют температуру в доме, выполняют другие обязанности. На подходе IBM Watson, способный разобраться даже в тех вопросах, которые требуют специального образования.

img

Siri: «Чем я могу вам помочь?»

5. Онлайн-мониторинг безопасности

Контроль безопасности жилища в дневное время был доступен в 1999 году только очень богатым гражданам. Но Гейтс предвидел: «Постоянные видеоканалы в вашем доме станут обычным явлением. Они будут информировать вас о посещении дома кем-либо в ваше отсутствие».

Сегодня «умный дом» настолько доступен, что его инсталляции можно встретить повсеместно и дистанционно не только наблюдать за всем, что происходит внутри дома, но даже поиграть с домашним питомцем, управляя солнечным зайчиком через лазерную установку.

6. Социальные сети

«Появятся частные сайты для ваших друзей и семьи, Они станут настолько популярными, что позволят вам общаться и планировать свои дела», – предсказывал Гейтс.

Социальные сети, став бумом последнего десятилетия, во многом изменили не только каналы доставки информации, но и характер общения людей. Так, Facebook, Twitter, «ВКонтакте», «Одноклассники»  позволяют узнать, что делают друзья, о событиях в их жизни. Одна только Facebook объединяет сегодня 2 млрд пользователей, и это не предел.

Мало того, к нашим услугам Snapchat, Instagram, социальные мессенджеры WhatsApp и Viber, которые выходят далеко за рамки картины, предсказанной Гейтсом.

7. Сопутствующая реклама с автоматическим выбором продуктов

В годы работы Гейтса над книгой создание рекламы было уделом исключительно маркетологов и пиарщиков. Но уже тогда мастер предвидел: «Программа будет знать, что вы забронировали турпоездку, и, используя эту информацию, предложит всё, что может понадобиться в пути. А также будет оповещать о всевозможных скидках,  более низких ценах на всё, что вы, возможно, захотите приобрести».

И что мы имеем через 18 лет? Заказав турпоездку через Booking Tours, вы автоматически будете получать предложения новых мест, куда стоит отправиться в следующий отпуск. А сделав покупку в «М.Видео», начнете получать от Google и Facebook рекламу новых товаров с учетом круга ваших интересов и территории расположения вашего дома. Ну а проект Airbnb подыщет оптимальный вариант краткосрочной аренды жилья по всему миру, чтобы в любой поездке вы могли расположиться по-домашнему, а не в отеле.

8. Прямые спортивные интернет-трансляции с живым обсуждением происходящего

В конце прошлого века это казалось экзотикой – все привыкли к ТВ-трансляциям, где азарт спортивного состязания подпитывался харизмой спортивного комментатора. Но Гейтс уверял: «Во время просмотра спортивных соревнований на телевидении вам позволят вживую обсудить, что происходит, и принять участие в прогнозе, кто, по вашему мнению, победит».

Сегодня Twitter-видеотрансляции открыли дорогу всем желающим стать не только болельщиком, но и непосредственным участником любых спортивных баталий посредством прямых комментариев в реальном времени. Пример – американская спортивная ТВ-площадка ESPN.

9. «Умная» реклама

«Появятся устройства, наделенные функцией умной смарт-рекламы. Они будут знать ваши желания в шопинге и показывать рекламные объявления, соответствующие тому, что вам нравится», – читаем в книге Билла Гейтса.

Сегодня достаточно просмотреть объявление на Facebook или заглянуть в интернет-магазин (скажем, O’STIN), чтобы еще раз оценить понравившийся джемпер или холодильник. После этого оба товара начинают преследовать нас повсюду: на какой бы сайт ни зашел, везде где-то с края будет красоваться тот самый джемпер, намекая: «А вы ничего не забыли?»

Говорят, некоторые пользователи специально начинают свой утренний  интернет-обзор с посещения сайтов фешенебельных отелей на Мальдивах. После чего даже просмотр биржевых сводок выглядит более живо, а в голове нет-нет да и промелькнет: «Может, и вправду рвануть на Мальдивы?!»

img

Реклама O’STIN преследует при посещении новостного сайта

10. ТВ+Интернет лучше, чем просто ТВ

Нынешние пользователи уже не проводят черту между ТВ и Интернетом. Так, многие рекламные ролики предлагают зайти на сайт и поставить “lLike”, следить за развитием через Twitter или просканировать QR-код, чтобы переместить его в Snapchat, а спортивные и музыкальные трансляции сопровождаются ссылками на связанный с этим ивентом веб-ресурс. Ну точь-в-точь по Гейтсу: «Телевизионная трансляция будет содержать ссылки на сопутствующие веб-сайты и контент, которые будут дополнять увиденное…»

11. Интернет-форумы

 «Жители не только отдельных городов, но и целых стран смогут вступать в интернет-дискуссии, чтобы обсуждать затрагивающие их вопросы, например местную политику, городское планирование или безопасность».

Нынешние, особенно молодые пользователи Интернета даже не задумываются, что всего 18 лет назад все это рисовалось лишь в голове Билла Гейтса. Сегодня раздел с комментариями поддерживают даже государственные новостные каналы. Такое социальное участие делает материал более объемным, подчас позволяя узнать то, что журналист упустил или, возможно, недосказал в своем репортаже. А через форумы можно даже задавать вопросы и получать на них ответы.

Более того, Гейтс в 1999 году и не предполагал, насколько серьезными могут оказаться последствия предсказанных им новаций. Например, Twitter сыграл немалую роль в разворачивании «цветных» революций в Ливии, Египте и Тунисе.

img

Карикатура на «цветную» революцию в Египте 

12. Стирание границ между физическим и виртуальным миром

В 1999 году Гейтс уверял: «Ваше реальное местонахождение перестанет играть роль для общения. Для Интернета станет важен прежде всего ваш интерес к теме».

Если в начале века стирание границ между виртуальным и физическим миром воспринималось больше как приятная возможность Интернета, то сегодня расстояния вообще не играют никакой роли в общении: всё внимание сосредоточено на наших вкусах, позициях и оценках. Это оказало огромное влияние и на развитие бизнеса. Прежние службы доставки перестроились настолько, что купить безделушку где-нибудь в Европе, Америке или Китае столь же естественно, как сходить в ближайший магазин за хлебом. AliExpress и eBay стали настоящими локомотивами бизнеса, особенно малого. Старается не отставать и «Почта России». Мир поменялся до неузнаваемости, хотя Гейтс сумел предвосхитить его новые черты еще в далеком 1999 году.

img

Китайская служба доставки AliExpress внешне уже практически  не отличается от российского сайта

13. Программное управление проектами

«Менеджеры, собирая команду под проект, будут просто выходить в Интернет, описывать планы и привлекать людей, которые соответствуют их требованиям».

Это предсказание Гейтса, наверное, еще не сбылось в полной мере. Прошедшие годы отмечены стремительным расширением подходов к организации работы над проектами: Scrum, Agile, каскадная модель Waterfall – лишь некоторые из них. Новые программы и методики управления рабочими процессами в корпоративном пространстве росли как грибы, а их содержание революционизировало все остальные процессы. Наиболее ярко это отразилось в сфере малого бизнеса. Но сейчас мы только на полпути к цели, о которой говорил Гейтс.

14. Онлайн-рекрутинг

«Люди смогут найти возможности для трудоустройства онлайн, заявив о своей заинтересованности, потребностях и специальных навыках». Это написано за три года до запуска LinkedIn и всего за год до старта российского проекта HeadHunter, развивающего свой бизнес в России, Украине, Белоруссии и Казахстане.

Были ли слова Гейтса пророческими или эти новации уже тогда витали в воздухе, сегодня уже неважно. Важно другое: не стоит относиться к прогнозам как к сказке. Подчас даже простые намеки могут вырасти в очень серьезный и крупный проект. Главное – не бояться увидеть то, что сумел увидеть другой.

15. Рост аутсорсинга и программных средств его взаимодействия с основным бизнесом

Последний из прогнозов Билла Гейтса в 1999 году звучал так: «Компании смогут соревноваться между собой за рабочие места независимо от того, в чем они специализируются – строительстве, кинопроизводстве или рекламе. Крупным компаниям станет эффективно отдавать на аутсорсинг часть работы, потребность в которой возникает при нахождении новых клиентов или при отсутствии на текущий момент подходящего поставщика услуг».

Слово «аутсорсинг» стало сегодня таким же привычным, как «двойная четная запись» в бухгалтерии. Более того, компании не только оценили новые возможности по оптимизации своей деятельности, но и стали отдавать на внешнюю поддержку даже вспомогательные службы: бухгалтерию, рекрутинг, рекламную часть и т. д. На принципе аутсорсинга выросла гигантская экономика, которая дала работу в первую очередь малым предприятиям.

Вместо послесловия

В последние несколько лет в своих ежегодных посланиях Билл Гейтс продолжает заглядывать в будущее. Так, в 2015 году он не ограничился сферой ИТ и затронул в первую очередь тему благотворительности и оказания помощи малоимущим. По его мнению, «к 2035 году почти не останется бедных стран». Однако мэтр не уточнил: станут ли эти страны богатыми или же попросту исчезнут с лица земли? Надеюсь, мы с вами сможем увидеть, что имел в виду самый богатый человек планеты.

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 11/2017], Подписка на журналы

Компания: Microsoft

Другие материалы рубрики

Загрузка...

Компании сообщают

Мероприятия

21.08.2019
Telegram Evening

Москва, пространство Di Telegraph (ул.Тверская, д. 7)

22.08.2019
ИТ-пикник

Санкт-Петербург

23.08.2019
DISKOBALL от DataLine

Москва, Стадион "Метеор"

29.08.2019 — 30.08.2019
II Петербургский Цифровой форум

Санкт-Петербург, Ленэкспо, павильон 7

04.09.2019 — 06.09.2019
MERLION IT Solutions Summit