IT ExpertМир технологийЭто интересно

Предсказания Билла Гейтса, или Прав ли миллиардер, подаривший миру компьютер?

Игорь Новиков | 21.11.2017

Предсказания Билла Гейтса, или Прав ли миллиардер, подаривший миру компьютер?

Многие сегодня знают Билла Гейтса (William Henry Gates) как самого богатого человека в мире: его состояние оценивается в $86 млрд. Он 18 раз занимал первую строчку в списке Forbes, а в последние четыре года лидирует в нем бессменно.

В чем же секрет его успеха? Ведь основная часть денег Гейтса получена  прежде всего за счет капитализации корпорации Microsoft, а значит – является результатом коллективной деятельности большого количества людей? Ответ прост: в умении стратегически мыслить. Иными словами, если вы прогнозируете ключевые моменты развития экономики на ближайшее будущее, определяете свое место в нем и интуиция вас не подводит, то вы оказываетесь в компании с Биллом.

Известно, что, основывая Microsoft, Гейтс сформулировал ее слоган: «Компьютер – на каждый стол и в каждый дом».  То есть если его стартап станет лучшим разработчиком программ, то автоматически окажется самой богатой ИТ-компанией в мире.

«Ерунда! Гейтсу просто повезло оказаться в нужное время в нужном месте», – скажет скептик. Об этом же писал еще в 1940 году французский философ и теолог Пьер Тейяр де Шарден в своей книге «Феномен человека»: «Во все эпохи человек думал, что он находится на повороте истории... И мы, конечно, не преувеличиваем значения нашего современного существования, когда считаем, что через него осуществляется глубокий вираж мира, способный смять его». Так только ли в везении дело?

15 предсказаний Гейтса 1999 года

В 1999 году Гейтс в соавторстве с Коллинзом Хэмингуэем выпустил книгу «Business @ the Speed of Thought» (в русскоязычном издании – «Бизнес со скоростью мысли»), отражавшую идею, что успех любого бизнеса начинается с мысли и его развитие идет параллельно с ней. Если мысль теряет осторожность, бизнес ждут сложные времена. Если мысль теряет динамику движения вперед, то и с бизнесом будет то же самое.

Куда же следует двигаться бизнесу? Этот вопрос волновал тогда Гейтса, и он сделал в своей книге 15 прогнозов, многие из которых оказались на удивление точными.

1. Интернет-сайты, позволяющие сравнивать цены на товары

Предоставить покупателям возможность видеть перед собой сразу все цены на один и тот же товар, представленный на нескольких сайтах, и легко находить среди них самый дешевый – этот посыл был тогда очевиден, но трудно реализуем. Как  уговорить разрозненных продавцов отдавать в одни руки самое важное, что у них есть, – цены? Раньше потребовать подобного мог только регулятор рынка, но никак не компания, которая намеревается строить на этом рынке свой бизнес.

«Яндекс.Маркет», PriceGrabber, NexTag – сегодня эти сайты знакомы многим компаниям, для которых предсказание Гейтса послужило идеологией прибыльного бизнеса. Ну а Google, Amazon, eBay и пр. использовали ту же идею как составляющую собственного подхода.

img

В «Яндекс.Маркете» можно сравнить цены на любые товары

2. Мобильные устройства

В 1999 году Гейтс писал: «Люди будут носить с собой небольшие устройства, которые позволят им постоянно оставаться на связи и заниматься электронным бизнесом, где бы они ни находились. Они смогут проверять новости, просматривать забронированные авиабилеты, быть в курсе всего, что происходит на финансовых рынках, и делать массу полезных вещей со своих мобильных устройств».

Сотовые телефоны в те годы были уже у многих, но фантазии маркетологов телеком-компаний не поднимались выше смайликов и установки понравившихся мелодий для оповещения о входящих звонках. Что еще можно было сделать на крошечных экранах мобильников того времени? Фаблеты, умные часы, смартфоны, теснящие с рынка любительские фотоаппараты, – об этом даже не мечтали… Никто, кроме Гейтса.

3. Мгновенные платежи и онлайн-банкинг, врачебные консультации онлайн

 «Люди будут платить по счетам, планировать траты и даже общаться с лечащими врачами через Интернет», – уверял Гейтс в далеком 1999-м. А сегодня всё это – и телебанк, и зарплата на карточку, и онлайн-покупки, и заказы гостиниц и туров, Uber и «Яндекс.такси» – повседневная реальность. Вот только виртуальные консультации с врачами пока экзотика, хотя онлайн-запись в поликлинику освоили даже престарелые граждане.

4. Персональные интернет-помощники и «Интернет вещей»

 «“Персональный собеседник” будет по-умному подключать и синхронизировать все ваши устройства, будь то дома или в офисе. Он позволит обмениваться данными между пользователями, сам проверит электронную почту или поступившие уведомления, чтобы предоставить вам необходимую информацию, а на пути в супермаркет  подскажет, какие продукты купить для приготовления любимого блюда. Он будет составлять расписание ваших дел, автоматически подстраиваясь к реальному развитию событий», – рассказывал Гейтс.

Всё перечисленное можно видеть сегодня чуть ли не в каждом смартфоне. А кое-кто уже сдружился с Google Assistant или Siri, и те помогают им в повседневной жизни: автоматически корректируют температуру в доме, выполняют другие обязанности. На подходе IBM Watson, способный разобраться даже в тех вопросах, которые требуют специального образования.

img

Siri: «Чем я могу вам помочь?»

5. Онлайн-мониторинг безопасности

Контроль безопасности жилища в дневное время был доступен в 1999 году только очень богатым гражданам. Но Гейтс предвидел: «Постоянные видеоканалы в вашем доме станут обычным явлением. Они будут информировать вас о посещении дома кем-либо в ваше отсутствие».

Сегодня «умный дом» настолько доступен, что его инсталляции можно встретить повсеместно и дистанционно не только наблюдать за всем, что происходит внутри дома, но даже поиграть с домашним питомцем, управляя солнечным зайчиком через лазерную установку.

6. Социальные сети

«Появятся частные сайты для ваших друзей и семьи, Они станут настолько популярными, что позволят вам общаться и планировать свои дела», – предсказывал Гейтс.

Социальные сети, став бумом последнего десятилетия, во многом изменили не только каналы доставки информации, но и характер общения людей. Так, Facebook, Twitter, «ВКонтакте», «Одноклассники»  позволяют узнать, что делают друзья, о событиях в их жизни. Одна только Facebook объединяет сегодня 2 млрд пользователей, и это не предел.

Мало того, к нашим услугам Snapchat, Instagram, социальные мессенджеры WhatsApp и Viber, которые выходят далеко за рамки картины, предсказанной Гейтсом.

7. Сопутствующая реклама с автоматическим выбором продуктов

В годы работы Гейтса над книгой создание рекламы было уделом исключительно маркетологов и пиарщиков. Но уже тогда мастер предвидел: «Программа будет знать, что вы забронировали турпоездку, и, используя эту информацию, предложит всё, что может понадобиться в пути. А также будет оповещать о всевозможных скидках,  более низких ценах на всё, что вы, возможно, захотите приобрести».

И что мы имеем через 18 лет? Заказав турпоездку через Booking Tours, вы автоматически будете получать предложения новых мест, куда стоит отправиться в следующий отпуск. А сделав покупку в «М.Видео», начнете получать от Google и Facebook рекламу новых товаров с учетом круга ваших интересов и территории расположения вашего дома. Ну а проект Airbnb подыщет оптимальный вариант краткосрочной аренды жилья по всему миру, чтобы в любой поездке вы могли расположиться по-домашнему, а не в отеле.

8. Прямые спортивные интернет-трансляции с живым обсуждением происходящего

В конце прошлого века это казалось экзотикой – все привыкли к ТВ-трансляциям, где азарт спортивного состязания подпитывался харизмой спортивного комментатора. Но Гейтс уверял: «Во время просмотра спортивных соревнований на телевидении вам позволят вживую обсудить, что происходит, и принять участие в прогнозе, кто, по вашему мнению, победит».

Сегодня Twitter-видеотрансляции открыли дорогу всем желающим стать не только болельщиком, но и непосредственным участником любых спортивных баталий посредством прямых комментариев в реальном времени. Пример – американская спортивная ТВ-площадка ESPN.

9. «Умная» реклама

«Появятся устройства, наделенные функцией умной смарт-рекламы. Они будут знать ваши желания в шопинге и показывать рекламные объявления, соответствующие тому, что вам нравится», – читаем в книге Билла Гейтса.

Сегодня достаточно просмотреть объявление на Facebook или заглянуть в интернет-магазин (скажем, O’STIN), чтобы еще раз оценить понравившийся джемпер или холодильник. После этого оба товара начинают преследовать нас повсюду: на какой бы сайт ни зашел, везде где-то с края будет красоваться тот самый джемпер, намекая: «А вы ничего не забыли?»

Говорят, некоторые пользователи специально начинают свой утренний  интернет-обзор с посещения сайтов фешенебельных отелей на Мальдивах. После чего даже просмотр биржевых сводок выглядит более живо, а в голове нет-нет да и промелькнет: «Может, и вправду рвануть на Мальдивы?!»

img

Реклама O’STIN преследует при посещении новостного сайта

10. ТВ+Интернет лучше, чем просто ТВ

Нынешние пользователи уже не проводят черту между ТВ и Интернетом. Так, многие рекламные ролики предлагают зайти на сайт и поставить “lLike”, следить за развитием через Twitter или просканировать QR-код, чтобы переместить его в Snapchat, а спортивные и музыкальные трансляции сопровождаются ссылками на связанный с этим ивентом веб-ресурс. Ну точь-в-точь по Гейтсу: «Телевизионная трансляция будет содержать ссылки на сопутствующие веб-сайты и контент, которые будут дополнять увиденное…»

11. Интернет-форумы

 «Жители не только отдельных городов, но и целых стран смогут вступать в интернет-дискуссии, чтобы обсуждать затрагивающие их вопросы, например местную политику, городское планирование или безопасность».

Нынешние, особенно молодые пользователи Интернета даже не задумываются, что всего 18 лет назад все это рисовалось лишь в голове Билла Гейтса. Сегодня раздел с комментариями поддерживают даже государственные новостные каналы. Такое социальное участие делает материал более объемным, подчас позволяя узнать то, что журналист упустил или, возможно, недосказал в своем репортаже. А через форумы можно даже задавать вопросы и получать на них ответы.

Более того, Гейтс в 1999 году и не предполагал, насколько серьезными могут оказаться последствия предсказанных им новаций. Например, Twitter сыграл немалую роль в разворачивании «цветных» революций в Ливии, Египте и Тунисе.

img

Карикатура на «цветную» революцию в Египте 

12. Стирание границ между физическим и виртуальным миром

В 1999 году Гейтс уверял: «Ваше реальное местонахождение перестанет играть роль для общения. Для Интернета станет важен прежде всего ваш интерес к теме».

Если в начале века стирание границ между виртуальным и физическим миром воспринималось больше как приятная возможность Интернета, то сегодня расстояния вообще не играют никакой роли в общении: всё внимание сосредоточено на наших вкусах, позициях и оценках. Это оказало огромное влияние и на развитие бизнеса. Прежние службы доставки перестроились настолько, что купить безделушку где-нибудь в Европе, Америке или Китае столь же естественно, как сходить в ближайший магазин за хлебом. AliExpress и eBay стали настоящими локомотивами бизнеса, особенно малого. Старается не отставать и «Почта России». Мир поменялся до неузнаваемости, хотя Гейтс сумел предвосхитить его новые черты еще в далеком 1999 году.

img

Китайская служба доставки AliExpress внешне уже практически  не отличается от российского сайта

13. Программное управление проектами

«Менеджеры, собирая команду под проект, будут просто выходить в Интернет, описывать планы и привлекать людей, которые соответствуют их требованиям».

Это предсказание Гейтса, наверное, еще не сбылось в полной мере. Прошедшие годы отмечены стремительным расширением подходов к организации работы над проектами: Scrum, Agile, каскадная модель Waterfall – лишь некоторые из них. Новые программы и методики управления рабочими процессами в корпоративном пространстве росли как грибы, а их содержание революционизировало все остальные процессы. Наиболее ярко это отразилось в сфере малого бизнеса. Но сейчас мы только на полпути к цели, о которой говорил Гейтс.

14. Онлайн-рекрутинг

«Люди смогут найти возможности для трудоустройства онлайн, заявив о своей заинтересованности, потребностях и специальных навыках». Это написано за три года до запуска LinkedIn и всего за год до старта российского проекта HeadHunter, развивающего свой бизнес в России, Украине, Белоруссии и Казахстане.

Были ли слова Гейтса пророческими или эти новации уже тогда витали в воздухе, сегодня уже неважно. Важно другое: не стоит относиться к прогнозам как к сказке. Подчас даже простые намеки могут вырасти в очень серьезный и крупный проект. Главное – не бояться увидеть то, что сумел увидеть другой.

15. Рост аутсорсинга и программных средств его взаимодействия с основным бизнесом

Последний из прогнозов Билла Гейтса в 1999 году звучал так: «Компании смогут соревноваться между собой за рабочие места независимо от того, в чем они специализируются – строительстве, кинопроизводстве или рекламе. Крупным компаниям станет эффективно отдавать на аутсорсинг часть работы, потребность в которой возникает при нахождении новых клиентов или при отсутствии на текущий момент подходящего поставщика услуг».

Слово «аутсорсинг» стало сегодня таким же привычным, как «двойная четная запись» в бухгалтерии. Более того, компании не только оценили новые возможности по оптимизации своей деятельности, но и стали отдавать на внешнюю поддержку даже вспомогательные службы: бухгалтерию, рекрутинг, рекламную часть и т. д. На принципе аутсорсинга выросла гигантская экономика, которая дала работу в первую очередь малым предприятиям.

Вместо послесловия

В последние несколько лет в своих ежегодных посланиях Билл Гейтс продолжает заглядывать в будущее. Так, в 2015 году он не ограничился сферой ИТ и затронул в первую очередь тему благотворительности и оказания помощи малоимущим. По его мнению, «к 2035 году почти не останется бедных стран». Однако мэтр не уточнил: станут ли эти страны богатыми или же попросту исчезнут с лица земли? Надеюсь, мы с вами сможем увидеть, что имел в виду самый богатый человек планеты.

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 11/2017], Подписка на журналы

Microsoft


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия

15.07.2020
Создание и вывод на рынок hardware-продукта

Санкт-Петербург, онлайн-трансляция

17.07.2020 — 18.07.2020
Лаборатория: бизнес как система.

онлайн, 10.40 -18.00 (мск)

23.09.2020 — 24.09.2020
Форум Индустриальной Роботизации

Санкт-Петербург, Чернорецкий пер. 4-6