IT ExpertТесты и обзорыУстройстваМобильные устройства

Десятилетний забег: как iPhone ускорил нашу жизнь

Александра Криницкая | 19.01.2017

Десятилетний забег: как iPhone ускорил нашу жизнь

Если верить психологам, на выработку новых привычек мы тратим от 21 до 40 дней. А чтобы кардинально изменить привычки в масштабах всего мира, потребуются десятилетия. Но если вы – Apple, справитесь за две пятилетки.

Глобальная смена привычек

Десять лет назад Стив Джобс представил iPhone, который по общепринятым тогда понятиям ничем особо не выделялся на рынке: не стал ни первым смартфоном, ни первым сенсорным телефоном. В нем не было даже MMS (в то время весьма востребованная функция), равно как и возможности устанавливать сторонние приложения. Однако равнодушных к новинке не осталось: кто-то ругал и прочил ей фиаско, а кто-то счел прообразом смартфона будущего.

И был прав – ведь уже первое поколение iPhone продемонстрировало две важные вещи: мобильный сенсорный интерфейс для управления пальцами (а не стилусом) и переосмысленные по-новому некоторые функции, например мобильный веб-серфинг. Apple отказалась от принятой на тот момент парадигмы, в которой основной функцией телефона оставалась голосовая связь, а все остальное – просто полезным дополнением: уже в первом iPhone пользоваться Интернетом стало не менее комфортно, чем звонить. Должно было пройти десятилетие, чтобы в целом ряде стран количество мобильных интернет-пользователей превзошло число тех, кто выходит в Сеть с ноутбука или ПК. А это и есть смена человеческих привычек.

img

Но настоящая революция произошла, когда iPhone обзавелся возможностью устанавливать сторонние приложения. Оказалось, что огромное количество онлайн-сервисов гораздо удобнее использовать со смартфона: заказ еды, покупки в интернет-магазинах, карты и путеводители, бронирование отелей, социальные сети, а очень скоро и безналичные расчеты. В популярной фразе Билла Гейтса «Если вашего бизнеса нет в Интернете, значит, вас нет в бизнесе» слово Интернет теперь можно смело заменить на AppStore и Google Play.

img

Стоит ли говорить, что глобальная смена пользовательских привычек перевернула с ног на голову весь классический маркетинг в большинстве отраслей далеко за пределами ИТ. Она же вознесла на пьедестал бесчисленные стартапы и безжалостно уничтожила бизнес тех, кто не успел адаптироваться к переменам.

От марафона к спринту

Любые технологии, связанные с передачей информации, так или иначе ускоряют нашу жизнь. Когда-то писем ждали неделями и месяцами, появление же почты, телеграфа и телефона дало нашей повседневности первое мощное ускорение. iPhone и последовавший за ним бум на рынке смартфонов стали еще одним таким локомотивом.

Многие назовут неторопливыми офисные будни в начале нулевых: рабочая почта и мессенджеры не требовали мгновенной реакции, а совещания чаще всего предполагали личное присутствие, а не видеоконференцию по Skype со смартфона. Вся наша повседневная жизнь, казавшаяся марафонским забегом, сегодня все больше напоминает спринт – успех во многих сферах определяют мгновенные решения и молниеносная реакция. Причем это касается не только профессиональной деятельности, но и бытовой рутины. Отправляясь на прогулку, мы чаще всего не берем с собой фотоаппарат, потому что качества снимков с камеры телефона вполне достаточно для любителя. Не сортируем фото на компьютере, потому что есть возможность опубликовать немедленно. Да что там фото, если можно организовать живую трансляцию в Facebook или YouTube буквально в несколько кликов на смартфоне! Никакой постобработки, никакого монтажа – только оперативность, удачно схваченный момент и живые неподдельные эмоции.

Впрочем, только ли iPhone мы обязаны всем этим?

img

Не Apple единым

Было бы несправедливо считать, что за всеми переменами, которые привнесли в нашу жизнь смартфоны, стоит лишь маркетинговый гений Стива Джобса. Напротив, без активной конкуренции со стороны Android революции могло и не случиться. При всем уважении к Apple, это довольно инертная компания в вопросах изменений. Так было и при Джобсе, не говоря уже о нынешних временах. Достаточно вспомнить, как долго в Apple сопротивлялись идее смартфона с большим экраном. Возможно, не будь Galaxy Note от Samsung, владельцы iPhone так и довольствовались бы 3,5-дюймовыми дисплеями. Более того, Стив долго был против сторонних приложений в iPhone, и кто знает, какими были бы современные смартфоны, если бы не Google. В те годы компании шагали нога в ногу: летом 2008-го Apple запустила AppStore, а уже в октябре заработал Android Market, который мы сегодня знаем как Google Play.

img

С тех пор производители не раз замечены в заимствовании тех или иных идей конкурентов – иногда с переосмыслением, а иногда и просто копируя. Перенимая многое у Android, iPhone стал сложней и функциональней. Развивалась и аппаратная часть: уже в iPhone 4, который появился в 2010 году, реализованы дисплей высокого разрешения (Retina), 5-мегапиксельная камера и HD-видеосъемка. К слову, камера долгое время оставалась слабым звеном, и только в поколении 4S удалось догнать и во многом перегнать соперников. И дело вовсе не в разрешении и аппаратных особенностях, а в фирменных алгоритмах обработки снимков, которые позволяют выжать максимум из матрицы и оптики.

img

Apple всегда отличалась способностью талантливо применять чужие решения, делать их использование максимально комфортным и подать под правильным маркетинговым соусом. Так и упомянутая камера в iPhone, обладая минимумом функций и настроек, выдает снимки неплохого качества одним нажатием. Именно это и нужно большинству пользователей. То же самое с более поздними новациями, такими как сканер отпечатков Touch ID, беспроводные наушники AirPods и другие фишки, идеи которых первоначально появились отнюдь не в Apple.

img

Можно по-разному относиться к iPhone, но вряд ли кто станет отрицать, что его влияние вышло далеко за пределы рынка смартфонов. Во многом это заслуга не столько Apple, сколько ее конкурентов. Да и вообще глобальный прогресс – дело коллективное. Но именно iPhone десятилетие назад стал одним из пионеров движения к новым сервисам, бизнес-моделям, да что там – к новой экономике и всем тектоническим изменениям, которые мы наблюдаем сегодня. 

выбор смартфона

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 01/2017], Подписка на журналы

Apple


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия