IT ExpertМир технологийНовинки

Чёрные дыры облачных технологий

Вадим Заборский, компания Acticom | 22.11.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Чёрные дыры облачных технологий

В последнее время мы всё чаще и чаще сталкиваемся с термином «облачные технологии», особенно когда речь заходит об информационных системах, например, о CRM или ERP.

Посещая очередную презентацию, можно услышать «Ну как же! Наша программа самая передовая, ведь мы используем  облачные технологии!» или «Новая версия нашей программы стала еще надежнёй и проще, ведь теперь мы используем облачные технологии!».

Термин «облачные технологии» стал таким же популярным в российской повседневной жизни, как и «нанотехнологии».
Но что скрывается за этим модным сочетанием? Так ли надёжны и просты облачные технологии? И  применимы ли они в современной российской реальности?

Анализируя многочисленные презентации по облачным технологиям и связанным с ними программам, соединяя это со своим айтишным опытом,  я сформулировал своё понимание проблемы.

Итак, облачная технология – это группа компьютеров со специально установленным программным обеспечением, объединённых между собой в единую сеть на основе Интернет. Территориально эти компьютеры могут быть разбросаны по разным городам, странам или даже континентам. Специальная программа делает работу пользователя с этими компьютерами настолько простой, как будто вы работаете со своим единственным привычным персональным компьютером.  Если какой-нибудь компьютер из группы по каким-то причинам отключится, то его тут же автоматически заменит другой компьютер из этой группы. Пользователь «облачной технологии», работая со своей программой, не видит и не чувствует, что его программу «обслуживает» целая группа компьютеров. Для него облачная технология - это некий невидимый компьютер, стоящий где-то «за углом».

Вроде пока всё просто и понятно.  

Давайте ненадолго окунёмся в прошлое.

Автором «облачной технологии» (cloud technology)  или «облачных вычислений» (cloud computing)  является Джон Маккарти (John McCarthy), известный американский учёный, специалист по вычислительным машинам, автор понятия «искусственный интеллект». (Источник: Wikipedia (http://en.wikipedia.org/wiki/John_McCarthy_%28computer_scientist%29)). Макарти впервые ввёл в обиход термин «облачные вычисления» в конце 60х годов прошлого столетия. Сама идея позволяет использовать для сложных математических вычислений  компьютеры, соединённые в сеть и не занятые в данный момент другими задачами. Таким образом, для решения небольших задач в рамках проекта облачные вычисления позволяют уйти от необходимости иметь один дорогостоящий  супермощный компьютер, а вместо него использовать множество менее мощных «чужих» компьютеров, равномерно  распределяя между ними нагрузку с помощью специальной программы.

Согласитесь, звучит привлекательно и экономично, когда вместо «проекта» представляешь свою информационную систему с большим количеством данных о клиентах, которую при этом обслуживает сторонняя, специально нанятая компания. И доступ к этой информационной системе может осуществляться со старенького ноутбука или современного iPhone.
Насколько безопасна такая конфигурация «облака» с точки зрения сохранности помещаемых в неё коммерческих данных?
Вот тут-то и начинается самое интересное, поскольку чётко на этот вопрос мне не смог ответить ни один российский производитель программного обеспечения.

Дело в том, что компьютеры, обслуживающие «облако», в которое устанавливается информационная система,  физически находятся в Центрах Обработки Данных (ЦОД), по-другому их еще называют Дата-Центрами (от англ. Data Center).  Фактически от надежности Центра Обработки Данных и ваших договорных условий с ним зависит сохранность данных о клиентах вашей компании в «облаке».  Но при подписке на информационную систему, работающую в «облаке», вам не предоставляется возможность заключить договор с ЦОД.

Если у вас нет договора с ЦОД – нет официальных гарантий сохранности ваших данных в «облаке».  Иными словами, в случае внезапного прекращения доступа к клиентской базе из-за технического сбоя некому будет предъявить претензии. Задача усложняется, если Центр Обработки Данных, выбранный производителем информационной системы, находится за пределами России.

В других странах существует классификация ЦОД. Любой ЦОД может пройти добровольную сертификацию, и ему будет присвоен уровень согласно общепризнанной классификации. Это значительно облегчает выбор ЦОД.
ЦОД делятся на 4 уровня по отказоустойчивости в случае сбоев (отключения электричества или Интернет, сбоя серверов и т.д.):

Уровень 1.  Без резервных линий, серверов и компьютерных компонентов.

Уровень 2.  Уровень 1 + запасные сервера и компоненты.

Уровень 3.  Уровень 1 + уровень 2 + запасные источники питания, резервные линии связи

Уровень 4.  Уровень 1 + уровень 2 + уровень 3 + полная система поддержки отказоустойчивости, охлаждаемые помещения для работы серверов, запасные системы хранения данных, системы отопления и вентиляции и т.д.

Тарифы на услуги ЦОД устанавливаются в зависимости от уровня их оснащённости согласно классификации. Выбирая более дешевый ЦОД, вы как клиент  осознаёте уровень риска для ваших данных.

К сожалению, в России подобной классификации не существует. Каждый ЦОД сам решает, как строить свою работу.  Тарифы на услуги также не являются критерием надежности ЦОД.  В этих условиях выбор оптимального ЦОД необходимо проводить лично.

При использовании привычной схемы приобретения программного обеспечения вы покупаете информационную систему и устанавливаете её в локальной сети своей компании. Проблемы с безопасностью, ограничением доступа в этом случае решаются в нашей стране очень просто и,  главное, прозрачно для заказчика: его системные администраторы отключают пользователям приводы компакт-дисков, дисководы (у кого они еще остались) и ограничивают (или вообще запрещают) доступ в Интернет. Несмотря на примитивность этих шагов, в результате остаются всего две точки проникновения в информационную систему компании: подкуп сотрудника для получения администраторского доступа и проникновение из Интернет  через систему шлюзов и других ограничений. Последний способ является достаточно дорогим и малоэффективным в случае, если речь идёт о небольшой компании.

При использовании облачных технологий доступ к информационной системе обеспечивают как минимум 3 разные организации:

1.    Организация, предоставляющая доступ в Интернет (интернет-провайдер).
2.    Производитель информационной системы.
3.    Организация, которая технически и программно поддерживает работу «облака» для функционирования информационной системы (хостинг-провайдер).

Самостоятельно вы можете выбрать только первые две организации. Выбор хостинг-провайдера, как правило, остаётся за производителем информационной системы. Повлиять на этот процесс практически невозможно, поскольку каждый производитель «облачной» информационной системы в течение определённого времени специально настраивает свою систему на работу с конкретным хостинг-провайдером (с учётом выбранного тарифа, операционной системы, выделяемых аппаратных ресурсов).

Ответы на вопрос о надежности хостинг-провайдера, характеристиках его оборудования и его известности сводятся обычно к словам «Ну, это же облачные технологии! Тут всё надёжно, и поэтому вам это знать не обязательно».
Получается, что в случае с облачными технологиями возможность проникновения в информационную систему расширяется в 2,5 раза – к двум существующим точкам проникновения добавляются еще три.  Фактически, это означает то же самое, как если бы к вашему домашнему компьютеру с играми, личными фотографиями и перепиской с друзьями имели доступ еще три посторонних человека.

В случае технического сбоя или замедления работы производитель «облачной» информационной системы может сослаться на неполадки в оборудовании хостинг-провайдера или на медленный Интернет со стороны заказчика, и ожидание решения проблемы может занять сколько угодно долгий промежуток времени. Не будем при этом забывать, что речь идёт о доступе к информационной системе, в которой хранятся данные о клиентах. Невозможность получить доступ к базе неизбежно влечёт за собой потерю клиентов и прибыли заказчика.

Повлиять на этот процесс заказчик может только в одном случае – если в договоре с производителем «облачной» информационной системы чётко прописаны возможные виды сбоев и ответственность  за них. В реальности, в нашей стране заказчик, как правило, не задумывается над  подобными проблемами, а производитель системы не акцентирует на этом внимание. В результате, в случае сбоя страдает заказчик и его клиенты, а претензии предъявить практически нереально.

Не так давно принятый в нашей стране Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных» гарантирует каждому гражданину РФ сохранность его личной информации и налагает на организации, оперирующие этой информацией, определённые обязанности по обеспечению такой сохранности.

Согласно этому закону любая компания, получившая, например, на выставке визитную карточку от физического лица, обязана получить с этого лица письменное разрешение на обработку данных, указанных в визитке. Это даёт право занести данные лица в базу компании и в дальнейшем осуществлять в его адрес звонки, рассылки и другие действия. При этом сама компания становится, в понимании закона, оператором персональных данных, который обязан обеспечить все условия по обеспечению их сохранности.

Иными словами, если кто-то из нескольких десятков или даже сотен сотрудников хостинг-провайдера или производителя «облачной» информационной системы проникнет в базу клиентов заказчика, скопирует личную информацию и воспользуется ей в своих интересах или в интересах третьих лиц, то, согласно закону №152-ФЗ, отвечать за это придётся заказчику информационной системы.

Несомненно, облачные технологии являются новым шагом в развитии таких информационных систем, как CRM и ERP. Но без должной законодательной  и технической поддержки государства и специалистов по информационным технологиям в нашей стране работа в «облаке» несёт для бизнеса, на мой взгляд, больше рисков, чем преимуществ.

Что в итоге выбирать? Как обычно – решать вам.

Ключевые слова: облачные технологии


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Загрузка...

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12