Уберизация и ее последствия

Логотип компании
Уберизация и ее последствия
Вместо миллионных траншей на реализацию комплексных проектов клиент будет платить по факту использования сервисов.

Уберизация – термин, появившийся недавно, но очень быстро ставший модным благодаря популярному во многих странах сервису заказа такси. И хотя сама марка Uber известна вот уже 10 лет, с процессами, вызванными ее появлением и, главное, успехом, мир сталкивается не так уж давно.

В узком смысле термин «уберизация» означает использование компьютерных платформ для проведения прямых сделок между поставщиками услуг и их заказчиками. Есть и более широкое понимание: уберизация – использование участниками рынка сервисов, которые координируют работу и исключают посредников из цепочки «сервис – потребитель». В любом случае в основе данного явления лежит Uber – пиринговая платформа, которая и служит основой для формирования экосистемы.

До недавних пор для малого и даже среднего бизнеса организация коммуникаций с потенциальными и существующими заказчиками была одной из основных проблем. И те, кто ориентировался на консьюмерский сегмент, и b2b-компании при попытке расширить охват аудитории сталкивались со значительными издержками. Освоение даже локального рынка отдельно взятого крупного города становилось непреодолимым барьером. Сегодня решение такой задачи берет на себя Uber, а небольшие компании получают возможность расширить аудиторию бизнеса и в конечном итоге нарастить cash-flow, просто став небольшой частью популярной экосистемы.

Уберизация и ее последствия. Рис. 1

Помимо коммуникаций, Uber решает и другие весьма важные проблемы, не только упрощая и сокращая цепочку между поставщиком услуги и потребителем, но и максимально формализуя ее. А выполнение четко прописанных процедур исключает вероятность проблем, связанных с пресловутым человеческим фактором, – от элементарных ошибок до полного непонимания. Еще одно свойство платформы – способность исключить из деятельности компании  бизнес-процессы, которые не несут рыночной ценности. Бизнесу не приходится отвлекаться на решение посторонних задач, доверив их платформе, что позволяет сделать простой и короткий шаг к максимальной эффективности.

Интересное явление: многие ИТ-вендоры сегодня активно продвигают идею цифровой трансформации бизнеса, где драйвером его роста становится максимальная эффективность бизнес-процессов, достигаемая за счет ИТ. Именно этим, по сути, и занимаются Uber-платформы, предлагающие своей экосистеме выстроенную схему работы, которую можно использовать без каких-либо принципиальных изменений. Естественно, важнейшая роль в такой схеме принадлежит ИТ, потому что именно с их помощью и обеспечивается ее бесперебойное функционирование.

Уберизация и ее последствия. Рис. 2

Рассматривая опыт развития Uber-платформ, мы видим на переднем фронте массовые консьюмерские сервисы, из которых такси – лишь наиболее удачный и самый массовый пример. Действительно, уберизация наиболее глубоко проникла в сегмент b2c, что отнюдь не означает, что она не затронет сферу b2b. Показателен пример рынка информационных технологий. Здесь, как отмечает руководитель отраслевых проектов группы компаний Softline Дмитрий Новиков, главным индикатором проникновения уберизации становится интерес заказчиков к managed services – профессиональным услугам ИТ-аутсорсеров. «Компании часто отказываются от развертывания того или иного сервиса в рамках своей инфраструктуры и принимают решение закупать его на стороне, – говорит Дмитрий. – Вместе с тем поставщикам тоже необязательно быть разработчиками этих услуг от и до. Более того, основные средства производства – активы, с помощью которых оказывается услуга, могут им не принадлежать. Например, на рынке облачных сервисов успешно действуют провайдеры, у которых нет ни дата-центров – стойки берутся в аренду, ни оборудования – куплено в лизинг и фактически принадлежит банку. Вместе с тем провайдеру ничто не мешает привлекать ресурсы на стороне, развертывать на базе вендорского или опенсорсного решения услугу, дополнять ее своей функциональностью и продавать. Таким образом, продавец, даже не обладая средствами производства, становится платформой для компаний, ресурсы которых он использует в создании продукта».

В таких условиях новые возможности для роста получают небольшие компании. Используя Uber-платформы, они могут превратиться в поставщиков услуг, работая с массовой аудиторией, которая до этого им была просто недоступна. Именно так произошло с AppStore, а немногим позже с Google Play. «Лидерами продаж, – напоминает Дмитрий, – часто становились мелкие команды разработчиков, которые при наличии хорошего продукта использовали главную возможность платформы – нулевую стоимость доступа в канал продаж. Поэтому не исключено, что среди поставщиков сервисов появятся новые звезды».

Что означает на практике распространение Uber-платформ в b2b-сегменте? Заказчики получают возможность не просто сократить, а вовсе отказаться от капитальных затрат, что поставит под угрозу выручку гигантов, доминировавших до сих пор на рынке.  Рассматривая ситуацию для российского рынка ИТ, Дмитрий Новиков отмечает, что вместо миллионных и даже миллиардных траншей на реализацию комплексных проектов, которые включают в себя строительство ЦОДов, поставку серверов и дорогостоящего ПО, клиент будет платить по факту использования сервисов, развернутых у провайдера. «В абсолютных цифрах это существенно меньшие деньги, – говорит он. – Для поддержания устойчивого денежного потока ИТ-компаниям предстоит вести в разы больше проектов, чем раньше. Опыт такого бизнеса есть, пожалуй, только у компаний, предлагающих облачные услуги и managed services, для других же это станет настоящим вызовом».

Угроза эта, кстати, вполне осязаема крупными игроками, причем не только традиционными интеграторами, но и дистрибьюторами:  многие из них, активно развивая сервисное направление, действительно не вкладываются в создание дата-центров, предпочитая капитальным затратам аренду мощностей в коммерческих ЦОДе.

Таким образом, вместе с изменением правил игры и самой схемы взаимоотношений бизнеса с потребителями формируется новый рынок – платформ-уберов. Роль такой платформы может быть самой разной: от простейшей, когда она только организует экосистему рыночного сегмента, до довольно серьезной – как структуры, устанавливающей правила игры на всем рынке. Та же Uber давно стала не просто платформой – она формирует стандарты работы на рынке такси в странах присутствия: требования к автомобилям и водителям, схему взаимоотношений с клиентами, систему взаиморасчетов и даже ценовую политику. Неслучайно периодически появляются сообщения о забастовках традиционных таксистов, не выдерживающих конкуренции с коллегами, сделавшими выбор в пользу Uber или ее клонов. С другой стороны, подобные явления всегда сопровождают превращение дикого рынка в цивилизованный. Что не может не радовать – значит, рынок извоза, который в нашей стране долгое время был в буквальном смысле слова базаром, выходит на современный уровень.

Наглядный пример – Москва, где уже довольно много лет на рынке такси сосуществуют сразу три платформы – Uber, «Яндекс.Такси» и Gett, культурно конкурируя друг с другом и другими сервисами, не имеющими развитой в технологическом отношении платформы и вынужденными играть по более привычным правилам. Та же служба «Везет» обслуживает заказчиков посредством кол-центра и телефонной связи, предлагая фиксированные цены в зависимости от маршрута поездки. В Москве, с ее непредсказуемостью и дикими пробками, такое предложение находит почитателей. Тем не менее Uber и ему подобные платформы стали основными игроками рынка такси, и в ближайшее время едва ли что сможет поколебать их позиции. 

Пример Uber демонстрирует несколько нехитрых закономерностей, позволяющих той или иной подобной платформе добиться успеха. Прежде всего услуга, вокруг которой компания формирует свою экосистему, должна быть массовой. Это поможет быстро сформировать как круг использующих платформу поставщиков услуг, так и круг заказчиков, которые будут пользоваться этими услугами

Во-вторых, убер должна обеспечить и поставщикам, и потребителям четкие правила игры. Какой смысл пользоваться услугами платформы, когда с каждым из поставщиков услуг приходится индивидуально договариваться о цене? Какой смысл входить в экосистему, если она не позволяет прогнозировать результаты работы?

В-третьих, платформа должна одновременно взять на себя и функции арбитра. Сама Uber крайне внимательно относится к жалобам заказчиков, а ее служба поддержки очень быстро реагирует на заявления, сообщая о принятых мерах. Могут даже возвратить деньги за некачественную услугу или предложить бонусы на следующий заказ.

И наконец, доступ к платформе должен быть интуитивно прост и для поставщиков, и для заказчиков вне зависимости от уровня их подготовки и технической оснащенности. В случае с сервисом такси для его использования и пассажиру, и водителю достаточно смартфона с установленным и настроенным приложением – всё остальное берет на себя сама Uber.

Опубликовано 05.05.2017

Похожие статьи