Бесплатный почтовый сервер

Логотип компании
Бесплатный почтовый сервер
Кому необходим собственный почтовый сервер? Есть ли бесплатные решения для Windows? Сложно ли его установить, настроить и управлять им?  

В чем состоят достоинства бесплатных почтовых серверов

Каковы минусы и ограничения бесплатных почтовых серверов

Какие бесплатные почтовые серверы существуют


В чем состоят достоинства бесплатных почтовых серверов

Я не зря начинаю статью с рассмотрения этого вопроса, хотя задают его чрезвычайно редко. Ведь почтовый сервер, как правило, требуется организациям с большим количеством сотрудников, где внутренняя почтовая служба является неотъемлемой частью бизнес-процессов. В таких компаниях количество почтовых аккаунтов достигает нескольких сотен, а то и тысяч, и для их формирования и обслуживания необходимо установить собственный почтовый сервер: разумеется, о бесплатных решениях речь не идет.

Обмен информацией между сотрудниками маленькой фирмы, находящихся в пределах одного или двух-трех помещений, обычно не вызывает затруднений: можно самому отнести документ или передать его через файловый сервер. Поэтому в небольших компаниях чаще всего пользуются услугами такого интернет-провайдера, которому не составляет труда организовать 10–15 почтовых ящиков для сотрудников и взять на себя обслуживание почтовой системы: следовательно, вопрос о собственном почтовом сервере тоже не поднимается.

Но не всегда такой вариант приемлем, и в первую очередь из соображений конфиденциальности. Располагая бизнес-переписку на «чужом» сервере, арендатор услуги рискует потерей секретности: ведь информация находится во владении (и в свободном доступе) со стороны третьих лиц и может быть разглашена (или передана) без ведома владельца почтового ящика. Вот почему для вящей безопасности даже владельцы фирм, в которой насчитывается менее 10 сотрудников, нередко предпочитают организовать собственную почтовую систему, находящуюся под контролем ответственного персонала. Вторым немаловажным поводом для внедрения такого сервиса считают независимость от провайдера и его канала: например, при переезде компании в другой офис, или при вынужденной смене провайдера, или при временной утрате основного канала и переходе на резервный сохраняется и доступ к архиву переписки, и возможность обмена сообщениями внутри компании.

Единственное, что отличает в такой ситуации большую компанию от малой, — это требования к почтовой системе и финансовые возможности. Конечно, крупные предприятия могут себе позволить приобрести коммерческую почтовую систему и оплатить услуги сторонних специалистов по ее интеграции в корпоративную сеть, а в перспективе — найти достаточно средств для поддержки ее работоспособности силами собственного квалифицированного персонала. Однако для небольшой компании подобные траты нередко становятся непозволительной роскошью: даже приобретение коммерческого пакета ПО зачастую дорого, а уж оплата штата специалистов — и вовсе невозможна.

Именно поэтому чаще прибегают к бесплатному ПО, в том числе работающему в составе операционных систем, распространяемых на основе лицензии GNU/GPL (Linux, FreeBSD), которое поддерживается в работоспособном состоянии либо кем-то из продвинутых пользователей, либо энтузиастом-системщиком, готовым трудиться за небольшую зарплату.

Но как быть, если в компании есть сервер, действующий под управлением Windows, или собственный сотрудник весьма далек от умения работать с unix-like ОС? Разумеется, искать бесплатное ПО и пользоваться им. Благо его создают достаточно простым в управлении, что позволяет работать с ним, даже не имея специальных навыков, а для спорных ситуаций можно воспользоваться плодами коллективного разума: существуют форумы и сайты, посвященные этой тематике, да и документации, как правило, хватает. Пожалуй, это и есть ответ на заданный вопрос: главное преимущество бесплатного почтового серверного ПО — его доступность, простота и наличие свободно распространяемой базы знаний. Если, конечно, не считать цены продукта.

Каковы минусы и ограничения бесплатных почтовых серверов

Конечно же, странно было бы ожидать от бесплатных почтовых программ сервисов такого же уровня, который обеспечивают коммерческие продукты: в таком случае платное ПО вообще бы не было востребовано. Бесплатное ПО вы используете исключительно на свой страх и риск: любые проблемы с его функционированием придется решать самостоятельно, а в случае потери важной информации из-за сбоя или некорректной работы программы рекламации предъявить будет некому. Аналогичная ситуация и с сервисной поддержкой: конечно, у автора можно получить кое-какую информацию, но, как правило, исключительно справочно-ознакомительного характера.

Кроме того, функциональные возможности бесплатных почтовых серверов зачастую ограничены набором базовых функций, в лучшем случае включающих обработку стандартных почтовых протоколов и механизмов, а также подключение спам-фильтров и антивирусов (опять же, бесплатных).

Существуют ограничения и на количество пользователей, и на поддерживаемое число почтовых ящиков, а также на способы управления: некоторые свободно распространяемые продукты не имеют встроенных возможностей удаленного администрирования, все операции приходится выполнять непосредственно с того компьютера, на котором установлен сервер.

Фактически наблюдается обратная зависимость: чем проще в обращении программа, тем меньше функций она поддерживает. Например, из возможностей продукта может быть исключена работа в стандарте IMAP. Да и сами такие продукты обычно маломощны и не в состоянии полноценно обслужить большое количество почтовых сообщений, что делает их пригодными только для домашнего применения или небольшого офиса. Делая выбор в пользу бесплатного ПО, необходимо внимательно изучать лицензионное соглашение — ведь некоторые продукты вообще не предназначены для коммерческого применения. Важно знать и то, что они не имеют гарантированной безопасности: изучив открытый код продукта, злоумышленник без труда надет лазейку для нарушения нормальной работы такого сервера; далеко не всегда разработчики уделяют достаточно внимания параметрам безопасности в своих разработках.

И, наконец, существует высокая вероятность того, что автор выбранного бесплатного ПО прекратит заниматься этим проектом и пользователь вынужден будет искать альтернативный вариант, полностью меняя уже сложившуюся структуру и переучиваясь на новый продукт.

Какие бесплатные почтовые серверы существуют

Бесплатный почтовый сервер. Рис. 1
Перечислять все продукты, разработанные под ОС семейства Windows, нет нужды: несмотря на то, что их довольно много, популярностью пользуются лишь некоторые.Например, Courier Mail Server может запускаться как стандартное приложение, или в качестве службы Windows, не требует установки в системе; достаточно загрузить архив с программой и распаковать ее в любую папку на жестком диске компьютера, который будет выполнять обязанности почтового сервера. Общение сервера и клиента происходит по специальным почтовым протоколам Simple Mail Transfer Protocol (SMTP) — при передаче писем на сервер и Post Office Protocol v.3 (POP3) — при приеме писем из почтового ящика. Сеансы обмена почтой с Интернетом могут проходить в автоматическом режиме по расписанию, с помощью встроенного планировщика; причем подключение к Интернету может осуществляться как по локальной сети, так и посредством модема (удаленный доступ). Сортировщик почты согласно заданным правилам перенаправляет письма, принятые из внешних почтовых ящиков, определенным получателям.

Главное преимущество этой программы — предельная простота в управлении, что делает ее привлекательной для малых офисов, в которых не требуется сложных функций, а достаточно лишь отправить и принять почту на несколько ящиков.

Бесплатный почтовый сервер. Рис. 2
Гораздо более привлекательный, но более сложный в освоении и эксплуатации сервер почтовых сообщений hMailServer может послужить неплохой альтернативой даже коммерческим продуктам. hMailServer — небольшой, но весьма многофункциональный бесплатный почтовый сервер с многоязыковым интерфейсом, который не только поддерживает основные почтовые протоколы (IMAP4, SMTP и POP3), но и позволяет создавать виртуальные почтовые домены, использовать списки рассылки, псевдонимы и многое другое. В нем также предусмотрена функция антивирусной проверки писем с помощью внешних антивирусов, в частности реализована интеграция с бесплатным ClamAV. Для этого сервера характерны и продвинутые антиспам-средства, есть возможность обрабатывать входящую и исходящую почту по создаваемым правилам (как на уровне домена в целом, так и для каждого пользователя), добавлять каждому пользователю несколько внешних ящиков, в том числе и с разных серверов (поддерживается только протокол pop3).

Особенность этого почтового сервера в том, что для хранения и обработки почтовых сообщений он использует внешнюю базу данных (в ней размещаются как письма, так и вложения). В качестве СУБД применяется как входящая в дистрибутив mySQL, так и другие: есть возможность перенастроить hMailServer на MS SQL или PostgreSQL. В качестве дополнительных удобств следует отметить поддержку резервного копирования настроек и базы данных по расписанию, а также применение разнообразных веб-интерфейсов, таких как SquirrelMail. Разработчики утверждают, что готовы предоставить любую поддержку своего продукта посредством форума и гарантируют, что продукт будет совершенствоваться и пополняться новыми функциями, а также обещают выпуск необходимых исправлений замеченных ошибок. Кстати, относительно недавно проект перешел к формату использования закрытого кода, что повысило его защищенность от потенциальных злоумышленников.

Опубликовано 19.05.2011