Как выжить digital-специалистам в заблокированном Интернете

Логотип компании
Как выжить digital-специалистам в заблокированном Интернете
Как быть тем, кто пострадал в результате блокировок. Ситуация сложная, но не плачевная.

В последнюю неделю события в нашей стране, а точнее в цифровой ее части, развиваются крайне стремительно. 13 апреля суд вынес решение о блокировке Telegram. В этот же день Роскомнадзор запустил свои проворные щупальца в российские сети с безудержным желанием исполнить решение суда.

К сожалению, от повсеместных блокировок пострадали не только пользователи Telegram, но и те, кто в России связан с digital-средой. Те, кому для работы жизненно необходимы иностранные сервисы, например Google Docs или Trello. Не буду вдаваться в полемику о законности решений и вообще корректности блокировок в России – об этом уже написаны сотни, если не тысячи статей, почти каждая из которых заканчивается фразой «Но Telegram по-прежнему работает». Telegram – да, а вот как работать интернет-маркетологам, SMM- и прочим специалистам, сферу которых можно отнести к digital, непонятно. Но попробую разобраться и дать несколько советов.

Под секирой Роскомнадзора полегли миллионы IP-адресов. К сожалению, среди них оказались адреса Amazon, Google, Digital Ocean и прочих компаний, на серверах которых расположены важные сервисы. Не надо разбираться в строении модели OSI или знать, как обжимать кабель Ethernet, чтобы в середине апреля заметить, что некоторые сервисы стали медленнее или вовсе перестали работать. Вариантов решения у тех, кто по рукам и ногам связан в своей работе с программами и сервисами в Интернете, не очень много. На самом деле глобально их всего два. Первый – любыми путями обходить блокировки, например пускать трафик через другие страны с помощью VPN. Нелегальный и сложный способ, который я лично не рекомендую. Кроме того, это решение, скорее всего, временное и ненадежное.

Второй вариант более стабильный и поможет надолго, но и затрат повлечет довольно много. Это решение можно назвать одним емким и известным, пожалуй, уже всем словом – импортозамещение. Переезд на другой софт и сервисы – долгий и сложный процесс, впрочем, если есть желание продолжать работать в России, то от него никуда не деться.

Программисты и менеджеры столкнулись с проблемами доступа к таск-менеджеру Trello и удобному сервису для общения внутри команды – Slack. В качестве альтернативы у русского «Яндекса» есть продукт «Трекер». Не могу сказать, что он очень удобный, но как временное решение подойдет. Особенно если «Яндекс» будет его развивать. Там есть и внутренний мессенджер, и инструменты для проджект-менеджмента – в общем, жить можно. Идеальный способ, конечно, создать собственный софт, но для малого и среднего бизнеса это не подходит – работа встанет, пока программисты будут делать отдельное решение. Для того чтобы работать с «Трекером», нужно будет завести всем сотрудникам почту в «Яндексе», но это как раз часть комплексных работ, ведь с почтой иностранных сервисов тоже у многих возникли проблемы, а тут двух зайцев одним ударом.

Забавно, что для замены Slack многие программисты сейчас временно перешли на Telegram. Как бы сюрреалистично это ни звучало, но Slack практически не работает, а Telegram, из-за которого всё и началось, пока дышит.

Немного проще ситуация с облачными сервисами. Многие на этой неделе потеряли доступ к документам Google Docs и файлам в Dropbox, Amazon, Google Drive и прочих сервисах. На подмогу снова спешит «Яндекс», а вместе с ним и Mail.Ru – облака этих компаний расположены в России, так что, скорее всего, будут работать без сбоев. Кроме того, в любом офисе можно развернуть свое облако на базе какого-нибудь NAS (мы как раз реанимировали такой у себя, чтобы все могли скачать необходимые для работы файлы). Конечно, это будет не так удобно, зато работа будет зависеть только от канала в офисе и, если что, ко всем файлам будет офлайн-доступ.

Как выжить digital-специалистам в заблокированном Интернете. Рис. 1

Практически для всех сервисов, приложений, мессенджеров, соцсетей в России есть альтернативы. Вместо Facebook – «Вконтакте» и «Одноклассники» (хотя SMM-спецам придется сложно, ведь надо будет переориентироваться), вместо Telegram – «ТамТам» и ICQ. Google Analytics заменит «Яндекс.Метрика» или Liveinternet, хотя настраивать контекстную рекламу в Adwords без связки с Analytics станет заметно сложнее (если Adwords вообще будет работать, конечно). Вместо Slack и Trello – «Яндекс.Трекер», вместо Gmail – «Яндекс.Почта» или Mail.Ru. Про поисковики и новостные сервисы даже не говорю, их все и так знают.

Хуже дела обстоят с узкоспециализированными задачами, но неразрешимых проблем, как известно, не бывает, есть только затраты ресурсов. Компании, у которых бизнес завязан на сайтах, сейчас столкнутся с проблемами геолокации. Поскольку жители нашей страны используют для обхода блокировок VPN, хоть это и запрещено, в статистике сайта будет некорректно отображаться, откуда пришел пользователь. Более того, это повлияет и на геотаргетинг рекламы в контекстно-медийных сетях. Как один из вариантов решения – настраивать таргетинг не на регион, а на язык пользователя. Однако таргетировать рекламу на конкретный город России будет проблематично. Остается надеяться, что рекламные сети решат этот вопрос на своем уровне. Может возникнуть и проблема с пикселями для ретаргетинга, но тут поможет только использование других площадок: «Яндекс.Директ» вместо Google Adwords и «Вконтакте» вместо Facebook, благо инструменты почти идентичны, но некоторыми аудиториями придется пожертвовать.

Как выжить digital-специалистам в заблокированном Интернете. Рис. 2

Владельцам сайтов стоит провести проверку, к каким ресурсам обращаются их странички для работы. У многих стоят плагины (в частности, платежные или информационные) или JS, которые ссылаются на внешние серверы, которые могут быть недоступны; значительная часть крупных сервисов хостится у Amazon, у которого в России заблокированы миллионы адресов. Недавно, например, в течение суток был заблокирован сайт Google Fonts, откуда на множество российских сайтов подгружались шрифты. В итоге сайты грузились медленно и без нужных шрифтов. Выходом тут станет использование только российских решений или перенос шрифтов и внешних скриптов на локальный сервер (впрочем, это уже давно общая рекомендация от Google для сокращения времени загрузки сайта, так что точно пора это сделать). Похожая история и с CDN (сеть дистрибуции контента). Если вы пользовались импортными решениями, пора переходить на российские сетки, благо их сейчас масса, иначе в один день картинки на вашем сайте перестанут загружаться.

Малому бизнесу придется отказаться от иностранных CRM-систем, если не хочется потерять данные клиентов. При ограничении доступа заказы с сайта перестанут поступать в CRM. В России есть несколько хороших решений, причем весьма конкурентоспособных, например amoCRM и «Битрикс24». SMM-специалистам, которые использовали в работе сервисы вроде Hootsuite для планирования публикаций, следует тоже подыскать альтернативу – в России есть SMMPlanner и Amplifr.

Сложнее всего будет тем, кто работает с международными компаниями, там уже локальными инструментами, хоть и весьма хорошими, не обойтись. Но универсальной таблетки тут уже нет. Каждое решение будет зависеть от входных данных. Где-то достаточно переезда с сервисов Google на «Яндекс», а где-то потребуется релокация команды в другую страну. Но в большинстве случаев все же можно обойтись малой кровью.

В общем ситуация в России для digital-специалистов не такая уж плачевная, хоть и сложная. Конечно, все блокировки заставляют тратить много времени на перенос данных и внедрение, будут возникать коллизии и несостыковки, но решения есть, и это самое главное. Другой вопрос – как сейчас относиться к блокировкам. Если считать, что все это временно, то можно быстро перескочить на другие сервисы и надеяться, что скоро Павел Дуров отдаст ключи шифрования и к нам вернется старый добрый Интернет.

Но я бы советовал в данной ситуации быть немного пессимистом и учесть, что Россию вовсе могут отключить от Мировой паутины. Поэтому, на мой взгляд, лучше перестраховаться и уже сейчас сделать пусть сложный и долгий, но более глубокий переезд на российские платформы и инструменты крупных компаний, которые с большой долей вероятности останутся на плаву. В будущем это может дать конкурентное преимущество: когда коллеги по рынку начнут ломать голову, как обойти блокировки, у вас всё будет работать. Пусть немного неудобно и непривычно, но работать. Если же пока не готовы к полному переезду, стоит хотя бы начать подстилать соломку, иначе очередное судебное решение или закон остановят ваш бизнес и на его перезапуск потратите гораздо больше, если выживете. Однако решать, разумеется, в конечном итоге только вам.

Опубликовано 26.04.2018