ПрактикаКак это сделать

Как выжить digital-специалистам в заблокированном Интернете

Сергей Кузнецов | 26.04.2018

Как выжить digital-специалистам в заблокированном Интернете

Как быть тем, кто пострадал в результате блокировок. Ситуация сложная, но не плачевная.

В последнюю неделю события в нашей стране, а точнее в цифровой ее части, развиваются крайне стремительно. 13 апреля суд вынес решение о блокировке Telegram. В этот же день Роскомнадзор запустил свои проворные щупальца в российские сети с безудержным желанием исполнить решение суда.

К сожалению, от повсеместных блокировок пострадали не только пользователи Telegram, но и те, кто в России связан с digital-средой. Те, кому для работы жизненно необходимы иностранные сервисы, например Google Docs или Trello. Не буду вдаваться в полемику о законности решений и вообще корректности блокировок в России – об этом уже написаны сотни, если не тысячи статей, почти каждая из которых заканчивается фразой «Но Telegram по-прежнему работает». Telegram – да, а вот как работать интернет-маркетологам, SMM- и прочим специалистам, сферу которых можно отнести к digital, непонятно. Но попробую разобраться и дать несколько советов.

Под секирой Роскомнадзора полегли миллионы IP-адресов. К сожалению, среди них оказались адреса Amazon, Google, Digital Ocean и прочих компаний, на серверах которых расположены важные сервисы. Не надо разбираться в строении модели OSI или знать, как обжимать кабель Ethernet, чтобы в середине апреля заметить, что некоторые сервисы стали медленнее или вовсе перестали работать. Вариантов решения у тех, кто по рукам и ногам связан в своей работе с программами и сервисами в Интернете, не очень много. На самом деле глобально их всего два. Первый – любыми путями обходить блокировки, например пускать трафик через другие страны с помощью VPN. Нелегальный и сложный способ, который я лично не рекомендую. Кроме того, это решение, скорее всего, временное и ненадежное.

Второй вариант более стабильный и поможет надолго, но и затрат повлечет довольно много. Это решение можно назвать одним емким и известным, пожалуй, уже всем словом – импортозамещение. Переезд на другой софт и сервисы – долгий и сложный процесс, впрочем, если есть желание продолжать работать в России, то от него никуда не деться.

Программисты и менеджеры столкнулись с проблемами доступа к таск-менеджеру Trello и удобному сервису для общения внутри команды – Slack. В качестве альтернативы у русского «Яндекса» есть продукт «Трекер». Не могу сказать, что он очень удобный, но как временное решение подойдет. Особенно если «Яндекс» будет его развивать. Там есть и внутренний мессенджер, и инструменты для проджект-менеджмента – в общем, жить можно. Идеальный способ, конечно, создать собственный софт, но для малого и среднего бизнеса это не подходит – работа встанет, пока программисты будут делать отдельное решение. Для того чтобы работать с «Трекером», нужно будет завести всем сотрудникам почту в «Яндексе», но это как раз часть комплексных работ, ведь с почтой иностранных сервисов тоже у многих возникли проблемы, а тут двух зайцев одним ударом.

 

Забавно, что для замены Slack многие программисты сейчас временно перешли на Telegram. Как бы сюрреалистично это ни звучало, но Slack практически не работает, а Telegram, из-за которого всё и началось, пока дышит.

 

Немного проще ситуация с облачными сервисами. Многие на этой неделе потеряли доступ к документам Google Docs и файлам в Dropbox, Amazon, Google Drive и прочих сервисах. На подмогу снова спешит «Яндекс», а вместе с ним и Mail.Ru – облака этих компаний расположены в России, так что, скорее всего, будут работать без сбоев. Кроме того, в любом офисе можно развернуть свое облако на базе какого-нибудь NAS (мы как раз реанимировали такой у себя, чтобы все могли скачать необходимые для работы файлы). Конечно, это будет не так удобно, зато работа будет зависеть только от канала в офисе и, если что, ко всем файлам будет офлайн-доступ.

img

Практически для всех сервисов, приложений, мессенджеров, соцсетей в России есть альтернативы. Вместо Facebook – «Вконтакте» и «Одноклассники» (хотя SMM-спецам придется сложно, ведь надо будет переориентироваться), вместо Telegram – «ТамТам» и ICQ. Google Analytics заменит «Яндекс.Метрика» или Liveinternet, хотя настраивать контекстную рекламу в Adwords без связки с Analytics станет заметно сложнее (если Adwords вообще будет работать, конечно). Вместо Slack и Trello – «Яндекс.Трекер», вместо Gmail – «Яндекс.Почта» или Mail.Ru. Про поисковики и новостные сервисы даже не говорю, их все и так знают.

Хуже дела обстоят с узкоспециализированными задачами, но неразрешимых проблем, как известно, не бывает, есть только затраты ресурсов. Компании, у которых бизнес завязан на сайтах, сейчас столкнутся с проблемами геолокации. Поскольку жители нашей страны используют для обхода блокировок VPN, хоть это и запрещено, в статистике сайта будет некорректно отображаться, откуда пришел пользователь. Более того, это повлияет и на геотаргетинг рекламы в контекстно-медийных сетях. Как один из вариантов решения – настраивать таргетинг не на регион, а на язык пользователя. Однако таргетировать рекламу на конкретный город России будет проблематично. Остается надеяться, что рекламные сети решат этот вопрос на своем уровне. Может возникнуть и проблема с пикселями для ретаргетинга, но тут поможет только использование других площадок: «Яндекс.Директ» вместо Google Adwords и «Вконтакте» вместо Facebook, благо инструменты почти идентичны, но некоторыми аудиториями придется пожертвовать.

img

Владельцам сайтов стоит провести проверку, к каким ресурсам обращаются их странички для работы. У многих стоят плагины (в частности, платежные или информационные) или JS, которые ссылаются на внешние серверы, которые могут быть недоступны; значительная часть крупных сервисов хостится у Amazon, у которого в России заблокированы миллионы адресов. Недавно, например, в течение суток был заблокирован сайт Google Fonts, откуда на множество российских сайтов подгружались шрифты. В итоге сайты грузились медленно и без нужных шрифтов. Выходом тут станет использование только российских решений или перенос шрифтов и внешних скриптов на локальный сервер (впрочем, это уже давно общая рекомендация от Google для сокращения времени загрузки сайта, так что точно пора это сделать). Похожая история и с CDN (сеть дистрибуции контента). Если вы пользовались импортными решениями, пора переходить на российские сетки, благо их сейчас масса, иначе в один день картинки на вашем сайте перестанут загружаться.

Малому бизнесу придется отказаться от иностранных CRM-систем, если не хочется потерять данные клиентов. При ограничении доступа заказы с сайта перестанут поступать в CRM. В России есть несколько хороших решений, причем весьма конкурентоспособных, например amoCRM и «Битрикс24». SMM-специалистам, которые использовали в работе сервисы вроде Hootsuite для планирования публикаций, следует тоже подыскать альтернативу – в России есть SMMPlanner и Amplifr.

Сложнее всего будет тем, кто работает с международными компаниями, там уже локальными инструментами, хоть и весьма хорошими, не обойтись. Но универсальной таблетки тут уже нет. Каждое решение будет зависеть от входных данных. Где-то достаточно переезда с сервисов Google на «Яндекс», а где-то потребуется релокация команды в другую страну. Но в большинстве случаев все же можно обойтись малой кровью.

В общем ситуация в России для digital-специалистов не такая уж плачевная, хоть и сложная. Конечно, все блокировки заставляют тратить много времени на перенос данных и внедрение, будут возникать коллизии и несостыковки, но решения есть, и это самое главное. Другой вопрос – как сейчас относиться к блокировкам. Если считать, что все это временно, то можно быстро перескочить на другие сервисы и надеяться, что скоро Павел Дуров отдаст ключи шифрования и к нам вернется старый добрый Интернет.

Но я бы советовал в данной ситуации быть немного пессимистом и учесть, что Россию вовсе могут отключить от Мировой паутины. Поэтому, на мой взгляд, лучше перестраховаться и уже сейчас сделать пусть сложный и долгий, но более глубокий переезд на российские платформы и инструменты крупных компаний, которые с большой долей вероятности останутся на плаву. В будущем это может дать конкурентное преимущество: когда коллеги по рынку начнут ломать голову, как обойти блокировки, у вас всё будет работать. Пусть немного неудобно и непривычно, но работать. Если же пока не готовы к полному переезду, стоит хотя бы начать подстилать соломку, иначе очередное судебное решение или закон остановят ваш бизнес и на его перезапуск потратите гораздо больше, если выживете. Однако решать, разумеется, в конечном итоге только вам.

 

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 04/2018], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00