ПрактикаКак это сделать

Как организовать процесс учета и выдачи тестовых устройств

Александр Наташкин | 28.12.2020

Как организовать процесс учета и выдачи тестовых устройств

Разработанная нами система позволяет убрать ряд проблем с учетом, хранением и эксплуатацией тестовых устройств, собирать метрики, которые участвуют в принятии решений о дополнительных закупках устройств, избежать участия дополнительных сотрудников в процессе работы с тестовыми устройствами, тем самым освобождая время под более важные задачи.

Работа отдела мобильного тестирования неразрывно связана с мобильными устройствами. Устройств огромное множество, и каждое обладает уникальными характеристиками: начиная от размера экрана и заканчивая количеством камер. Для обеспечения соответствующего качества разрабатываемых продуктов мобильный тестировщик должен проводить проверки на большом количестве девайсов, учитывая при этом специфику продукта, предпочтения пользователей и уникальность того или иного устройства.

Если у вас в компании всего несколько тестовых девайсов и с ними постоянно работают один-два тестировщика, то здесь подойдет самое простое решение: вики-страница или гугл-документ. Но если тестировщиков больше трех, начинаются проблемы. Так, когда в нашей команде было всего пять тестировщиков и мы вели вики-страницу, уже тогда я начал сталкиваться с некоторыми ограничениями такого подхода.

Например:

  • когда тестировщики брали устройство, они иногда забывали отмечать это на «Вики», и приходилось искать и выяснять, у кого какой девайс;

  • если за устройствами приходили тестировщики из других команд, нам приходилось отвлекаться, выдавать девайсы и фиксировать всё на «Вики».

А поскольку команд, которым периодически что-то нужно проверить на мобильном устройстве, в нашей компании много, то приходилось делать это достаточно часто.

Сейчас парк тестовых мобильных устройств компании насчитывает свыше 80. Ответственность за каждое из них лежит на мне, и, естественно, я хочу понимать:

  • у кого сейчас какой телефон или планшет;

  • какие из устройств сейчас свободны;

  • в каком они состоянии.

Я решил модернизировать подход к учету тестовых устройств и определил ряд требований к разрабатываемой системе. Так, система должна:

  1. Хранить базу всех имеющихся у нас устройств, их технические характеристики и версии операционной системы.

  2. Фиксировать устройство за конкретным сотрудником, если он берет девайс.

  3. Списывать устройство с конкретного сотрудника, если он возвращает девайс.

  4. Хранить историю по использованию устройств.

  5. Обеспечивать постоянную зарядку и готовность к работе всех тестовых девайсов.

  6. Иметь систему нотификаций для автоматического оповещения сотрудников о необходимости вернуть устройство в шкаф.

  7. Иметь веб-интерфейс, где любой сотрудник может посмотреть, какие девайсы сейчас свободны, и забронировать себе необходимые.

Собрав инициативную группу тестировщиков мобильной команды, мы приступили к реализации плана.

Стенд тестовых устройств v.1.0 (СТУ-1.0)

  1. Шкаф с несколькими полками, на которых располагались устройства.img

  2. Рядом висел планшет, к которому был подключен RFID -считыватель.

  3. Для планшета нами было написано приложение, которое отвечало за процесс взятия/возврата устройств в шкаф.

  4. У каждого устройства было свое место на полке, а на задней крышке располагался QR-код.

  5. img

Алгоритм взятия/возврата устройства:

  1. Тестировщик подходит, прикладывает пропуск к RFID-считывателю, в приложении открывается экран и включается передняя камера на планшете.

  2. Тестировщик берет нужное ему устройство и сканирует QR-код с задней крышки. Таким образом отсканированное устройство фиксируется за конкретным сотрудником.

  3. После того как тестировщик отсканировал одно или несколько устройств, он нажимает кнопку «Завершить», сессия пользователя закрывается и все устройства записываются на него.

  4. Процесс возврата устройств схож: прикладываем пропуск, сканируем QR, возвращаем девайс в его ячейку, подключаем зарядный провод.

Данный вариант отлично себя зарекомендовал – у нас получился прозрачный процесс. Но, как говорится, нет предела совершенству.

Стенд тестовых устройств V.2.0 (СТУ-2.0)

Что улучшили:

1. Доступ к шкафу.

Проблема:

В версии СТУ-1.0 девайсы лежат в открытом шкафу, есть возможность взять их без сканирования. Хотя такой кейс достаточно редкий, но иногда случается, например, если в компанию пришел новенький и еще не знает правил работы со шкафом тестовых устройств. Плюс каждое утро ответственный должен открыть ключом шкаф, а вечером закрыть его, дабы не оставлять все устройства без присмотра.

Решение:

У версии СТУ-2.0 в роли замка выступает Promix-SM101.11 НЗ (Шериф-1), 24 В. Данный механизм соединен с Raspberry Pi, который в свою очередь общается с Mac Pro. Когда сотрудник прикладывает пропуск к считывателю, идет проверка пользователя в базе, и, если все хорошо, замок открывается, предоставляя доступ к широкому выбору устройств в шкафу. В остальных случаях шкаф закрыт.

Ограничение доступа к шкафу электронными средствами обеспечило:

  • безопасность самих устройств;

  • отпала необходимость в дежурном;

  • полностью исключена возможность взять устройство без фиксации данной активности.

2. Сканирование QR

Проблема:

В версии СТУ-1.0 необходимо отсканировать QR-код каждого взятого или возвращенного устройства, вернуть их в конкретные ячейки и подключить питание.

Решение:

В СТУ-2.0, когда сотрудник прикладывает пропуск, идет проверка в базе на соответствие, и, если система убедилась, что такой сотрудник есть в базе, дверь открывается и стартует сессия пользователя. А когда шкаф закрывается, сессия завершается и система опрашивает Raspberry Pi, что в них есть, сравнивает с тем, что было до начала сессии, а весь дифф списывает или записывает на пользователя.

Таким образом, пользователь берет или возвращает одно или несколько устройств без необходимости сканировать каждое из них. Плюс нет необходимости возвращать их в конкретную ячейку – достаточно просто установить устройство в свободный слот и подключить зарядным проводом или вытащить для себя необходимый девайс. А избавление от необходимости сканировать каждое устройство упростило процесс и сократило время на процедуру взятия или возврата устройства.

Почему именно Raspberry Pi?

В основе нашего шкафа стоит Mac Pro, но сам по себе он способен распознать только 18 устройств (1 USB Hub с 12 девайсами и 1 USB Hub с 6 девайсами). Мы решили сделать наш шкаф модульным, чтобы он был расширяем и взаимозаменяем в случае поломки. Теперь у нас несколько Raspberry Pi, к ним подключены USB Hub’ы с 10 устройствами в каждом, а уже они, в свою очередь через свитч, подключены к Mac Pro. Это позволяет контролировать все устройства в системе.

Опрашивая Raspberry Pi, система понимает, к какому хабу подключен тот или иной девайс, на какой полке и в какой ячейке он находится.

Схема выглядит следующим образом:

img

3. Веб-интерфейс

Кроме того, в версии СТУ-2.0 реализован веб-интерфейс, в котором можно посмотреть:

• какие устройства сейчас находятся в тестовом стенде;

• какие устройства находятся на руках у тестировщиков;

• технические характеристики устройств;

• история каждого девайса с информацией, кто его брал за последнее время;

• прочая служебная информация.

Это добавляет прозрачности работе с тестовыми устройствами – всегда понятно, что, где и у кого находится. Удобный способ выявления и оповещения должников.

Метрики

Появились метрики, которые дают возможность оценить загруженность того или иного устройства. Таким образом мы можем понимать, что пользуется большим спросом, и учитывать это при закупках новых девайсов.

img

img

img

4. Карма

Если пользователь часто нарушает правила, скажем не возвращает девайсы вовремя, у него изменяется значение «Карма». При достижении определенного порога шкаф больше не будет открываться данному пользователю, а администратор будет видеть таких должников и проводить с ними разъяснительную работу. Это позволяет точечно воздействовать на нарушителей и добавляет элемент геймификации.

img

Планы по улучшению

Сейчас проводим ресерч на тему раскатки тестовых билдов на все устройства или выборочно. Доделываем веб-интерфейс и готовим возможность бронирования устройств.

Итог

Разработанная нами система позволяет убрать ряд проблем с учетом, хранением и эксплуатацией тестовых устройств, собирать метрики, которые участвуют в принятии решений о дополнительных закупках устройств, избежать участия дополнительных сотрудников в процессе работы с тестовыми устройствами, тем самым освобождая время под более важные задачи. Ну и добавляет комфорта самим тестировщикам.

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 12/2020], Подписка на журналы

Об авторах

Александр Наташкин

Александр Наташкин

Руководитель группы мобильного тестирования «ЮMoney» (ex «Яндекс.Деньги»)


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Apple Tech Business Week
Санкт-Петербург, IT-пространство для бизнеса Resonance Space
22.06.2021 — 24.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021
Москва, Космодамианская наб., 52/7, «Центр Цифрового Лидерства»
25.06.2021
09:00