Пять ошибок при создании веб-навигации

Логотип компании
Пять ошибок при создании веб-навигации
Интерфейс должен быть таким, чтобы информация, которую человек хочет получить, располагалась максимально близко к точке его входа на сайт или приложение любого цифрового продукта.

Прошла эпоха, когда пользователи были готовы учиться использовать цифровой продукт. Сегодня все хотят сразу, с первого взгляда понимать, как это делать.

За годы использования различных гаджетов каждый из нас вырабатывает определенные привычки взаимодействия с ними. И дизайнер любого интерфейса должен не только хорошо понимать и учитывать их при разработке веб-навигации, но и «просчитывать» их актуальность на перспективу – ведь каждый год появляются новые технологии.

Итак, чего следует избегать при создании интерфейса, чтобы цифровой продукт получился конкурентоспособным – удобным и простым в использовании?

Интуитивный интерфейс

Удобная навигация — это система управления, максимально учитывающая, кто, в каких условиях и на каких устройствах будет ею пользоваться. Поэтому дизайнеру интерфейса важно не только дать возможность юзеру интуитивно вводить информацию, например, посредством скроллинга или мультитача, но и разместить элементы управления там, где он ожидает их увидеть. И чтобы они выглядели привычно — те же самые иконки, формы кнопок и т. д. Всё это помогает пользователю легче использовать приложение.

Доступность технологий влияет на дизайн

Технологии, обеспечивающие функциональность системы, сейчас легкодоступны. При подготовке сайта или приложения больше не нужно создавать с нуля видеозвонки, чаты, карты – всё это уже есть и компании-разработчики предоставляют их в пользование. Но если раньше человека интересовал в первую очередь сам функционал, а дизайн был вторичен, то сегодня на первый план выходит именно эстетическая составляющая.

Привычки — это не какой-то свод правил, который действует десятилетия. Они меняются ежегодно вместе с развитием технологий, появлением новых гаджетов, и дизайнер веб-навигации должен обязательно это учитывать, превидеть, какие появятся в ближайшем будущем. Ведь цифровой продукт готовят не на год-два, а минимум на несколько лет, и понимание пользовательских предпочтений как раз и помогает строить удобный интерфейс – такой, где все функции становятся релевантными, где сайт пытается понять, что за человек перед ним, и предлагает нужную информацию, а не наоборот.

Ошибки при создании веб-навигации

1. Создавать глубокую навигацию

Пользователь заходит на сайт с конкретной целью, и если те, страницы, ради которых он пришел, находятся глубоко внутри меню, велика вероятность, что он уйдет к конкурентам. Ну кому захочется разбираться, куда и зачем нажимать. А значит, интерфейс должен быть таким, чтобы информация, которую человек хочет получить, располагалась максимально близко к точке его входа на сайт или приложение любого цифрового продукта. Цифровые продукты со сложной, глубокой навигацией не выдерживают конкуренции с продвинутыми решениями, выдающими всю интересующую информацию сразу.

2. Разрабатывать навигацию по интерфейсу без опоры на контент

Навигация по интерфейсу — это некая система, которая позволяет просматривать контент, представленный на сайте: текстовый, графический. Часто дизайнеры перегружают навигацию ненужными элементами, создают излишние броский интерфейс, который перетягивает внимание на себя, уходя от главной идеи – быть простым и понятным. Дизайнер должен понимать, что контент и навигация тесно связаны друг с другом, среди них нет главного или побочного, они вместе выполняют одну задачу — ведут пользователя к нужной ему информации.

3. Создавать дизайн блоков сайта или приложения в разных стилях

Когда дизайнер создает блоки сайта в разных стилях — это как если бы создатель интерьера сделал в квартире кухню в японском стиле, спальню — в стиле прованс, а гостиную — хай-тек. По отдельности круто, а в общую картину не складывается. Таким образом, в первую очередь важно определить стилистику сайта, понять, какой контент на нем будет размещен, какая у него задача и кто потенциальные пользователи. На основе этого разрабатываются система цветов, шрифтов, стилистическое оформление элементов сайта.

Важно, повторяю, выдерживать единую стилистику во всех блоках цифрового продукта, в том числе акценты — яркий или контрастирующий цвет, который будет привлекать внимание к контенту. Создавая систему, дизайнер готовит ответы на все вопросы, возникающие при разработке интерфейса: каким шрифтом оформить заголовок, а каким основной текст, какие будут кнопки — круглые или квадратные. Интерфейс, выполненный в едином стиле, выглядит эстетично и на подсознательном уровне нравится пользователю, а значит — конкурентоспособен.

4. Проектировать интерфейс без учета сценариев поведения пользователя

Неверно продумывать навигацию сайта с точки зрения того, куда ведет какая-то кнопка или ссылка, воспринимая каждый элемент как отдельный пункт, с которым взаимодействует пользователь. Правильнее опираться на сценарии его поведения — как он будет использовать сайт, весь его путь от входа до целевого действия. Например, если человек попал на сайт с рекламного баннера, то ему нужно сообщить, где он находится и что может здесь получить. Это упрощает жизнь и пользователю, и владельцам цифрового продукта.

Представим, что юзер заходит на сайт и видит, что попал в диджитал-агентство: элементами выделены портфолио, список услуг, контакты; разным цветом отмечены действия, которые мы хотим, чтобы он совершил. То есть реализуется целенаправленный сценарий, когда человек приходит на сайт, смотрит информацию о нас, идет в контакты и оформляет заказ. Сценариев может быть много, и в каждом из них интерфейс – это цепочка действий, а не отдельные действия для каждого элемента.

Дизайнер, который понимает все элементы такого подхода, учитывает восприятие цепочек действий, разрабатывает удобную и простую навигацию.

5. Не понимать целевую аудиторию

Не менее важно понимать, кто пользуется цифровым продуктом. На популярных сайтах, информационных ресурсах, в интернет-магазинах 80% — это мобильный трафик. И если раньше разрабатывали интерфейс сначала для десктопа, а потом для мобильных устройств, то сейчас логичнее сосредоточиться на втором. Потому что сегодня огромное разнообразие гаджетов – у них разные размеры экранов, разные наборы технологий. И цифровые продукты должны подстраиваться под их особенности. При этом дизайнер должен обеспечивать функционал системы при переходе с платформы на платформу, с устройства на устройство, учитывать, что модели девайсов могут иметь разные источники ввода информации.

*    *    *

Надеюсь, описание пяти ошибок, которые я привел, поможет не только новичкам, но и профессиональным дизайнерам не допускать их в работе. Кроме того, создателями операционных систем, веб-браузеров разработано огромное количество материалов, регламентирующих сферу дизайна: от размера шрифтов до цветовых решений, и они, без сомнения, помогут совершенствовать мастерство.

Опубликовано 15.06.2022

Похожие статьи