Geek Net

Логотип компании
Geek Net
Компания Google, дважды потерпевшая неудачу при создании социальных сетей, решилась на третью попытку, представив сервис Google +

Социальные сети существуют уже почти 10 лет, и в последнее время проблемы развития, о которых предупреждали эксперты (приватность, права на контент, доступность сервисов), отчетливо обострились. Достаточно успешно их решают специализированные соцсети при условии выхода на международный рынок, например LinkedIn и Facebook. Остальные же находятся или в стадии роста, или в стадии переосмысления своих стратегий. Компания Google, уже дважды потерпевшая неудачу при создании социальных сетей, решилась на третью попытку, представив сервис Google +.

Geek Net. Рис. 1

Социальные сети строятся по схожим принципам – пользователь регистрирует страницу-профиль и указывает личную информацию (интересы и предпочтения), которую используют остальные участники сети, а также рекламодатели, приложения (в частности игры) и веб-сервисы. Различия состоят в том, как именно обрабатывается данная информация – в Facebook и в «Вконтакте» анкета пользователя служит для авторизации на сторонних сайтах, в Last.fm от прослушиваемой музыки у пользователя формируется список друзей по интересам и так далее.

Google + основан на аналогичном принципе, дополненным тем, что личные данные видны «кругам». «Круг» – это совокупность пользователей, которые обозначены как группа, имеющая определенные признаки, – например, коллеги. Соответственно, весь опубликованный контент в Google + – от сведений в анкете и заметок до фотографий и видеороликов со ссылками на ресурсы – можно упорядочить по степени видимости для «кругов». То есть коллегам известно, что на работе вы изучаете сайты конкурентов, а близкие родственники находятся в курсе, что вы скоро получите повышение по службе. «Круг» практически идентичен «списку товарищей/друзей» в «Вконтакте» и Facebook – различия в том, что первый имеет описание и при его удалении контент, доступный только его участникам, становится виден лишь его создателю (в списках он виден всем желающим). Кроме того, при добавлении пользователей в «круги» или размещении в них какой-либо информации, названия «кругов» не отображаются для их участников. Есть в Google + и «расширенные круги» – это круги знакомых ваших знакомых, входящих в тот или иной «круг». При первом же рассмотрении данная функция идентична настройкам приватности в Facebook/«Вконтакте», где часть закрытого контента доступна друзьям друзей. Добавлять в «круг» можно кого угодно – операция не требует подтверждения со стороны того, кого добавляют. В результате односторонней связи у последнего отображается вся активность добавившего, если он упоминает в сообщениях или открывает доступ к определенному контенту того, кого он добавил. В «Вконтакте» подобная опция называется «Подписчики», но реализована она менее качественно – подписчик не транслирует свои новости тому, на кого он подписался, а просто читает эту активность у себя в новостях.

Основная площадь экрана в Google + отведена под «Ленту». Это три колонки с упорядоченным контентом и дополнительные сервисы работы с соцсетью. Слева отображается активность пользователей по «кругам», оповещения, «Входящие» (контент, которым делятся с вами другие участники), темы обсуждений и чат Google. Темы представляют собой подборку информации по определенному ключевому слову или направлению, которую можно обсуждать в «кругах». Для доступа к ним потребуется создать свой список интересов – он не является публичным, что и отличает Google + от Facebook и «Вконтакте», где «лайки» понятий и вещей отображаются в странице профиля, а новости, в которых они упоминаются, периодически выводятся в общую ленту. Основной контент доступен в центральной колонке – здесь каждая запись сопровождается штампом времени, геолокационной меткой (если включена опция), а также возможностью оставить комментарий и рекомендательную отметку «мне нравится» с помощью кнопки +1. Похожая схема предусмотрена в Facebook, однако пользователи Google + не видят всего потока сообщений от участников, не состоящих в одних и тех же «кругах», – уведомление о таких записях выводится в верхней части ленты во «Входящих».

Поиск по ленте (на момент написания статьи) недоступен – поисковая строка используется только для нахождения участников соцсети, однако в ближайшем будущем Google планирует реализовать через нее полноценный поиск. В Facebook применяется поисковик Bing, который выводит сведения по запросу, если они не находятся внутри соцсети, а в «Вконтакте» поиск осуществляется только в локальной базе.

В остальном Google + представляет собой агрегатор контента с существующих проектов Google – Picasa (в ней теперь предложено неограниченное размещение фотографий до 5 Мп и видеороликов длительностью до 15 мин) и Buzz с возможностью проведения видеочата на 10 пользователей и подключения к групповым чат-румам пользователей мобильной версии. У Facebook практически такая же функциональность (видеочат появился после подключения Skype), «Вконтакте» уступает из-за отсутствия видеочата и непроработанной мобильной версии. Говорить о полной функциональности (кросспостинг, подключение сторонних веб-приложений, рекламы) Google + еще рано, поскольку сервис находится в стадии публичной бета-версии и доступ есть только по приглашениям – лицам старше 18 лет, имеющим действительный аккаунт Google с настоящим именем.

Позиция Google относительно своего сервиса вполне определенная: он предназначен для обывателей-гиков, которые выступают в роли отладчиков ошибок программистов соцсети. Говорить о каких-либо очевидных преимуществах для корпоративных пользователей, заводящих там аккаунт, не приходится – Google + пока не позволяет вести общение от имени юридического лица, список приглашаемых пользователей жестко ограничен записной книжкой Google, поэтому даже если тот или иной сотрудник организации захочет открыть аккаунт от имени компании на своей почте, то его удалят, поскольку он не соответствует правилу указания реальных имен (а массово приглашать пользователей через поиск чревато попаданием в спам-списки).

На мой взгляд, сервисом можно начать пользоваться лишь после ряда усовершенствований (например, вывода в Google Buzz постов из Twitter, добавления в сервис пользователей из других соцсетей через разнообразные «веб-костыли») и применять его вместо Facebook, и в определенной степени «Вконтакте», как ресурс для размещения фотографий и ведения интерактивного общения.

Достоинства:
Детальные настройки приватности; шустрый интерфейс; отсутствие рекламы

Недостатки:
Нет веб-приложений; неудобная компоновка интерфейса

Опубликовано 20.07.2011