Быстрее чемпионов

Логотип компании
Быстрее чемпионов
Поймать момент – непростая задача. Когда появилась скоростная съемка, на что способна техника сегодня и доступна ли она любителям?

Техника

Узкие места

Советы по съемке


Первые попытки запечатлеть с помощью фото- и видеотехники события, проходящие на высокой скорости и которые человек не в состоянии различить во всех деталях, относятся к концу XIX века. Необходимой техники тогда еще не существовало, и большинство этих опытов основывалось на стробоскопическом эффекте, когда объект съемки освещался серией коротких вспышек. Ну а камеры, предназначенные для скоростной съемки, появились значительно позже – в начале 1930-х годов. Фильм Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) «Олимпия», посвященный берлинской Олимпиаде 1936-го, стал по-настоящему революционным, показав зрителю возможности не только человеческого тела, но и передовой техники того времени. И несмотря на то, что «осадочек остался», нельзя не восхищаться гениальной операторской работой и изобретательностью при применении в картине скромной по нынешним меркам техники. Сегодня скоростная фото- и видеосъемка доступна практически каждому.

Техника

Теоретически скоростной съемкой можно считать любой ролик, в котором количество кадров в секунду превышает неразличимые человеческим глазом 24. «Избыточное» число кадров может быть использовано по-разному: для замедления прокрутки (чтобы стали заметны малейшие нюансы движения), нарезки отдельных стоп-кадров, передающих нужные фазы либо для эффективной цифровой стабилизации изображения после съемки (результат работы программ стабилизации на материале, отснятом со скоростью 24–30 кадров/с, мягко говоря, неидеален).

Быстрее чемпионов. Рис. 1

Профессиональные камеры, специально созданные для скоростной съемки, «щелкают» до 1000 кадров/с и выше. Например, камеры серии Optonis CamRecord снимают со скоростью от 300 до 1000 кадров/с без снижения разрешения (от 1024×1024 до 2304?1720 точек, в зависимости от модели) и до нескольких десятков тысяч кадров/с – при низком разрешении. Есть и более скоростные решения, например, Memrecam HX-1 делает более миллиона кадров/с.

Быстрее чемпионов. Рис. 2

Однако для любителей цена на подобные устройства остается заоблачной. Зато большинство цифровых зеркалок способно снимать со скоростью до 60 кадров/с, не снижая разрешения. Если вы не намерены увековечить полет пули, пробивающей лампочку, а всего лишь запечатлеть быстрые движения, спортивные соревнования, бег лошади или полет птицы – таких скоростей вполне достаточно.

Узкие места

Современные электронные затворы способны работать с очень высокими скоростями, но узким местом остается скорость обработки сигнала и записи на носитель. Профессиональные камеры пишут на жесткий диск либо передают данные на внешний источник через быстрый интерфейс FireWire. В полупрофессиональных и любительских моделях, как правило, используются компактные карты памяти. Скорости даже самых шустрых карточек с трудом хватает, чтобы фиксировать в реальном времени такой поток информации, поэтому производителям приходится проявлять изобретательность. Данные могут записываться в ОЗУ значительного объема, а готовый фрагмент – уже после копироваться на карту памяти. Многие устройства имеют два слота SD и способны вести процесс параллельно на две карты. Высокоскоростное видео может записываться в меньшем разрешении или просто сильнее сжиматься – правда, в таком случае потери качества неизбежны. Помогает, наконец, чересстрочная развертка. Это не только анахронизм, доставшийся нам от эпохи телевизоров с кинескопами, но и возможность вдвое увеличить скорость съемки: в первый кадр записываются все нечетные строки изображения, во второй – четные. Таким образом, объем обрабатываемой информации суммарно остается тем же, но вместо одного кадра камера успевает записать два. Существует вариант и со съемкой попеременно на две матрицы с быстро качающимся зеркалом, также позволяющий добиться вдвое большей скорости, но уже без потери качества – именно этот подход нередко применяется в профессиональных моделях.

Советы по съемке

Одно из главных условий удачной скоростной съемки – хорошее освещение: если его недостаточно, камера не сможет делать длинные выдержки и чувствительность придется задрать до запредельных значений. В результате шумы напрочь убьют картинку. Основное же, что требуется от оператора, – уметь предсказывать траекторию стремительно движущегося объекта, вести камеру быстро и при этом максимально равномерно. Применение штатива в таких ситуациях не всегда выигрышно, а вот монопод – отличное подспорье. Когда ролик будет растянут во времени, станут видны малейшие огрехи в движении камеры. Если событие должно произойти в предсказуемом месте (например, в известной точке человек прыгнет вверх), имеет смысл заранее навестись и поставить камеру на штатив. Лишь в немногих моделях цифровых зеркалок имеется следящий автофокус, однако даже в этом случае полагаться на него не стоит: лучше предварительно сфокусироваться – иначе при съемке быстро движущихся предметов объектив будет постоянно шевелиться в тщетных попытках фокусировки. А вот при съемке с близких расстояний все значительно проще: такой объект можно «заморозить» с помощью вспышки, длительность импульса которой многократно меньше самой короткой выдержки. В последнем варианте (если съемка ведется в студии) предпочтительно исключить из кадра «лишний» постоянный свет, оставив лишь пилотный – максимально слабый, но достаточный для того, чтобы фотограф видел происходящее в кадре.

Опубликовано 17.02.2014

Похожие статьи