IT ExpertМир технологийНаука и техника

Телемедицина: технологии против самолечения

Сергей Грицачук | 11.05.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Телемедицина: технологии против самолечения

Как всегда, гений соотечественников предвосхищает даже самые далеко идущие замыслы мировых изобретателей: в то время как на Западе телемедицина делает только первые робкие шаги, в наших эмпиреях вовсю процветают диагностика и лечение заболеваний посредством высоких технологий. Еще 20 с лишним лет назад экстрасенсы и прочие целители убедительно показали: с помощью телевидения можно не только провести сеанс анестезии, но и остановить стремительно развивающийся онкологический процесс. Ныне средства коммуникаций предоставляют неизмеримо более продвинутые возможности, что и предопределило дальнейшие пути инновационного развития медицинской науки.

 

Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить и проявить сострадание.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Обыкновенно эпиграф отражает самую сущность статьи, являясь решающим аргументом в пользу точки зрения автора. Но не в этот раз: слова Экзюпери, титана мысли, в данной ситуации отражают самую распространенную точку зрения, которую, казалось бы, опровергнуть столь же немыслимо, как заставить земной шар вращаться в обратную сторону.

Известно, что со времен Гиппократа и Асклепия основой медицины являлся тесный, непосредственный контакт врачующего с пациентом. Более того: в ряде научных трудов осмотр и выслушивание больного назывались краеугольными камнями механизма постановки диагноза и последующего назначения лечения. Да и сам пациент не представлял иного метода получения врачебной помощи, кроме диалога с врачом тет-а-тет или в рамках консилиума. Но современность неумолимо ломает стереотипы, доказывая, что далеко не в каждой ситуации требуется посещать поликлинику.

img

Налицо позитивное отношение к идее телемедицины не только у больных, но и у прогрессивных докторов. Последние охотно консультируют посредством социальных сетей, интернет-форумов и телекоммуникационных средств (сетевых пейджеров и прочих подручных устройств). Вместе с тем многих специалистов возмущает подобная практика: по их мнению, отсутствие визуального, тактильного и аудиального контакта с пациентом не предполагает точности в постановке диагноза, а значит, любые дистанционные консультации вредны и их надо запретить.

Убедительно высказались по этому поводу врачи-новаторы. Ритм современной жизни, говорят они, зачастую приводит к тому, что захворавший человек не может найти время для посещения лекаря и в лучшем случае консультируется с ним посредством СМС или телефонной голосовой связи. Точно так же поступают стеснительные люди, неспособные побороть неприятие в отношении докторов и мест их обитания. Хорошо, если такой человек воспользуется телефоном, чтобы озвучить доктору свои проблемы или поделиться подозрениями, –  большинство же предпочтет глотать разрекламированные или посоветованные фармацевтом препараты, в надежде, что само пройдет. А ведь даже телефонный звонок – это уже телемедицина!

Потому медики и утверждают: телемедицина – выход для стеснительных и очень занятых людей хотя бы в постановке первичного диагноза или вынесении вердикта «срочно к профильному врачу!». Тем более что такие процедуры, как измерение давления электронным аппаратом, способен выполнить каждый, а уж проверить пульс и температуру под силу даже восьмилетнему ребенку. Да и то, что доктора начинают постановку диагноза с подробного интерактивного опроса, известно всем: именно опросный лист пациента дает основания для окончательного вердикта. А если, к примеру, необходимы анализы, так их можно сдать без труда в любой частной лаборатории по дороге на работу, безо всякого документа от врача, достаточно лишь знать, какие именно. Ничего удивительного, что молодые врачи, не страдающие консерватизмом, однозначно ратуют за внедрение телемедицины и сопутствующих технологий.

А каков же процент ретроградов и консерваторов? Обратимся к исследованию компании MAR CONSULT, проведенному в марте этого года в 50 регионах России, включая Москву и Санкт-Петербург. Результаты опроса 260 докторов (в том числе кардиологов, онкологов, эндокринологов, пульмонологов и терапевтов) показали: «Ровно половина опрошенных врачей положительно относится к телемедицине, 35% – отрицательно, а 15% пока не определились. Основной аргумент в пользу телемедицины – расширение возможностей для получения медпомощи. 71% докторов отмечают, что медицина становится более доступной, более мобильной за счет отсутствия необходимости куда-то идти или ехать для первичных и повторных консультаций, общения со специалистами по возникающим вопросам, корректировки лечения, получения пациентом альтернативного мнения от нескольких специалистов. 11% докторов выделили аспект скорости – телемедицина дает возможность для быстрого получения нужной информации как пациентом, так и врачом, что актуально при отсутствии времени. 8% отмечают, что это просто удобно».

img

Итак, «удобно», «доступно», «быстро», «более точно». Замечено: о «недорого» речь не идет, но за удобство следует платить. Хотя адепты телемедицины утверждают: и до «бесплатно» недалеко, ведь наверняка найдутся доброхоты-альтруисты, которые создадут целые виртуальные центры для консультаций.

Ну что ж, с доводами pro все понятно, а как с мнением contra? Снова заглянем в официальные отчеты: «Основной аргумент докторов, выступающих против телемедицины, – это повышение риска врачебных ошибок в связи с трудностями заочного консультирования, отсутствием возможности осмотреть пациента, недостатком информации о пациенте – 69%. 12% докторов отмечают, что лично им такой формат неудобен. 9% объясняют свое негативное отношение нехваткой времени. 3% врачей считают, что пациенты не будут доверять подобного рода дистанционным приемам».

А вот на последнем остановимся поподробнее. «В связи с недостатком информации о пациенте» – это вообще нонсенс. Дотошному доктору не составит труда заглянуть в соцсеть пациента и отметить, что тот, например, только что вернулся из отпуска, побывав в регионе, где свирепствует известный штамм гриппозной инфекции. Сложив 2 и 2, диагноз поставить значительно легче, чем догадаться спросить у самого пациента – а не был ли он в турпоездке по экзотическим странам? Или обнаружить, что накануне у недомогающего был банкет в ресторане… Словом, виртуальная телеконсультация способна дать толковому доктору гораздо больше, чем очная встреча, и сетовать на «недостаточность информации» может только незнакомый с современными технологиями специалист.

Вот и Ксения Медведева, руководитель подразделения исследований в медицине и фармацевтике MAR CONSULT, уверена: «Конечно, телемедицина отнюдь не всегда может заменить реальный визит к врачу, но в ситуации, когда стоит выбор между дистанционной консультацией и полным ее отсутствием, она способна помочь многим людям. Можно предположить, что последствия врачебных ошибок, связанных с дистанционным характером консультирования, будут гораздо менее значимы в сравнении с положительным эффектом». Ксения и ее коллеги убеждены: в ближайшие пять-семь лет в среднем четверть трудоспособного населения будет пользоваться услугами телемедицины. Так что можно однозначно заявить: за телемедициной будущее, лишь бы не отставали технологии и их разработчики.  А, к слову, что же они?

Отечественные разработчики активно действуют в этом направлении. Например, крупнейшая в стране частная федеральная сеть лечебно-профилактических учреждений МЕДСИ готова запустить проект виртуальной поликлиники: более 2000 врачей различных профилей будут консультировать и лечить пациентов, доверившихся телемедикам. Как? Посредством особого приложения для мобильного гаджета или web-интерфейса. В описании четко определено: «О каждом медицинском специалисте будет представлена подробная информация: должность, специализация, образование, трудовой стаж, профессиональные достижения, научная деятельность, сфера практических интересов и пр. Пациент сможет выбрать врача и удобное время консультации или получить срочную помощь онлайн у дежурных специалистов, а в случае необходимости записаться на очный прием. Консультация в рамках сервиса будет осуществляться с помощью видеосвязи. Пациент также сможет общаться с доктором в чате и обмениваться фотоснимками и сопроводительными изображениями (например, отправлять сканы анализов и назначений). Оплата будет осуществляться непосредственно из приложения как посредством банковской карты, так и с мобильного счета абонента».

Просто? Да. На первом этапе этот сервис позволит не только помочь большому количеству пациентов, но и существенно снизит практику «сетевого самолечения»: те, кто искал совета у посторонних людей (часть  которых представлялась докторами, не имея даже первичных документов об образовании), смогут получить помощь у дипломированных специалистов, не теряя некоторой анонимности.

Но следует помнить: ограничения законодательного характера не позволят серьезно лечить обратившихся к телемедикам. Последние смогут предложить пройти дополнительное обследование или обсудить ранее сделанные назначения, помочь подготовиться к очному приему у врача (это важно при прохождении дорогостоящих диагностических обследований) или осуществить удаленный мониторинг состояния пациента. Безусловно, после принятия находящегося на рассмотрении в Госдуме законопроекта о телемедицине возможности системы станут значительно шире. А значит, очень скоро нагрузка на врачей снизится, очереди в поликлиниках уменьшатся, и мы с вами сможем избежать риска прихватить грипп при посещении клиники в период эпидемий.

Возможности телеметрии чрезвычайно широки. Уже сейчас службы скорой помощи транслируют данные портативных кардиографов, а в будущем, смонтировав SIM-карту в биометрический браслет, можно будет отслеживать состояние особых групп пациентов. Впрочем, и обычных тоже: подключив такой гаджет к сотовой сети и смартфону, телепациент мгновенно передаст теледоктору все необходимые для диагностики данные.

Все это сделает консультацию в виртуальном пространстве точной и максимально оперативной. Что, в свою очередь, весьма позитивно отразится на здоровье россиян: по самым грубым прикидкам, количество самолечений и запущенных случаев снизится минимум на 25%. 

Журнал IT-Expert № 04/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

23.05.2019
Презентация программного комплекса "Integrity SCADA"

Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12