Вокруг света… на батарейках

Логотип компании
15.08.2016Автор
Вокруг света… на батарейках
Завершив кругосветный вояж, Solar Impulse 2 убедительно доказал, что альтернативные источники энергии больше не забавная игрушка.

Тот факт, что первые автомобили работали на электрической тяге, известен не каждому, зато специалисты и ученые часто клянут двигатель внутреннего сгорания. Возможно, это звучит как шутка, но если бы электродвигатели и источники питания в свое время довели до ума, сегодня мы с вами ездили бы только на экологически чистом транспорте.

Долететь и не перегреться

В пользу этой мысли свидетельствует недавний эксперимент, который затеяли потомственный воздухоплаватель из Швейцарии Бертран Пикар (Bertrand Piccard) и военный пилот и инженер Андре Боршберг (Andre Borschberg). Облететь вокруг земного шара на самолете, используя только электрическую энергию, – задача неординарная, и в успех мало кто верил, ведь требования летательных аппаратов не вяжутся с параметрами, которые могут обеспечить солнечные батареи. Но факт остается фактом: аппарат Solar Impulse 2 стоимостью €115 млн вылетел из Абу-Даби в марте 2015 года и вернулся в точку старта в июле 2016-го, оставив за бортом 42 тыс. км.

Правда, изначально предполагалось завершить путешествие за полгода, но по пути пришлось задержаться без малого на 11 месяцев. Сначала из-за перегрева вышли из строя солнечные панели – после очередного приземления на Гавайях выяснилось, что на ремонт уйдет несколько месяцев (справились за девять). Остальные же перелеты откладывались исключительно по причине неблагоприятных погодных условий. Как сказал Бертран Пикар: «Мы хотели продемонстрировать невероятные возможности экологически чистых технологий. Отныне вы можете летать без топлива дольше, чем с топливом, опираясь всего лишь на силы природы. Это новая эпоха развития энергии».

Размах крыльев Solar Impulse 2 составляет 72 метра (почти как у Airbus A380), вес – 2,3 тонны, а двигатели мощностью 70 л. с. используют энергию 17 тыс. солнечных батарей максимальной емкостью каждой 38 кВт/ч. По замыслу создателей, днем самолет поднимается на высоту около 8000 м, чтобы развивать максимальную скорость 170 км/ч, а ночью снижается до 1500 м и, потребляя минимум энергии, планирует до самого утра. Подобный режим был испытан и проявил себя с лучшей стороны: рекорд длительности полета с одним пилотом (Андре Боршбергом) составил 120 часов без посадки и дозаправки. Что любопытно, летчик мог спокойно спать в то время, когда включался автопилот.

Вокруг света… на батарейках. Рис. 1

Размах крыльев Solar Impulse 2 почти как у Airbus A380

А как насчет прибыли?

Безусловно, проект имел коммерческое значение. Прежде всего стояла задача доказать осторожным инвесторам, что вложение денег в проекты, основанные на альтернативных источниках энергии, не разорительное чудачество, а надежный вклад, сулящий прибыль. А во-вторых – весьма оригинальная реклама, привлекающая внимание СМИ не хуже, чем размещенная на болидах «Формулы-1». В целом же, как убеждены авторы, проект даст толчок развитию и последующей коммерциализации идеи самолета нового типа.

Ну а пока Solar Impulse 2 продолжит путешествовать в разные точки мира, рекламируя инновационные технологии, ведь он налетал еще 700 часов из 2000 запроектированных. Вполне возможно, со временем получится снизить массу АКБ, доверить полностью управление автоматике и таким образом построить эффективный транспорт, способный доставлять небольшие грузы (от 1 до 5 тонн), не требуя топлива.

Вокруг света… на батарейках. Рис. 2

Пора альтернативы

Кругосветный перелет убедительно доказал скептикам, что наступила пора альтернативных источников энергии и чистых двигателей. И пусть Solar Impulse 2 еще далек от идеала, зато на основе реализованных в нем технических решений можно создавать достаточно мощные и емкие солнечные батареи, способные питать целый самолет. Наверняка это достижение уже привлекло внимание крупных компаний и они захотят не только помочь проекту финансово, но и предоставят доступ к собственным разработкам, что, безусловно, ускорит появление качественно новых летательных аппаратов.