IT ExpertМир технологийНаука и техника

Здравствуйте, с вами говорит чат-бот

Сергей Грицачук | 31.05.2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Здравствуйте, с вами говорит чат-бот

С легкой руки Алана Тьюринга (Alan Mathison Turing) в далеком 1950 году научное сообщество, а вслед за ним и обыватели горячо заинтересовались вопросом создания искусственного интеллекта (ИИ). Способна ли машина превзойти своего создателя? Дискуссии на эту тему волновали писателей (достаточно вспомнить роман-эссе Станислава Лема «Голем XIV»), художников, а позднее и кинематографистов (история противостояния живого солдата и киборга в знаменитом «Терминаторе» Джеймса Кэмерона).

ИИ в юности

Одновременно с теорией Алан Тьюринг разработал тест, позволяющий отличить компьютер от человека. Позднее эти задания легли в основу ежегодного конкурса “AI Loebner”, но пока что даже серебряный приз не достался никому. Впрочем, возможно, вскоре придется-таки его вручить. Об этом говорит успех программы «Евгений Густман» в конкурсе, организованном Школой системной инженерии при Университете Рединга (University of Reading, Великобритания). Авторы проекта Владимир Веселов и Евгений Демченко (компания i-Free) так подготовили своего чат-бота, что часть судейской коллегии всерьез поверила, что общается с 13-летним мальчиком. Конечно, о полноценном ИИ говорить рановато, но до подросткового уровня компьютеры явно доросли.

img

Автор теста...

...И первая программа, его прошедшая

img

Кибер с чувством юмора

Чат-боты далеко не диковинка (еще в 1966-м появилась Eliza – по имени героини пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион»), однако большинство из них были простенькими программками-скриптами для развлечения посетителей чатов, а, например, «Киса» принимала участие в съемках «Хоттабыча». Но в процессе развития программ выяснилось, что виртуальные собеседники могут быть куда полезнее, чем просто потешать собеседника. Судите сами: экспериментальный поисковый бот @ya, созданный «Яндексом» для мессенджера Telegram, не только отвечает на вопросы и помогает искать информацию (в том числе изображения и видео), но даже снабжает ее комментариями. А главное – обладает чувством юмора!

img

Поисковый бот «Яндекса»

Однако не у всех получается то, что задумано, – порой доходит и до печальных курьезов. Так, виртуальный собеседник Tau, запушенный Microsoft в Twitter, буквально за сутки (не без помощи пользователей, конечно) умудрился стать расистом. Разработчикам пришлось отключить его и извиняться за «недоработки программы». Сейчас, по уверениям Microsoft, в модуль самообучения вносятся изменения, поскольку призыв «не учить мальчика плохому» возымел прямо противоположный эффект.

Эффективный интерактив

Может показаться, что подобные разработки не имеют практического применения. Однако бизнес не зря вкладывается в их развитие – тот факт, что виртуальные собеседники прошли тест Тьюринга, говорит о многом. Например, о том, что им самое место в кол-центрах или других службах, где приходится механически отвечать на одни и те же вопросы, следуя шаблонным схемам. Предполагается, что таким образом можно будет сделать поддержку круглосуточной (без лишних затрат) и уменьшить влияние человеческого фактора, а значит – повысить эффективность.

Вторая область – интеллектуальный поиск по текстовой или голосовой команде, который упростит нахождение информации. Интерактивное взаимодействие, в ходе которого чат-бот задает уточняющие вопросы, станет проще и позволит нам обходиться без специальных познаний в компьютерной технике (сейчас для этого необходимо изучить язык запросов и формулировать их соответствующим образом).

Не менее радужная перспектива – роль электронного секретаря или ассистента. Встроенные в интерфейсы компьютеров (в особенности смартфонов), чат-боты сделают общение с гаджетом более привычным и понятным любому человеку, в том числе с ограниченными возможностями (например, с травмами конечностей или плохим зрением).

Рабочее место для ИИ

А об огромном потенциале в науке и быту и говорить не нужно – чат-боты способны работать в сфере образования и консультаций, помогать по хозяйству и даже в вождении автомобиля. Уже сейчас они успешно трудятся в соцсетях и чатах, делая ресурс более интуитивным и привлекательным.

Разумеется, встает вопрос – насколько все это изменит структуру рынка труда? Не приведет ли внедрение виртуальных конкурентов к снижению количества рабочих мест? Думаю, что пока на сей счет тревожиться рано – искусственный интеллект достиг лишь уровня подростка, да и то с ограничениями.

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12