IT ExpertМир технологийНаука и техника

Здравствуйте, с вами говорит чат-бот

Сергей Грицачук | 31.05.2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Здравствуйте, с вами говорит чат-бот

С легкой руки Алана Тьюринга (Alan Mathison Turing) в далеком 1950 году научное сообщество, а вслед за ним и обыватели горячо заинтересовались вопросом создания искусственного интеллекта (ИИ). Способна ли машина превзойти своего создателя? Дискуссии на эту тему волновали писателей (достаточно вспомнить роман-эссе Станислава Лема «Голем XIV»), художников, а позднее и кинематографистов (история противостояния живого солдата и киборга в знаменитом «Терминаторе» Джеймса Кэмерона).

ИИ в юности

Одновременно с теорией Алан Тьюринг разработал тест, позволяющий отличить компьютер от человека. Позднее эти задания легли в основу ежегодного конкурса “AI Loebner”, но пока что даже серебряный приз не достался никому. Впрочем, возможно, вскоре придется-таки его вручить. Об этом говорит успех программы «Евгений Густман» в конкурсе, организованном Школой системной инженерии при Университете Рединга (University of Reading, Великобритания). Авторы проекта Владимир Веселов и Евгений Демченко (компания i-Free) так подготовили своего чат-бота, что часть судейской коллегии всерьез поверила, что общается с 13-летним мальчиком. Конечно, о полноценном ИИ говорить рановато, но до подросткового уровня компьютеры явно доросли.

img

Автор теста...

...И первая программа, его прошедшая

img

Кибер с чувством юмора

Чат-боты далеко не диковинка (еще в 1966-м появилась Eliza – по имени героини пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион»), однако большинство из них были простенькими программками-скриптами для развлечения посетителей чатов, а, например, «Киса» принимала участие в съемках «Хоттабыча». Но в процессе развития программ выяснилось, что виртуальные собеседники могут быть куда полезнее, чем просто потешать собеседника. Судите сами: экспериментальный поисковый бот @ya, созданный «Яндексом» для мессенджера Telegram, не только отвечает на вопросы и помогает искать информацию (в том числе изображения и видео), но даже снабжает ее комментариями. А главное – обладает чувством юмора!

img

Поисковый бот «Яндекса»

Однако не у всех получается то, что задумано, – порой доходит и до печальных курьезов. Так, виртуальный собеседник Tau, запушенный Microsoft в Twitter, буквально за сутки (не без помощи пользователей, конечно) умудрился стать расистом. Разработчикам пришлось отключить его и извиняться за «недоработки программы». Сейчас, по уверениям Microsoft, в модуль самообучения вносятся изменения, поскольку призыв «не учить мальчика плохому» возымел прямо противоположный эффект.

Эффективный интерактив

Может показаться, что подобные разработки не имеют практического применения. Однако бизнес не зря вкладывается в их развитие – тот факт, что виртуальные собеседники прошли тест Тьюринга, говорит о многом. Например, о том, что им самое место в кол-центрах или других службах, где приходится механически отвечать на одни и те же вопросы, следуя шаблонным схемам. Предполагается, что таким образом можно будет сделать поддержку круглосуточной (без лишних затрат) и уменьшить влияние человеческого фактора, а значит – повысить эффективность.

Вторая область – интеллектуальный поиск по текстовой или голосовой команде, который упростит нахождение информации. Интерактивное взаимодействие, в ходе которого чат-бот задает уточняющие вопросы, станет проще и позволит нам обходиться без специальных познаний в компьютерной технике (сейчас для этого необходимо изучить язык запросов и формулировать их соответствующим образом).

Не менее радужная перспектива – роль электронного секретаря или ассистента. Встроенные в интерфейсы компьютеров (в особенности смартфонов), чат-боты сделают общение с гаджетом более привычным и понятным любому человеку, в том числе с ограниченными возможностями (например, с травмами конечностей или плохим зрением).

Рабочее место для ИИ

А об огромном потенциале в науке и быту и говорить не нужно – чат-боты способны работать в сфере образования и консультаций, помогать по хозяйству и даже в вождении автомобиля. Уже сейчас они успешно трудятся в соцсетях и чатах, делая ресурс более интуитивным и привлекательным.

Разумеется, встает вопрос – насколько все это изменит структуру рынка труда? Не приведет ли внедрение виртуальных конкурентов к снижению количества рабочих мест? Думаю, что пока на сей счет тревожиться рано – искусственный интеллект достиг лишь уровня подростка, да и то с ограничениями.

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

17.12.2018
QIWI Techday make it real

Москва, Loft #2 ул. Ленинская Слобода, д. 26с11

25.02.2019 — 26.02.2019
Teamlead Conf

Москва, Инфопространство