IT ExpertМир технологийНаука и техника

Сергей Грицачук | 02.12.2015

50 лет полету на Венеру

Примите посылочку с Земли

Мягкая посадка

Космическая программа СССР в 1960-е годы предусматривала освоение не только околоземного пространства – воображение как ученых, так и политиков будоражили амбициозные идеи межпланетных полетов! Замахиваться на такое, не имея ни мощных компьютеров, ни достойной микроэлектронной базы, ни продвинутых материалов – даже в наше время вероятность успеха подобных проектов весьма эфемерна…

Примите посылочку с Земли

И тем не менее 16 ноября исполнилось ровно 50 лет с момента доставки на поверхность Венеры металлического контейнера, содержащего глобус Земли и памятный знак с гербом СССР. Осуществил полет космический зонд «Венера-3», ставший первым в истории аппаратом, достигшим поверхности другой планеты. Почему именно такой набор предметов в посылке? Да все просто: дабы зафиксировать неоспоримый факт нашего первенства в космической гонке.

«Венера-3»

Сказать, что полет «Венеры-3» был полностью контролируемым, нельзя: на некотором расстоянии от цели полностью отказала аппаратура связи и получить какую-либо информацию о нашей соседке и окружающем ее пространстве не удалось. Зато удачные сеансы связи дали ученым массу полезных данных, повысив шансы на успех следующих миссий. Так, в числе прочего изучены сверхдальняя радиосвязь, магнитные поля, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, космические радиоизлучения и поведение микрометеоритов.

Наша негостеприимная соседка

Нетрудно догадаться, что это была не первая попытка. Запущенная четырьмя днями ранее «Венера-2» пролетела над планетой очень близко по космическим меркам – в 24 тыс. км (что позволило ученым скорректировать орбиту «тройки») и продержалась на связи 26 сеансов. А вот «Венере-1» не повезло: неудачная конструкция оптического датчика, обеспечивающего направленность солнечных батарей, вывела из строя все системы через семь суток после старта (впрочем, аппарат все же приблизился к цели на расстояние 100 тыс. км).

Мягкая посадка

Зато четвертый участник венерианской программы, стартовавший в октябре 1967 года, выполнил задание, сбросив на поверхность Венеры посадочный аппарат, который на этот раз благополучно передал данные о составе ее атмосферы, температуре и давлении (последнее оказалось на порядок больше ожидаемого). Правда, телеметрический модуль сплющило на высоте около 20 км, и следующие аппараты усилили до такой степени, что им были не страшны и 200 атмосфер.

Мягко сесть сумели «Венера-7» (1970) и «Венера-8» (1972), после чего вплоть до 1985 года («Венера-16» и «Вега-1») полеты совершались без проблем, пополняя нашу копилку знаний. К слову, в рамках проекта «Вега» («Венера-Галлей») успешно изучена атмосфера планеты при помощи аэростатов.

Аппарат «Вега»

С 1987 года работы по изучению Венеры приостановили, но не прекратили. Станцию, которую планируется запустить в 2024 году, назвали «Венера Долгоживущая» («Венера-Д»): ей будет по силам не только детально исследовать атмосферу посредством аэростатов, но и ответить на вопрос, почему и куда исчезла вода на планете? Следующий этап – международные проекты – предполагает высадку планетохода.

Выводы

Но зачем человечеству пусть и близкая, но очень негостеприимная планета – с температурой до 530 °С и давлением 97 атмосфер, с воздухом, в котором содержание диоксида углерода огромно, а кислорода практически нет? В первую очередь предполагается, что Венера может стать неиссякаемым источником энергоресурсов. Во вторую – полигоном для отработки технологий терраформирования. А почему нет? Заселить ее атмосферу бактериями и микроорганизмами, они свяжут и переработают углекислоту в твердые осадки, повысив уровень кислорода, после чего уменьшится ее плотность и температура на поверхности снизится. Ну а там и до обживания почвы недалеко. Скажете: «Так размышляют прожектеры». Что ж, время покажет, правы ли они.

Журнал IT-Expert № 11/2015    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

23.04.2019