IT ExpertМир технологийНаука и техника

Полвека за бортом

Сергей Грицачук | 27.03.2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Полвека за бортом

Подготовка

Операция


Одной из важнейших вех отечественной истории стал выход человека в открытый космос. За этим стояло не только стремление пополнить список знаковых достижений, но и практическая необходимость: предполагалось, что придется выполнять ремонт внешнего оборудования станций и кораблей, а в перспективе и пройтись по Луне.

Подготовка

Сегодня подобные операции не вызывают особого внимания: ну вышел космонавт через шлюз, ну отремонтировал антенну, установил камеру или протер специальной тряпочкой иллюминатор корабля – что тут особенного? В наши дни на МКС разве что селфи не делают да в соцсети не выкладывают. То ли дело полвека назад! Тогда готовились долго и тщательно, продумывая все возможные проблемы и последствия, отрабатывая штатные и нештатные ситуации. И ученые, и члены экипажа понимали, что процесс не поддается прогнозированию, а значит, надо быть максимально готовыми ко всему. Отдельные упражнения проделывали с помощью уникального тренажера: для этого на борту Ту-104 собрали макет корабля «Восход-2», на котором и планировалось осуществить операцию.

Скафандры тех лет для задуманного не годились – они были рассчитаны на работу внутри летательного аппарата и не предполагали достаточной автономности. Тогда в НПП «Звезда» разработали 20-килограммовый костюм, получивший название «Беркут»: помимо особых элементов (например, креплений для кинокамеры), он вмещал 1666 литров кислорода, необходимого на 30–45 минут пребывания за бортом. К идее шланга («пуповины») пришли позже, а в «Беркуте» использовали страховочный фал.

Неменьшую проблему представляла шлюзовая камера: внутри корабля тесно, разместить стационарный отсек с двойными дверями невозможно. К слову, американцы так и не решили эту задачу и при каждом выходе в космос разгерметизировали корабль. Наши же ученые предложили гибкую конструкцию, которая занимала мало места, но позволяла сохранить драгоценный кислород.

img

Схема «Восхода-2» с гибким шлюзом

Дальше оттягивать момент старта не рискнули: поступали сведения, что американцы готовят аналогичную программу, а в тогдашних условиях их требовалось опередить любой ценой.

Операция

И вот 18 марта 1965 года «Восход-2» с Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым вышел на орбиту. Прогулку в открытый космос совершил Леонов: пройдя через шлюз, оттолкнулся от корпуса аппарата и завис в околоземном пространстве. По словам космонавта, больше всего его поразила абсолютная тишина. «Я настолько четко слышал, как у меня бьется сердце! И дыхание свое слышал. Оно даже мешало думать», – вспоминал он впоследствии. Пробыв вне корабля положенное время и выполнив все задачи, Алексей намотал на руку страховочный трос и приблизился к шлюзовому рукаву. И тут начались неприятности: поместиться в него не удалось — сказалось неучтенное при испытаниях раздувание скафандра из-за перепада давления.

imgimg

В итоге все кончилось относительно благополучно: стравливая воздух, Алексей сдул объем костюма до приемлемого и вернулся на корабль, пробыв за бортом около 12 минут. Это был огромный успех, а недочеты и проблемы «Беркута» отправились вместе с хозяином в Музей космонавтики: больше в этой модели костюма не летали – на смену пришла следующая разработка, «Ястреб».

img

Тот самый шлюз и скафандр

Выводы

Попытка победить в гонке освоения космоса могла провалиться, ведь с самого начала проект преследовали неудачи и просчеты. Началось с того, что корабль забросили на 200 км выше расчетной точки. Затем была история с раздутием скафандра. В довершение всего отказ автоматики «Восхода-2» при посадке, из-за чего пришлось перейти на ручной режим. Но экипаж с честью вышел из трудного положения и весь мир узнал о героизме наших космонавтов. Правда, как обычно, о проблемах не было сказано ни слова, чтобы не портить впечатление.

Увы, на Луне никто из наших соотечественников так и не побывал, но «Беркут» и «Ястреб» проложили дорогу новым видам космических скафандров, которые принесли много пользы науке.

    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

23.05.2019
Презентация программного комплекса "Integrity SCADA"

Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12