IT ExpertМир технологийНаука и техника

Комп на четырех колесах, или Высокие технологии в автомобилях

Сергей Грицачук | 02.10.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комп на четырех колесах, или Высокие технологии в автомобилях

Какие продвинутые технологии используются в современных авто 
Можно ли использовать автомобиль как мультимедийную систему 

Какие продвинутые технологии используются в современных авто
Уверяя сограждан, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, Остап Бендер ошибался. Сегодня машины служат не столько в качестве транспортного imgсредства, сколько индикатором социального положения владельца: чем дороже – тем престижней. Неудивительно, что разработчики из кожи вон лезут, чтобы довести автомобиль до состояния кровати (или, если угодно, Емелькиной самоходной печки). Похоже, дело идет к тому, чтобы водителю оставалось лишь указать пункт назначения – а все остальное сделает за него умная техника. 
И это не сказки маркетологов – многие функции управления все больше перекладываются на компьютерно-навигационную систему, способную справиться даже с самой сложной дорожной ситуацией. Правда, пока что такие системы лишь активно тестируются, да и стоимость оборудования для них высока («авторулевой» Google – $150 тыс.), но появление доступных авто, управляемых компьютером, не за горами.
Впрочем, и те, что бегают по дорогам, уже напичканы электроникой, что называется, под завязку. Функции управления режимами работы двигателем и трансмиссией давно переложены на бортовой мозг: подача топлива и управление оборотами зависят от множества датчиков, учитывающих температуру и влажность воздуха, атмосферное давление и другие параметры, вплоть до темперамента водителя. Механическая трансмиссия медленно, но верно уходит в прошлое: компьютер сам принимает решение о выборе передачи, блокировке дифференциала, режиме прочих механизмов.
Созданы системы автоматической парковки и круиз-контроля, а вспомогательные системы (парктроник, камера заднего обзора) можно установить вообще на любое авто.
Вся информация выводится на дисплей, причем контролировать можно все что угодно: от расхода топлива до пробок на дорогах.
Популярность снискали и системы климат-контроля: они не только поддерживают оптимальную температуру и влажность в салоне, но и предотвращают обмерзание и запотевание стекол, фар и зеркал. Даже дворники-стеклоочистители, и те включаются автоматически, по сигналу компьютера, предварительно уже рассчитавшего частоту их работы в зависимости от показаний датчиков влажности.
Доступны сегодня и всевозможные навигационные приборы – GPS/ГЛОНАСС-навигаторы (тоже компьютеры, как и видеорегистраторы).
Нередки случаи оснащения автомобиля средствами выхода в Интернет – позволяет и дорожную обстановку контролировать, и онлайн-музыку слушать.
img
А что особенно важно, компьютеризированы системы безопасности – иммобилайзеры, сигнализации, модули защиты и верификаторы состояния водителя. Последние, кстати, обещают стать обязательным оборудованием уже к 2015 году. В их функции входит контроль состояния водителя в целях предотвращения аварий: у нетрезвого не получится завести машину, задремавшего разбудят, а отвлекшегося от дороги настоятельно призовут к внимательности. 
Модификации подвергаются и средства связи. Например, "автомобильный" телефон Motorola, снабженный функцией идентификации дорожной обстановки, сам принимает решение, какие звонки принимать, а какие отправить на голосовую почту. При срабатывании подушек безопасности он немедленно уведомит спасательные службы, не дожидаясь, когда это сделает человек.
Перечень инноваций, прописавшихся в автомобилях, уже огромен, а станет еще длиннее. Так, готовятся к внедрению системы самодиагностики: они будут связываться с центральной базой и проверять состояние узлов и агрегатов, рекомендуя владельцу то или иное действие: от «смените масло, пожалуйста» до «остановитесь в ближайшем безопасном месте и ожидайте специалиста». 
 
Можно ли использовать автомобиль как мультимедийную систему
Одно из наиболее востребованных удобств автомобиля – мультимедийная система. В процессе эволюции на смену крохотному динамику пришли многополосные акустические решения, специализированные усилители и модули обработки звука, а радиоприемник уступил место музыкальному центру. Последний способен воспроизводить аудио- и видеосигнал с любых носителей – от компакт-диска до iPod, а пульт управления им стал частью руля.
imgВ комплект продвинутой мультимедийной системы входят телевизоры (размещаемые в головном блоке и подголовниках кресел), CD/DVD-чейнджеры, камера заднего обзора, AV-рекордеры и системы хранения данных с жесткими дисками (могут выполнять функции видеорегистратора).
Самые продвинутые решения построены на базе Android и, разумеется, предлагают весь спектр возможностей, доступных смартфонам и планшетам. Подключение к Интернету – посредством Wi-Fi или 3G. Не проблема оснастить автомобиль и роутером: это даст возможность пользоваться ресурсами Сети всем пассажирам.
В поездке устройство будет воспроизводить музыку и выполнять функции навигатора, а в часы ожидания позволит поболтаться в социальных сетях или посмотреть видео. А еще можно поиграть, пообщаться в Skype, узнать прогноз погоды, почитать новости. Как правило, подобные решения тесно интегрируются с Bluetooth-гаджетами – телефонами, гарнитурами. 
 
Выводы
Многие шутят, что в современном автомобиле сложно разглядеть собственно автомобиль, настолько его интерьер приближен к удобствам дивана. Действительно, комфортность салона для водителя и пассажиров стала чуть ли не главным мерилом его качества, а без высоких технологий здесь неimg обойтись. Но я предлагаю задуматься о другом: насколько весь этот уют отвлекает от управления транспортным средством. Ведь по сути все направлено на то, чтобы водитель расслабился: мягкое кресло с автоподстройкой под эргономику, подогревом и легким массажем, круиз-контроль, приятная музыка, уютный экран телевизора/компьютера… Тут запросто и уснуть за рулем. Вот я и думаю, что разработчики здорово отвлеклись от главной темы, ударившись во все эти изыски – нет чтобы дождаться массового производства беспилотных автомобилей! Хотя идею самодиагностики и оперативного реагирования на обозначенную проблему приветствую двумя руками. 


Журнал IT-Expert № 10/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

23.10.2018
Северо-Западный форум Cisco

Санкт-Петербург, Гостиница Астория

24.10.2018
Как построить маршруты торговых представителей и увеличить продажи на 15-20%?

Москва, Москва, Ленинградский проспект, 39, строение 14, офис 203-204, Центр логистики.

26.10.2018
Цифровая трансформация для Руководителей и Собственников бизнеса

Москва, Озерковская наб. 26, отель «АКВАМАРИН» (М. Новокузнецкая, Третьяковская), конференц-зал «ЭМЕРАЛЬД» (1 этаж)