IT ExpertМир технологийНаука и техника

Комп на четырех колесах, или Высокие технологии в автомобилях

Сергей Грицачук | 02.10.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комп на четырех колесах, или Высокие технологии в автомобилях

Какие продвинутые технологии используются в современных авто 
Можно ли использовать автомобиль как мультимедийную систему 

Какие продвинутые технологии используются в современных авто
Уверяя сограждан, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, Остап Бендер ошибался. Сегодня машины служат не столько в качестве транспортного imgсредства, сколько индикатором социального положения владельца: чем дороже – тем престижней. Неудивительно, что разработчики из кожи вон лезут, чтобы довести автомобиль до состояния кровати (или, если угодно, Емелькиной самоходной печки). Похоже, дело идет к тому, чтобы водителю оставалось лишь указать пункт назначения – а все остальное сделает за него умная техника. 
И это не сказки маркетологов – многие функции управления все больше перекладываются на компьютерно-навигационную систему, способную справиться даже с самой сложной дорожной ситуацией. Правда, пока что такие системы лишь активно тестируются, да и стоимость оборудования для них высока («авторулевой» Google – $150 тыс.), но появление доступных авто, управляемых компьютером, не за горами.
Впрочем, и те, что бегают по дорогам, уже напичканы электроникой, что называется, под завязку. Функции управления режимами работы двигателем и трансмиссией давно переложены на бортовой мозг: подача топлива и управление оборотами зависят от множества датчиков, учитывающих температуру и влажность воздуха, атмосферное давление и другие параметры, вплоть до темперамента водителя. Механическая трансмиссия медленно, но верно уходит в прошлое: компьютер сам принимает решение о выборе передачи, блокировке дифференциала, режиме прочих механизмов.
Созданы системы автоматической парковки и круиз-контроля, а вспомогательные системы (парктроник, камера заднего обзора) можно установить вообще на любое авто.
Вся информация выводится на дисплей, причем контролировать можно все что угодно: от расхода топлива до пробок на дорогах.
Популярность снискали и системы климат-контроля: они не только поддерживают оптимальную температуру и влажность в салоне, но и предотвращают обмерзание и запотевание стекол, фар и зеркал. Даже дворники-стеклоочистители, и те включаются автоматически, по сигналу компьютера, предварительно уже рассчитавшего частоту их работы в зависимости от показаний датчиков влажности.
Доступны сегодня и всевозможные навигационные приборы – GPS/ГЛОНАСС-навигаторы (тоже компьютеры, как и видеорегистраторы).
Нередки случаи оснащения автомобиля средствами выхода в Интернет – позволяет и дорожную обстановку контролировать, и онлайн-музыку слушать.
img
А что особенно важно, компьютеризированы системы безопасности – иммобилайзеры, сигнализации, модули защиты и верификаторы состояния водителя. Последние, кстати, обещают стать обязательным оборудованием уже к 2015 году. В их функции входит контроль состояния водителя в целях предотвращения аварий: у нетрезвого не получится завести машину, задремавшего разбудят, а отвлекшегося от дороги настоятельно призовут к внимательности. 
Модификации подвергаются и средства связи. Например, "автомобильный" телефон Motorola, снабженный функцией идентификации дорожной обстановки, сам принимает решение, какие звонки принимать, а какие отправить на голосовую почту. При срабатывании подушек безопасности он немедленно уведомит спасательные службы, не дожидаясь, когда это сделает человек.
Перечень инноваций, прописавшихся в автомобилях, уже огромен, а станет еще длиннее. Так, готовятся к внедрению системы самодиагностики: они будут связываться с центральной базой и проверять состояние узлов и агрегатов, рекомендуя владельцу то или иное действие: от «смените масло, пожалуйста» до «остановитесь в ближайшем безопасном месте и ожидайте специалиста». 
 
Можно ли использовать автомобиль как мультимедийную систему
Одно из наиболее востребованных удобств автомобиля – мультимедийная система. В процессе эволюции на смену крохотному динамику пришли многополосные акустические решения, специализированные усилители и модули обработки звука, а радиоприемник уступил место музыкальному центру. Последний способен воспроизводить аудио- и видеосигнал с любых носителей – от компакт-диска до iPod, а пульт управления им стал частью руля.
imgВ комплект продвинутой мультимедийной системы входят телевизоры (размещаемые в головном блоке и подголовниках кресел), CD/DVD-чейнджеры, камера заднего обзора, AV-рекордеры и системы хранения данных с жесткими дисками (могут выполнять функции видеорегистратора).
Самые продвинутые решения построены на базе Android и, разумеется, предлагают весь спектр возможностей, доступных смартфонам и планшетам. Подключение к Интернету – посредством Wi-Fi или 3G. Не проблема оснастить автомобиль и роутером: это даст возможность пользоваться ресурсами Сети всем пассажирам.
В поездке устройство будет воспроизводить музыку и выполнять функции навигатора, а в часы ожидания позволит поболтаться в социальных сетях или посмотреть видео. А еще можно поиграть, пообщаться в Skype, узнать прогноз погоды, почитать новости. Как правило, подобные решения тесно интегрируются с Bluetooth-гаджетами – телефонами, гарнитурами. 
 
Выводы
Многие шутят, что в современном автомобиле сложно разглядеть собственно автомобиль, настолько его интерьер приближен к удобствам дивана. Действительно, комфортность салона для водителя и пассажиров стала чуть ли не главным мерилом его качества, а без высоких технологий здесь неimg обойтись. Но я предлагаю задуматься о другом: насколько весь этот уют отвлекает от управления транспортным средством. Ведь по сути все направлено на то, чтобы водитель расслабился: мягкое кресло с автоподстройкой под эргономику, подогревом и легким массажем, круиз-контроль, приятная музыка, уютный экран телевизора/компьютера… Тут запросто и уснуть за рулем. Вот я и думаю, что разработчики здорово отвлеклись от главной темы, ударившись во все эти изыски – нет чтобы дождаться массового производства беспилотных автомобилей! Хотя идею самодиагностики и оперативного реагирования на обозначенную проблему приветствую двумя руками. 


Журнал IT-Expert № 10/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12