IT ExpertМир технологийНаука и техника

Космос становится ближе

Сергей Грицачук | 26.01.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Космос становится ближе

Гонки за кометами
Марс – наш новый дом?
Зайцы скачут по Луне
Куда нам без роботов?
Оформите мне путевку в космос!

Человечество рвется в космос. Что ж, экспансия всегда была частью нашей натуры: переселенцы осваивали Америку, крупные страны колонизировали неосвоенные земли за океаном. Даже сюжеты компьютерных игр построены на захвате новых территорий и их ресурсов. В этом году активность космических программ заметна как никогда – по всему видно, нас ждет много увлекательных событий.

Гонки за кометами

Европейское космическое агентство (European Space Agency, ESA) планирует вывести на орбиту кометы Чурюмова-Герасименко автоматический аппарат Rosetta и высадить на ее поверхность автоматическую лабораторию . Для этой миссии создан специальный модуль Philae. Задача непростая: небесное тело перемещается со скоростью 16 км/с, а Rosetta догоняет его со скоростью 800 м/с. Но, по расчетам ученых, в ноябре этого года встреча таки состоится.

img

Задача Philae – выяснить, есть ли на комете молекулы, подобные тем, что вызвали появление жизни на нашей планете. Для изучения проб грунта предназначена бортовая лаборатория: после всех необходимых манипуляций результаты будут отправлены при помощи Rosetta на Землю. Конечно, анализ грунта интересен сам по себе, но и операция захвата кометы не менее важна: ведь в будущем астронавты смогут использовать такие мелкие небесные тела в качестве источника минералов и других полезных веществ.

img

Марс – наш новый дом?

Продолжается активная подготовка к освоению Марса. Ракета Fаlсon Heаvy производства компании SpасeX – самый мощный на сегодня носитель – впервые попытается доставить на Красную планету 13 тонн груза. А вот осилить полноценную экспедицию (людей со снаряжением) ей, увы, пока не по зубам. Авторы проекта задумали поступить иначе: сначала решить вопрос с грузом, а потом уже на подготовленную базу высадить экипаж астронавтов. Falcon Heavy уже способна поднять на низкую опорную орбиту (примерно 200 км) 53 тонны полезной нагрузки. Но главное ее преимущество не в этом: по утверждению SpaceX, разработчика ракеты, килограмм перевозимого ею на орбиту груза обойдется в $2000, что тянет на мировой рекорд.

img

NASA готовит к старту космический корабль Orion. Предназначенный для дальних космических миссий, он отправится в сентябре в плановый четырехчасовой круиз вокруг Земли. За это время будут проверены работа всех систем и эффективность теплозащитного покрытия. Приземление 9-тонного модуля не шутка, особенно если учесть, что его скорость в атмосфере достигнет 32 160 км/ч, а температура поверхности – +2000 °С. Ученые до сих пор не уверены, что все пройдет гладко, хотя предстартовые расчеты не дают поводов к сомнениям. Если все пойдет по графику, то в 2017 году Orion совершит первый дальний рейс – вокруг Луны и обратно. Уже рассчитана орбита, на которой он будет удерживаться не менее трех недель (любой аппарат может оставаться на ней без корректировок не менее 100 лет). Кстати, выведет корабль в космос носитель Space Launch System, которому по плечу до 130 тонн. Его разработка практически завершена.

img

Проблема дальних полетов волнует не только американцев. «Конструкторское бюро химавтоматики» (ОАО КБХА) из Воронежа приступило к стендовым испытаниям магнитоплазмодинамического двигателя, которым планируется оснащать ракеты подобного рода. Его математическая модель разработана Московским государственным университетом приборостроения и информатики. Предполагается, что корабль с таким мотором сможет тормозить и разгоняться, не изменяя режима работы силовой установки. Совершать маневры он будет посредством отклонения плазменной струи. Справедливости ради отмечу, что аналогичные разработки ведутся в США и Германии, но в сравнении с ними у россиянина более высокий КПД.

img

Пока суд да дело, планету предполагается всесторонне исследовать. В 2014 году на нее прибудут два аппарата: индийский зонд India’s Mars orbiter Mangalyaan и американский MAVEN (они составят компанию марсоходам Opportunity и Curiosity). Скорее всего, орбиты Марса оба достигнут в сентябре. По прибытии MAVEN займется исследованием атмосферы, а индиец сделает новые снимки поверхности и попытается обнаружить следы метана.

Зайцы скачут по Луне

Самое время упомянуть китайского «Нефритового Зайца» – старт его исследовательской деятельности на Луне придется на начало этого года. К месту назначения ровер прибыл в конце 2013-го, однако хозяева не спешат начинать его эксплуатацию, проверяя особенности управления и адекватность реагирования бортовых систем. Впрочем, задержка обусловлена не только этим: «Заяц» пережидал неблагоприятные условия (темнота и мороз до -180 °С), встретившие его в районе высадки. Между тем ожидается, что он доставит образцы грунта, – последние лунные камни привезла на Землю в 1976 году советская станция «Луна-24».

img

Продолжит свою вахту и американский космический аппарат LADEE (он уже действовал на орбите Луны, когда сюда прибыли китайский спускаемый модуль «Чанъэ-3» и луноход «Юйту»). Получат более активное использование искусственные спутники LRO и Artemis.

Куда нам без роботов?

В том, что грядущим космическим экспедициям не обойтись без роботов, уверены все. Однако вряд ли мы увидим нечто подобное R2D2 из «Звездных войн» – скорее киберастронавт будет человекоподобным. Так, ноги для американского «Робонавта-2», работающего на Международной космической станции, будут готовы в ближайшее время (пока что у парня только торс). В каждой конечности будет по семь суставов плюс захватное устройство. Разработкой занимаются NASA и General Motors, а первый образец отправлен на МКС шаттлом Discovery в феврале 2011 года (и продолжает успешно работать). Благодаря четырем камерам, вмонтированным в шлем, робот ориентируется в пространстве и транслирует видео на мониторы операторов. А датчики на «пальцах» позволяют выполнять несложные операции.

img

Как ожидается, вскоре андроида десантируют на поверхность Луны. А в будущем (на основе отработанных технологий) ученые смогут создавать новые устройства не только для космических программ, но и для земных аппаратов такого же типа, ведь экстремальных условий, в которых людям не место, хватает и на матушке-Земле.

Оформите мне путевку в космос!

Напоследок упомяну о космическом туризме – его хотят развивать наравне с серьезными научными исследованиями. Возможно, кто-то считает это неразумным, но для корпораций, вынашивающих подобные проекты, это возможность не только подзаработать, но и отточить пассажирские технологии, чтобы в будущем использовать их в серьезных космических проектах. В Швейцарии уже строится первый космопорт для запуска мини-спутников, а в перспективе – и туристических шаттлов, стартующих со спины самолета-носителя А-300. Предполагается, что аппарат сможет доставлять на высоту около 100 км пилота и семь пассажиров.

img

А вот компания Virgin Galactic собирается окучить нижние границы космоса. Вряд ли кого-то удивит, что одной из первых участниц такого турне намеревается стать певица Леди Гага (Lady Gaga). К слову, королева эпатажа всерьез намерена завоевать титул первой космоисполнительницы, выступившей на высоте около 100 км. О готовности к подобному шагу заявили уже около 600 человек, среди которых известные актеры Эштон Катчер (Ashton Kutcher), Том Хэнкс (Tom Hanks), Брэд Питт (Brad Pitt) и Анджелина Джоли (Angelina Jolie). Все они уже заплатили по $250 тыс., чтобы получить места в первом коммерческом рейсе.

img

Выводы

Человечеству становится тесно в рамках родной планеты, и стоит ли удивляться его стремлению покорить межзвездное пространство? Для начала неплохо бы освоить ближайших соседей по Солнечной системе. К сожалению, технологии пока не позволяют построить космическое судно достаточной мощности, комфортности и автономности, чтобы отправить в путешествие человека. Именно по этой причине ученые вынуждены отрабатывать компоненты будущих кораблей – многоразовые челноки, роботы-исследователи и прочие модули наверняка войдут в состав межпланетных лайнеров. К тому моменту, когда изобретут наконец тот самый двигатель, способный пересилить притяжение Земли-матушки, все они должны быть отлажены на 100% – даже если ими пока будут пользоваться в коммерческих и развлекательных целях.



Журнал IT-Expert № 01/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

19.09.2018 — 20.09.2018
IV Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России «Smart Oil & Gas

Санкт-Петербург, Отель «Хилтон Санкт-Петербург Экспофорум», Петербургское шоссе, д.62, стр.1

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,