TechnoGuideМир технологийНаука и техника

45 лет пешком по Луне

Реальность или вымысел

Эпоха великого противостояния

Новый виток лунной программы

Прошло чуть меньше полувека с того момента, как командир американского корабля «Аполлон-11» Нил Армстронг (Neil Alden Armstrong) произнес фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества!», ставшую символом еще одной победы людского гения. Наряду со знаменитым гагаринским «Поехали!» эти слова засвидетельствовали новый этап покорения космоса — высадку человека на поверхность Луны.

Реальность или вымысел

Несмотря на то, что астронавта уже нет в живых, не утихают споры о том, была ли действительно эта высадка или вся история всего лишь фейк, организованный спецслужбами США. Каждый год холивары на эту тему разгораются с новой силой, стороны приводят доказательства своей правоты, но единодушия нет и в помине: обывателю трудно поверить, что в далеком 1969 году технологии могли позволить такую сложнейшую операцию, ведь астронавты не только долетели до нашего спутника, но и успешно прилунились, выполнили ряд работ, взлетели и благополучно вернулись на Землю.

img

Даже в наши дни космическая программа не имеет таких поразительных результатов, несмотря на впечатляющее развитие электронной промышленности, машиностроения и химической отрасли. Путешествия на другие планеты пока находятся в начальной стадии и грозят очень большими расходами, которые не могут позволить себе даже крупные государства. Да и особого смысла в них нет: сбор данных и исследования прекрасно выполняют роботы и спутники, а о постройке научно-исследовательских станций на поверхности планет задумываются лишь самые смелые энтузиасты.

Эпоха великого противостояния

Надо признать, что совершенный 45 лет назад шаг был не столько ради науки (установку лазерного отражателя, позволяющего измерить расстояние до Луны, можно было сделать и без участия человека), сколько ради утверждения превосходства в космической гонке между супердержавами. Необходимости в крайне рискованном участии людей не было, вполне могли бы справиться и автоматы.

img

Однако экспедиции продолжались: с 1969-го по 1972-й было совершено пять высадок на поверхность Луны. На этой почве американцы изрядно подорвали собственный бюджет, что вызвало справедливое возмущение налогоплательщиков и вынудило НАСА переключиться на менее затратные проекты. В СССР поступили не в пример мудрее, предпочтя развивать космическую технику (в частности, ракеты-носители) и обживать ближнюю орбиту: время показало, что это было гораздо практичнее, если судить хотя бы по опыту МКС.

Новый виток лунной программы

Впрочем, бесполезными путешествия на Луну назвать нельзя: в ходе полетов было отработано много перспективных технологий, исследованы специфические материалы и конструкции, которые обеспечили не только ускорение в развитии космической программы, но и подтолкнули вперед другие отрасли. О теме лунных исследований забыли на долгих 35 лет, вернувшись к ней сравнительно недавно. Работы по созданию лунных аппаратов возобновлены в НПО имени С. А. Лавочкина. Российские специалисты планируют высадиться ближе к полюсам, ожидая получить подтверждение теории о наличии воды на Луне, после чего перейдут к новому этапу – строительству станции. Первый аппарат «Луна-Глоб» отправится в полет в 2016-м, а спустя три года за ним последует «Луна-Ресурс» и ретрансляторы связи, в результате чего можно ожидать постепенного обживания нашего естественного спутника.

Выводы

Луна по-прежнему остается привлекательным небесным телом, нуждаясь в освоении: ученые не только ожидают найти там полезные ресурсы, но и оборудовать базу для научных исследований, а заодно использовать как потенциальный плацдарм для постройки и запуска кораблей к другим планетам. Примечательно, что на этом фоне несколько поутихло внимание к Марсу. Ученые убеждены, что столь далекое путешествие к четвертой планете пока преждевременно (хотя к нему и готовятся), поэтому не удивительно, что ведущие страны, в том числе Россия и Китай, уделяют столько внимания вопросу исследования Луны.

Журнал IT-Expert № 08/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

17.07.2018