IT ExpertМир технологийНаука и техника

Игры о будущем

Сергей Грицачук | 19.12.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Игры о будущем

По другую сторону экрана

Наноулучшатели

Перемещения в пространстве и времени


Видеоигр, основанных на обыденных сюжетах, не так уж много, ведь большинство геймеров желают погрузиться в волшебный мир невероятных предметов и событий. В этом плане игры могут поспорить с научно-фантастической литературой и кинофильмами: межзвездные перелеты, киборги, супероружие и сверхвозможности давно стали визитной карточкой этого вида досуга. Что удивительно, некоторые супертехнологии, показанные в играх, стали реальностью, а другие ждут своего воплощения.

По другую сторону экрана

Много лет назад, в эпоху восьмибитных приставок, мне попалась игра, в которой нужно было сбивать самолетики лазером. Название я уже забыл, а вспомнил о самой забаве относительно недавно, прочитав, что компания Boeing успешно испытала High Energy Laser Mobile Demonstrator – прототип боевой лазерной установки, способной поражать беспилотные летательные аппараты и артиллерийские снаряды. При относительно невысокой мощности (около 10 кВт) она успешно отразила 150 целей, и разработчики пообещали усилить ее до 50-60 кВт без существенного увеличения габаритов. Система полностью автономна: благодаря литий-ионным батареям и резервному дизель-генератору может функционировать до тех пор, пока не закончится топливо. Управляется же «зенитка» обычным ноутбуком и контроллером Xbox, что делает ее еще более близкой к миру игр. Впрочем, это не единственный агрегат подобного рода: 30-кВт твердотельная Laser Weapons System проходит испытания на военных кораблях США.

img

img

В шутерах протагонист нередко пользуется имплантатами, превращая глаз в некое подобие бинокля. Сегодня и это уже не фантастика: группа швейцарских ученых по заказу Агентства передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) разработала контактные линзы, способные почти трехкратно увеличивать изображение. Первоначально они адресовались военным, но затем нашли применение в медицине – для помощи людям с возрастным расстройством зрения (макулодистрофией). После доработки линзы смогут использовать все желающие. Пока что для активации режима увеличения используются очки с управляемыми поляризационными фильтрами, но работы над полной автономностью линз продолжаются.

img

Наноулучшатели

Любому геймеру известно, что основа крутого боевого костюма – экзоскелет, позволяющий увеличивать физические возможности человека. Подобные конструкции давно используются в медицине и для нужд армии, но такого скафандра, как у Гордона Фримена из “Half-Life” или нанокостюма из “Crysis”, еще не создали. Однако японские исследователи из Университета Хамамацу уже продемонстрировали наноткань толщиной всего 100 мкм, успешно противостоящую электромагнитному излучению, агрессивным средам и физическим воздействиям. Пока, правда, удается защитить только мелкие организмы (личинки), но ученые намерены развивать успех.

img

Что до чудо-мышц, то электроактивные полимеры (Electroactive Polymers) со временем реакции около 0,1 с поднимают вес, в 1000 раз превышающий их собственный. Чем не наноклетчатка? Конечно, со встроенным суперкомпьютером, работающим напрямую с человеческим мозгом, пока осечка, но в механическом плане нанокостюм может стать реальностью уже через несколько лет.

Вовсю идет разработка наноботов – микроскопических роботов, подобных упоминаемым в “Deus Ex”. И хотя до аугментаторов не дошло, зато есть прототипы нанодвигателей, систем ускорения и торможения. А отдельные решения, например пузырьковый нанобот, способны собирать в узоры фрагменты дрожжевых клеток.

Перемещения в пространстве и времени

Не такая уж фантастика и планетарные потрошители из “Dead Space”. Например, компании Planetary Resources и Deep Space Industries заявили о создании прототипов космических аппаратов для ведения разведки, взятия образцов грунта и доставки мелких астероидов на Землю или орбитальные станции. Среди полезных ископаемых в их списке будет сырье для добычи водорода, который предполагается использовать в качестве топлива.

img

А вот готовых технологий перемещения в пространстве (в том числе человека) в обозримом будущем ожидать не приходится. Несмотря на успешные эксперименты по клонированию атомов, ученым еще далеко до “BioShock Infinite” и порталов из мира “Half-Life”. По утверждениям сотрудника МФТИ Сергея Филиппова и его словацкого коллеги Марио Зимана, для переноса достаточно крупного объекта требуется невероятное количество энергии и столько же точных измерений, что делает задачу телепортации невыполнимой.

Компьютер «Анимус» (“Assassin’s Creed”), позволяющий считывать генетическую память и воплощать ее в трехмерном виде, пока тоже недоступен современной науке. По этой причине нам приходится довольствоваться 3D-симуляторами и очками виртуальной реальности. Однако ученые предрекают появление голографических дисплеев и технологий создания фантомных объектов вкупе со средствами мысленного управления (правда, это случится нескоро).

Путешествия к звездам немыслимы без двигателя особой конструкции. В этом смысле не утихают споры о возможности сверхсветовых полетов на основе «эффекта массы» (“Mass Effect”). Увы, подобное пока возможно только в играх, ведь непреодолимый барьер любым полетам таит в себе теория относительности. Но я верю, что человечество найдет способ ее обойти, ведь кое-какие исследования в этой области ведутся.

Выводы

Авторы игр предсказали немало любопытных устройств, ставших сегодня обыденными. Так, без сверхкомпактных компьютеров с сенсорным вводом и систем спутниковой навигации мы уже не мыслим своей жизни, дроны и роботы постепенно вливаются в арсенал армии, а по нашим домам разъезжают роботы-уборщики. И только заядлые скептики сомневаются, что даже самые фантастические технологии рано или поздно подчинятся человеческому разуму и станут частью нашей жизни.

Ключевые слова: новости игр

Журнал IT-Expert № 12/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,

26.09.2018
Loginom Day 2018: продвинутая аналитика, легкая в приготовлении

Москва, event-холл «Инфопространство»

02.10.2018 — 03.10.2018
Открытая конференция для бизнеса и ИТ «ACCELERATE»

Москва, Краснопресненская набережная, 14 Экспоцентр

02.10.2018
Практики построения современного трейдинга

Москва, Арарат Парк Хаятт, зал Саргсян

04.10.2018 — 05.10.2018
БИТ Санкт-Петербург 2018

Санкт-Петербург, проспект Медиков, дом 3, Конгресс-центр «ЛПМ»