IT ExpertМир технологийНаука и техника

Как мы узнали, что мы уникальны

Михаил Григорьев | 16.09.2014

Как мы узнали, что мы уникальны

Внешний вид, голос, характер – есть много факторов, по которым мы различаем друг друга. Но подтверждение тому, что каждый из нас уникален, наука получила сравнительно недавно – тридцать лет назад. В частности, английский генетик Алек Джеффрис (Alec Jeffreys) установил: ДНК каждого человека неповторима.

Рассматривая рентгеновские снимки макромолекулы, ученый увидел, что цепочки ДНК отличаются, и назвал это «генетическими отпечатками». С их помощью стало возможным установить родство, доказать причастность к преступлению или наоборот. Естественно, поначалу технологию взяли на вооружение криминалисты. Идентифицировать личность научились по волосу, слюне, частице кожи или капельке крови – в любом биоматериале человека есть ДНК.

img

Автор изобретения предложил в обязательном порядке внести всех граждан Великобритании в генетическую базу данных. Джеффрис был уверен: это существенно поможет работе правоохранительных органов. В базе должен храниться минимум информации, необходимой для идентификации, а сами образцы должны уничтожаться. Однако из генов судмедэксперты не могли извлекать информацию о национальности, цвете волос и глаз человека. Таким образом, не имея подозреваемого, полиции придется сначала доказать, что ДНК, обнаруженная на месте преступления, совпадает с записью в БД, и уже потом строить обвинение, а не пользоваться подсказками генетиков.

Что касается самого Джеффриса, спустя десять лет после изобретения, в 1994-м, его наградили орденом Британской империи за заслуги в науке и технике. А в этом году – престижной медалью Копли.

Журнал IT-Expert № 09/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Михаил Григорьев

В журналистику попал случайно и не рассчитывал на карьеру в этой сфере, но потом втянулся и даже привык. Увлечения: фотография, компьютерные игры.

16.05.2019 — 25.06.2019