TechnoGuideМир технологийНаука и техника

Поход в сердце кинотеатра: как устроен IMAX?

Ольга Ларина | 20.02.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Поход в сердце кинотеатра: как устроен IMAX?

С тех пор как в 1895 году в первый коммерческий кинозал прибыл поезд братьев Люмьер, появилось немало методов воспроизведения кинофильмов. Отличить цветное от черно-белого и 2D от 3D не трудно и без пояснений специалистов. А чем отличается формат IMAX от не-IMAX?

На уровне субъективного восприятия данная технология обещает исключительно глубокое погружение в действие на экране. Рассказывать об этом можно долго и красочно, но никакие эпитеты не заменят собственных ощущений. Мы заинтересовались, каким образом достигается данный эффект, и сотрудники IMAX провели для нашей редакции экскурсию в московском кинотеатре премиум-класса IMAX Sapphire «Формула кино Сити», кстати, одном из двух таких в мире.

Первые кинотеатры IMAX открывались в музеях и научных центрах, где демонстрировались исключительно документальные ленты. Производство документальных фильмов IMAX и по сей день остается неотъемлемой частью бизнеса корпорации. В 2002 году IMAX создала технологию цифрового ремастеринга, с помощью которой уже готовый контент преобразовывается в формат IMAX, позволяя добиться максимального качества изображения и звука. Так компания вышла на рынок развлечений. «Матрица: Революция», появившаяся в 2003-м, стала первым голливудским фильмом, демонстрировавшимся одновременно в двух форматах – обычном и IMAX.

Главное слово компании – experience (от англ. «опыт»). Цель – позволить зрителю «пережить» события фильма. Для этого используется особое оборудование. Первое, что видишь, заходя в зал, – экран. Он огромный и занимает все пространство перед креслами. Экран изогнут для того, чтобы изображение выглядело реалистично с любого места, и изготовлен из материала с серебряным покрытием, обладающим наиболее высокой отражающей способностью.

Особая геометрия зала необходима для восприятия не только видео, но и аудио. Звук чувствуешь буквально всем телом, от низов «дрожит земля». Это происходит за счет повышенной мощности аудиосистемы и очень широкого диапазона частот. Колонки расположены в определенном месте и под определенным углом.

Специалисты IMAX принимают участие во всех этапах построения кинозалов. Удобнее всего, когда проектирование и здания, и зала происходит одновременно, ведь системы IMAX удается разместить далеко не в каждом готовом помещении. Это обусловлено огромным экраном и жесткими требованиями к расположению всех элементов оборудования. Для каждого подходящего помещения создается индивидуальный проект. Оборудование устанавливается уже по завершении строительства зала, а его подключением и тестированием занимаются специалисты IMAX.

Самой интересной частью экскурсии стал поход в «капитанскую рубку» – кинопроекционную – в сопровождении сотрудников IMAX и киномеханика «Формулы кино Сити». В помещении находилось оборудование, предназначенное и для других кинозалов, но технику IMAX было видно сразу: два огромных, много больше прочих, цифровых проектора для демонстрации 3D-изображения направлены на экран сквозь специальные окна. Установки отличаются не только размерами, но и мощностью. Яркость и контраст проецируемой картинки значительно выше обычных. Расположение окон определено строго, но небольшое смещение проекторов не страшно: каждое утро изображение настраивается автоматически. Встроенный датчик обеспечивает постоянную обратную связь с экраном в зале интеллектуальной системы управления, которая фиксирует отклонения и при необходимости производит коррекцию. Рядом находятся стойка управления звуком и терминал, откуда киномеханик отслеживает демонстрацию контента. Всю систему настраивают при установке, затем она работает автоматически. Специалистам остается только присматривать за оборудованием, вносить изменения в программу показа и иногда менять в проекторах лампы. Чтобы получить доступ к ламповому отсеку одной из установок, требуется откатить ее по специальным рельсам. А запланированный переход на лазерную технологию избавит и от этой процедуры.

img

img

Условием IMAX при создании кинозала является воспроизведение фирменного контента – чтобы не дискредитировать бренд и не обесценивать саму идею сверхкачественного кино. В 1970 году в IMAX была разработана кинопленка шириной 70 мм с продольным расположением кадра. Ее разрешение примерно в 10 раз выше, чем у стандартной 35-мм пленки, за счет чего и становится возможной демонстрация изображения на экранах большего размера.

img

Запись на пленку ведется специальными камерами IMAX. Изначально они использовались только для создания документального кино (все подобные ленты полностью сняты на них), а сегодня в Голливуде набирает популярность съемка на камеры IMAX отдельных частей фильмов – «Темный рыцарь», «Трансформеры: Месть падших», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», «Стартрек: Возмездие» и других кинолент.

Фильмы, демонстрируемые в кинотеатрах IMAX, преобразованы в соответствующий формат с помощью цифрового ремастеринга, который позволяет добиться максимального качества изображения и звука, улучшить насыщенность, контраст, яркость изображения и другие детали.

Специалисты IMAX с самого начала включаются в процесс создания фильма. Они участвуют в съемках и монтаже, сотрудничают с режиссерами и технической командой, обрабатывают кадры, сводят звук, консультируют, оказывают поддержку на стадиях пре- и пост-продакшн, а также в маркетинге и дистрибуции. Поскольку воспроизводящее оборудование имеет обратную связь, головной офис IMAX может постоянно мониторить качество воспроизведения с любого терминала любой системы, а также соответствие контента стандартам качества.

Несмотря на такой объем работ, необходимый для выхода на экран, количество фильмов в формате IMAX с каждым годом увеличивается. Отбор производится, исходя из содержания, сюжета, киностудии и договоренностей с режиссером. В 2013 году появился первый российский фильм в IMAX 3D – «Сталинград».

На сентябрь 2013-го в мире насчитывалось 785 кинотеатров IMAX в 55 странах мира. Все проекционные системы IMAX в России цифровые. Пленочные системы установлены в некоторых странах в кинотеатрах при научных центрах и музеях для демонстрации образовательных фильмов IMAX, снятых на фирменные камеры.

Сейчас компания IMAX работает над компактной цифровой 3D-камерой на основе матриц Phantom. Первым ее опробует Майкл Бэй (Michael Bay) при съемках отдельных сцен следующей части «Трансформеров». Для создания фильмов в формате 2D режиссеры по-прежнему предпочитают пленочные камеры IMAX, например, Кристофер Нолан (Christopher Nolan) использует их на съемках своего нового фильма «Интерстеллар» (“Interstellar”).

В ближайшем будущем планируется перевести проекционные системы кинотеатров IMAX на цифровую лазерную технологию. Новая звуковая система, в основе которой лежит технология автоматической калибровки звука, будет иметь 12 выделенных каналов и более широкий диапазон низких частот.

Журнал IT-Expert № 02/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Ольга Ларина

Ольга Ларина

Журналист, фотограф-репортер, специалист по оптике, фототехнике и освещению. В свободное время преподает детям занимательную физику и путешествует по местам, где не ступала нога разумного человека. «Люблю роботов. В детстве хотела быть космонавтом».

Мероприятия

17.07.2018
NetApp Directions

Москва