IT ExpertМир технологийНаука и техника

Есть ли жизнь без кислорода?

Сергей Грицачук | 19.02.2014

Есть ли жизнь без кислорода?

Похоже, ученым придется пересмотреть одну из фундаментальных теорий науки, касающейся происхождения многоклеточных организмов.

До сих пор всплеск развития жизни на нашей планете связывали с так называемой кислородной катастрофой, полагая, что именно этот газ подтолкнул эволюционный процесс. Однако исследователи Скандинавского центра эволюции Земли (Nordic Center for Earth Evolution) при Университете Южной Дании (The University of Southern Denmark) подвергли сомнению эту концепцию. Выяснив, что никто и никогда не ставил задачу подсчитать, сколько же в действительности кислорода требуется многоклеточным организмам для существования и роста, они провели серию опытов с морскими губками Halichondria panicea, распространенными в Арктике и Северной Атлантике.

Животных помещали в специальные аквариумы с контролируемым количеством кислорода, уровень которого непрерывно понижался, пока не достиг концентрации в 200 раз меньше нормы (около 0,5%). Но даже после этого испытуемые продолжали жить и успешно развиваться на протяжении 10 дней.

Вывод ученых однозначен: кислород тут ни при чем. «Скорее всего, в формировании жизни на Земле приняли участие другие экологические и эволюционные механизмы», – говорит аспирант университета Дэниел Миллс (Daniel Mills).

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 03/2014], Подписка на журналы