От кардана до кармана: вчера, сегодня и завтра любительской фотографии

Логотип компании
От кардана до кармана: вчера, сегодня и завтра любительской фотографии
Почему софт важнее «стекла», а «Интеллектуальный Автомат» решает все?

С чего начиналась любительская цифровая фотография

От стекла к софту

Что сделал с любительским фото «Интеллектуальный Автомат»

Навстречу судьбе


С чего начиналась любительская цифровая фотография

Разработки в области электронной регистрации изображения велись с начала ХХ века, но в их подробности я вдаваться не стану. Пока Bell Labs, Texas Instruments, Kodak и Fairchild Semiconductor корпели над устройствами для записи изображений в цифровом формате, большинство фотолюбителей преспокойно снимали на аналоговые камеры: под листовую фотобумагу, кассеты, формат 120 и 35-миллиметровую, а также еще более узкую пленку.

Я веду речь именно о массовой фотографии – кардан, стеклянные и металлические пластины тоже оставим в стороне. Фотограф-любитель снимал на пленочную аппаратуру: шкальник, дальномерку, зеркальную камеру с пентапризмой или шахтным видоискателем. Даже появление Sony Mavica (см. врезку), полноценной цифровой зеркалки, не смогло радикально изменить лицо фотографии. Для любителя подобные модели были слишком дороги и сложны, а профессионалу недоставало качества изображения. Чего стоит тот факт, что значительная часть ранних цифровых фотоаппаратов фиксировала черно-белое изображение с разрешением куда менее 1 Мп.

От кардана до кармана: вчера, сегодня и завтра любительской фотографии. Рис. 1

Прототип Sony Mavica

Но курс на цифру был взят. В разработки активно включились Canon, Nikon и Asahi (ныне Pentax) – и к 2003 году увидела свет первая доступная и простая в использовании любительская цифровая зеркалка Canon EOS 300D. Она была совместима с объективами байонета EF и даже породила собственный – EF-S. Конкуренты подтянулись моментально. Несмотря на то что электронные носители и сети в ту пору были еще не слишком приспособлены для хранения и передачи больших объемов фотографий, у пользователя впервые появилась возможность снимать, не ограничивая себя стоимостью кадров и их количеством. Даже первые карты Compact Flash казались почти бесконечными по сравнению с пленкой: возможность удалять неудачные кадры сразу – снимай не хочу!

От кардана до кармана: вчера, сегодня и завтра любительской фотографии. Рис. 2

Canon EOS 300D стала первой доступной и простой в использовании любительской цифровой зеркалкой

Первые поколения цифровых зеркалок хоть и были менее строги к фотографу, чем пленочные камеры, все же требовали навыков съемки. Шестимегапиксельная матрица давала мало простора для кадрирования, встроенная автоматика в большинстве случаев работала посредственно, и даже просто умение вовремя включить вспышку или правильно выбрать сюжетную программу, не говоря уже о настоящем владении техникой фотографии, давало заметное преимущество в качестве снимков. Кстати, в свое время лучшие любительские кадры были сделаны на тот самый Canon EOS 300D. Думаю, дело не столько в популярности модели, сколько в том, что многие ее обладатели учились снимать еще в аналоговую эпоху.

Кроме возможности щелкать сколько влезет (на карту памяти), фотолюбителям стало доступно обучение «на ходу». ЖК-дисплей, самое заметное отличие цифровой камеры от пленочной, радикально изменил процесс съемки. Сразу увидеть, что получается, мгновенно скорректировать результат и переснять неудавшийся кадр – такое «фотообразование» уступает классическому в фундаментальности, но выигрывает в скорости и интерактивности. С другой стороны, увеличились шансы сделать добротное фото если не с первой, так с десятой попытки, не вникая в технические аспекты.

От кардана до кармана: вчера, сегодня и завтра любительской фотографии. Рис. 3

ЖК-дисплей, самое заметное отличие цифровой камеры от пленочной, радикально изменил процесс съемки

От стекла к софту

Одно из преимуществ аналоговых камер в том, что максимально высокое качество снимка зависит всего от двух факторов: пленки и объектива. Вместо камеры при должном умении можно было взять хоть обувную коробку – все было в руках фотографа. Цифровая эпоха принесла зависимость от качества матрицы и класса фотоаппарата. Но самым эффективным способом улучшить снимки технически и расширить возможности съемки оставалась замена объектива. На месте «китового» 18-55-мм или его аналога светосильный фикс или хороший зум давали много больше, чем, например, замена Nikon D40 на Nikon D60. Еще в 2008 году мы с коллегами были уверены, что лучше иметь камеру попроще с хорошим объективом, нежели наоборот.

Тем временем от модели к модели повышались не только технические характеристики, но и удобство съемки. Все чаще стала появляться функция LiveView – еще один шаг в сторону интерактивности настройки параметров съемки, предсказуемости результата, а также глубокий реверанс в сторону нового поколения фотолюбителей, переходивших на зеркалку не с пленки, а с цифровых компактов. Развивались встроенные в камеру редакторы и фильтры.

Однажды мы с коллегой разговорились о том, что нет никакой технической проблемы создать эффект светосильного объектива на софтверном уровне прямо в камере, размыв фон при помощи встроенного редактора. Оказалось, эта идея пришла не только к нам: функция «дорогого объектива» на базе комплекта с «китовым» 18-55-мм впервые нашла реализовацию в линейке Sony Alpha с ее отчаянным новаторством, местами почти издевательским по отношению к канонам.

Технологии светочувствительных матриц и алгоритмы обработки изображения непосредственно при записи на карту памяти стали развиваться быстрыми темпами. Избыточное разрешение позволило заменять зуммирование при съемке последующим кадрированием. Проблемы с геометрией и резкостью объектива все качественнее решал софт – как встроенный в камеру, так и для постобработки на компьютере. И всего пару лет спустя я уже советовала новичкам вкладываться не в объектив, а в новую камеру. На любительском уровне матрицы, алгоритмы и прошивки стали значить больше, чем «стекло».

Примерно в то же время серьезные цифровые зеркалки научились снимать видео, да еще какое!

Что сделал с любительским фото «Интеллектуальный Автомат»

Не будет преувеличением сказать, что эти умные системы стали очередной маленькой фотореволюцией. Воплощение пользовательской мечты: инструкцию можно не читать, меню не изучать, не разбираться, где диафрагма и сколько по Кельвину в этой комнате: включил режим, отмеченный у большинства производителей зеленым или красным, – и получай свободу творчества. А может быть, большого творчества и не надо, а хочется просто сделать снимок на память или зафиксировать что-то с утилитарной целью…

От кардана до кармана: вчера, сегодня и завтра любительской фотографии. Рис. 4

«Интеллектуальный Автомат» стал воплощением пользовательской мечты: включил режим – и получай свободу творчества

Спор между поборниками изучения технических аспектов съемки и сторонниками свободного самовыражения (когда все, кроме выбора кадра, отдано на откуп умной камере) столь глубок и фундаментален, что развивать эту тему вне конкретной задачи нет смысла.

Навстречу судьбе

Очевидно, что у цифровых камер с матрицей формата APS, APS-C и 4:3 все меньше практической потребности выглядеть по образцу классической цифровой зеркалки конца 2000-х. Технический прогресс готов предложить нам все возрастающее качество изображения с эргономикой компакта, ретродальномерки или вовсе смартфона с выдвижным объективом. Верность традициям сохраняется только в профессиональном классе, но и гуру все чаще соблазняются удобством системных камер. Любители же чувствуют себя все менее обязанными выбирать между легкостью транспортировки и использования, качеством снимков и возможностями съемки. Можно смело предсказать, что в будущем хорошая любительская фотокамера не только переедет из отдельной сумки в карман одежды, но станет атрибутом повседневной экипировки фотолюбителя. Умные очки завоюют свою нишу, а объект съемки можно будет выбрать даже не пальцем, как сейчас, а просто глазами. С фокусировкой, экспозицией, глубиной резкости и цветовыми изысками камера разберется сама, по ходу дела выровняв горизонт и откадрировав картинку согласно правилу золотого сечения.


Врезка. Первый фотоаппарат с электронным фотосенсором

Им стала Sony Mavica (Magnetic Video Camera), увидевшая свет в 1981 году. В основе устройства лежала матрица с физическими размерами 10×12 мм, создававшая кадры разрешением 570×490 точек. Видеосигнал формата NTSC с поддержкой звуковых комментариев записывался на 2-дюймовые дискеты Mavipack. Носитель вмещал до 50 кадров. Посмотреть картинки можно было только на телевизоре.

От кардана до кармана: вчера, сегодня и завтра любительской фотографии. Рис. 5

В том же году американские астронавты опробовали камеру на орбите, сфотографировав участок земли с челнока Shuttle.

От кардана до кармана: вчера, сегодня и завтра любительской фотографии. Рис. 6

Опубликовано 23.09.2013

Похожие статьи