IT ExpertМир технологийНаука и техника

От кардана до кармана: вчера, сегодня и завтра любительской фотографии

Ольга Ларина | 23.09.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

От кардана до кармана: вчера, сегодня и завтра любительской фотографии

С чего начиналась любительская цифровая фотография

От стекла к софту

Что сделал с любительским фото «Интеллектуальный Автомат»

Навстречу судьбе


С чего начиналась любительская цифровая фотография

Разработки в области электронной регистрации изображения велись с начала ХХ века, но в их подробности я вдаваться не стану. Пока Bell Labs, Texas Instruments, Kodak и Fairchild Semiconductor корпели над устройствами для записи изображений в цифровом формате, большинство фотолюбителей преспокойно снимали на аналоговые камеры: под листовую фотобумагу, кассеты, формат 120 и 35-миллиметровую, а также еще более узкую пленку.

Я веду речь именно о массовой фотографии – кардан, стеклянные и металлические пластины тоже оставим в стороне. Фотограф-любитель снимал на пленочную аппаратуру: шкальник, дальномерку, зеркальную камеру с пентапризмой или шахтным видоискателем. Даже появление Sony Mavica (см. врезку), полноценной цифровой зеркалки, не смогло радикально изменить лицо фотографии. Для любителя подобные модели были слишком дороги и сложны, а профессионалу недоставало качества изображения. Чего стоит тот факт, что значительная часть ранних цифровых фотоаппаратов фиксировала черно-белое изображение с разрешением куда менее 1 Мп.

img

Прототип Sony Mavica

Но курс на цифру был взят. В разработки активно включились Canon, Nikon и Asahi (ныне Pentax) – и к 2003 году увидела свет первая доступная и простая в использовании любительская цифровая зеркалка Canon EOS 300D. Она была совместима с объективами байонета EF и даже породила собственный – EF-S. Конкуренты подтянулись моментально. Несмотря на то что электронные носители и сети в ту пору были еще не слишком приспособлены для хранения и передачи больших объемов фотографий, у пользователя впервые появилась возможность снимать, не ограничивая себя стоимостью кадров и их количеством. Даже первые карты Compact Flash казались почти бесконечными по сравнению с пленкой: возможность удалять неудачные кадры сразу – снимай не хочу!

img

Canon EOS 300D стала первой доступной и простой в использовании любительской цифровой зеркалкой

Первые поколения цифровых зеркалок хоть и были менее строги к фотографу, чем пленочные камеры, все же требовали навыков съемки. Шестимегапиксельная матрица давала мало простора для кадрирования, встроенная автоматика в большинстве случаев работала посредственно, и даже просто умение вовремя включить вспышку или правильно выбрать сюжетную программу, не говоря уже о настоящем владении техникой фотографии, давало заметное преимущество в качестве снимков. Кстати, в свое время лучшие любительские кадры были сделаны на тот самый Canon EOS 300D. Думаю, дело не столько в популярности модели, сколько в том, что многие ее обладатели учились снимать еще в аналоговую эпоху.

Кроме возможности щелкать сколько влезет (на карту памяти), фотолюбителям стало доступно обучение «на ходу». ЖК-дисплей, самое заметное отличие цифровой камеры от пленочной, радикально изменил процесс съемки. Сразу увидеть, что получается, мгновенно скорректировать результат и переснять неудавшийся кадр – такое «фотообразование» уступает классическому в фундаментальности, но выигрывает в скорости и интерактивности. С другой стороны, увеличились шансы сделать добротное фото если не с первой, так с десятой попытки, не вникая в технические аспекты.

img

ЖК-дисплей, самое заметное отличие цифровой камеры от пленочной, радикально изменил процесс съемки

От стекла к софту

Одно из преимуществ аналоговых камер в том, что максимально высокое качество снимка зависит всего от двух факторов: пленки и объектива. Вместо камеры при должном умении можно было взять хоть обувную коробку – все было в руках фотографа. Цифровая эпоха принесла зависимость от качества матрицы и класса фотоаппарата. Но самым эффективным способом улучшить снимки технически и расширить возможности съемки оставалась замена объектива. На месте «китового» 18-55-мм или его аналога светосильный фикс или хороший зум давали много больше, чем, например, замена Nikon D40 на Nikon D60. Еще в 2008 году мы с коллегами были уверены, что лучше иметь камеру попроще с хорошим объективом, нежели наоборот.

Тем временем от модели к модели повышались не только технические характеристики, но и удобство съемки. Все чаще стала появляться функция LiveView – еще один шаг в сторону интерактивности настройки параметров съемки, предсказуемости результата, а также глубокий реверанс в сторону нового поколения фотолюбителей, переходивших на зеркалку не с пленки, а с цифровых компактов. Развивались встроенные в камеру редакторы и фильтры.

Однажды мы с коллегой разговорились о том, что нет никакой технической проблемы создать эффект светосильного объектива на софтверном уровне прямо в камере, размыв фон при помощи встроенного редактора. Оказалось, эта идея пришла не только к нам: функция «дорогого объектива» на базе комплекта с «китовым» 18-55-мм впервые нашла реализовацию в линейке Sony Alpha с ее отчаянным новаторством, местами почти издевательским по отношению к канонам.

Технологии светочувствительных матриц и алгоритмы обработки изображения непосредственно при записи на карту памяти стали развиваться быстрыми темпами. Избыточное разрешение позволило заменять зуммирование при съемке последующим кадрированием. Проблемы с геометрией и резкостью объектива все качественнее решал софт – как встроенный в камеру, так и для постобработки на компьютере. И всего пару лет спустя я уже советовала новичкам вкладываться не в объектив, а в новую камеру. На любительском уровне матрицы, алгоритмы и прошивки стали значить больше, чем «стекло».

Примерно в то же время серьезные цифровые зеркалки научились снимать видео, да еще какое!

Что сделал с любительским фото «Интеллектуальный Автомат»

Не будет преувеличением сказать, что эти умные системы стали очередной маленькой фотореволюцией. Воплощение пользовательской мечты: инструкцию можно не читать, меню не изучать, не разбираться, где диафрагма и сколько по Кельвину в этой комнате: включил режим, отмеченный у большинства производителей зеленым или красным, – и получай свободу творчества. А может быть, большого творчества и не надо, а хочется просто сделать снимок на память или зафиксировать что-то с утилитарной целью…

img

«Интеллектуальный Автомат» стал воплощением пользовательской мечты: включил режим – и получай свободу творчества

Спор между поборниками изучения технических аспектов съемки и сторонниками свободного самовыражения (когда все, кроме выбора кадра, отдано на откуп умной камере) столь глубок и фундаментален, что развивать эту тему вне конкретной задачи нет смысла.

Навстречу судьбе

Очевидно, что у цифровых камер с матрицей формата APS, APS-C и 4:3 все меньше практической потребности выглядеть по образцу классической цифровой зеркалки конца 2000-х. Технический прогресс готов предложить нам все возрастающее качество изображения с эргономикой компакта, ретродальномерки или вовсе смартфона с выдвижным объективом. Верность традициям сохраняется только в профессиональном классе, но и гуру все чаще соблазняются удобством системных камер. Любители же чувствуют себя все менее обязанными выбирать между легкостью транспортировки и использования, качеством снимков и возможностями съемки. Можно смело предсказать, что в будущем хорошая любительская фотокамера не только переедет из отдельной сумки в карман одежды, но станет атрибутом повседневной экипировки фотолюбителя. Умные очки завоюют свою нишу, а объект съемки можно будет выбрать даже не пальцем, как сейчас, а просто глазами. С фокусировкой, экспозицией, глубиной резкости и цветовыми изысками камера разберется сама, по ходу дела выровняв горизонт и откадрировав картинку согласно правилу золотого сечения.


Врезка. Первый фотоаппарат с электронным фотосенсором

Им стала Sony Mavica (Magnetic Video Camera), увидевшая свет в 1981 году. В основе устройства лежала матрица с физическими размерами 10×12 мм, создававшая кадры разрешением 570×490 точек. Видеосигнал формата NTSC с поддержкой звуковых комментариев записывался на 2-дюймовые дискеты Mavipack. Носитель вмещал до 50 кадров. Посмотреть картинки можно было только на телевизоре.

img

В том же году американские астронавты опробовали камеру на орбите, сфотографировав участок земли с челнока Shuttle.

img

Ключевые слова: цифровая фотокамера

Журнал IT-Expert № 09/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Ольга Ларина

Ольга Ларина

Журналист, фотограф-репортер, специалист по оптике, фототехнике и освещению. В свободное время преподает детям занимательную физику и путешествует по местам, где не ступала нога разумного человека. «Люблю роботов. В детстве хотела быть космонавтом».

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12