IT ExpertМир технологийНаука и техника

Прощальный шелест бумаги

Сергей Грицачук | 12.09.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Прощальный шелест бумаги

Стали ли мы читать меньше 
Как гаджеты и Интернет повлияли на печатные издания

Стали ли мы читать меньше
Наше метро – самое читающее в мире! Родившийся еще во времена СССР лозунг по-прежнему актуален, даже несмотря на то, что уровень грамотности населения imgснижается, подрастающее поколение предпочитает чтению прослушивание музыки, игры на смартфонах и планшетах, тусовки и дискотеки, да и человека среднего возраста все реже видишь с газетой или журналом в руках. 
Но означает ли это, что мы стали читать меньше? Разумеется, нет! Поток данных, воспринимаемых жителем мегаполиса, неуклонно возрастает: информационные панели, бигборды, звуковые и видеотрансляции – одного этого достаточно, чтобы заменить столь популярные ранее газеты и журналы. Про Интернет можно и не вспоминать: с утра любая социальная сеть «начирикает» столько новостей, что на весь день хватит.
Вот только чтению полезного предпочитают развлекуху. Потребность в серьезных произведениях, от классики до научно-популярных изданий, почти исчезла, зато книжные прилавки завалены детективами, мистикой, фантастикой и другим одноразовым чтивом. Рост безграмотности делает актуальной эзотерику, астрологию и прочие френологии – их тоже и читают, и выпускают. Модные журнальчики, опять же, популярны: всякие часики, высокая мода – такая яркая и захватывающая жизнь звезд и модельных див привлекает многих. В общем, читать меньше не стали – просто тип востребованного контента стал другим. А потому рынок печатной продукции претерпевает кардинальные изменения, точнее – гибнет на глазах. И это не только у нас – за рубежом уже несколько лет наблюдается подобная тенденция. 
 
Как гаджеты и Интернет повлияли на печатные издания
По скорости доставки новостей с места событий до конечного пользователя Интернет вне конкуренции: даже телевидение не в состоянии оперировать десятками секунд и единицами минут, что уж говорить о газетах и журналах! Информация устаревает очень быстро, а будучи выпущенной в конце недели, оказывается безнадежно неактуальной.
То же самое происходит с аудиовизуальным материалом: любительский видеоролик информативнее двух-трех профессиональных фотоснимков на развороте журнала (места в последних немного, с иллюстрациями не размахнешься). То ли дело в Интернете – хоть сотни выкладывай плюс ссылки на дополнительную информацию – печатному журналу, похоже, это не светит.
Кто же будет приобретать такой журнал? Только тот, кто бесконечно далек от современных технологий. Это подтверждает и взрывной рост спроса на бумажные СМИ в развивающихся странах.
Интересные данные приводят исследовательские организации ( Pew Research Center, World Press Trends и другие источники).
img

 Например, в Индии, где Интернетом пользуется около 10% жителей, а грамотностью лишь недавно овладели 75% населения, газеты стали признаком высокого социального статуса: их приобретают даже до покупки телефона. Разумеется, такая ситуация лишь стимулирует рынок печатной продукции. Аналогичное положение и в Китае. А вот в США и Европе все с точностью до наоборот: крупнейшие газеты и журналы (Newsweek, The Guardian, Observer, Frankfurter Rundscha, Financial Times Deutschland и другие) активно перешли в онлайн, закрыв типографии, сократив штаты и прекратив издаваться на бумаге.
Бесспорно, букридеры и планшеты послужили немалым стимулом к ликвидации печатной прессы: среди владельцев подобных девайсов минимум 53% сталиimg подписчиками платных электронных версий журналов, изменив бумаге, а среди молодежи лишь 1% голосует за печатные СМИ. Правда, юное поколение отдает предпочтение бесплатным ресурсам, но уже наблюдается изменение тенденции, и в ближайшем будущем аналитики предполагают расширение молодой аудитории (с нынешних 7% до 23–27% в 2017 году). 
То же самое происходит и с книгами: владельца портативного компьютера теперь не застанешь с бумажной версией в руках, да и представителей остальных слоев населения – от школьников до пенсионеров – все чаще можно увидеть с электронной «читалкой». Разумеется, это выгодно и удобно: освоить устройство элементарно, места занимает мало и весит немного, а на флеш-карте можно разместить такую библиотеку, которой позавидует любой книжный магазин. И заряжать приходится раз в месяц.
Конкурировать с электронными гаджетами печатные издания не могут физически и экономически: если подсчитать, во сколько обойдется подписка на пару-тройку журналов в год, да добавить к этому расходы на книги, становится понятно – дешевле купить планшет или букридер и не связываться с «печаткой». 
 
Выводы
imgКак ни крути, но есть что-то особенное в том, чтобы взять с полки обласканный томик любимой книги с ветхим переплетом, уютно устроиться в кресле и погрузиться в магию перелистываемых страниц. Воображение сразу же рисует камин, торшер, медвежью шкуру и стеклянный столик с бокалом хорошего коньяка... Это наводит на мысль, что отрасль вряд ли умрет – скорее перейдет в разряд элитных вещей. Гаджеты будут общедоступным источником информации, а печатные книги, газеты, журналы, альманахи и каталоги превратятся в удовольствие для избранных. Возможно, станут уделом эстетов-коллекционеров.
Если говорить обо мне, то и я не без греха: большинство книг читаю на гаджетах. Но и библиотека в привычном понимании этого слова тоже есть. Иногда мне просто хочется почитать с бумажного листа, и я не могу противиться такому удовольствию.
Книги книгами, а суммарно я стал читать намного больше – и не только новостные ленты, почту и статьи, но и справочную информацию, добываемую в Интернете, – полностью изменив журналам. Но могу сказать откровенно: при наличии возможности непременно оформил бы платную подписку на интересное издание, да вот только их почти нет.
Что делать, мы живем в переломное время, когда массы еще не готовы полностью и безоговорочно перейти на «цифру», а издательства не сподобились заранее подготовиться к предоставлению таких услуг. Отсюда и кризис отрасли. Но это не означает окончательной гибели бумажных изданий: они найдут свою нишу в нашем сумасшедшем цифровом мире

Журнал IT-Expert № 10/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Загрузка...

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12