IT ExpertМир технологийНаука и техника

Опасны ли видеоигры?

Сергей Грицачук | 20.11.2012

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Опасны ли видеоигры?

Почему в обществе часто поднимается вопрос об опасности видеоигр 
Как я отношусь к видеоиграм
Чем опасны и чем полезны видеоигры 

Почему в обществе часто поднимается вопрос об опасности видеоигр
Все непонятное вызывает страх и отторжение, это нормальная реакция человека. У маленьких детей любопытства хоть отбавляй, а чувство опасности еще не развито. Это и помогает им постигать imgокружающий мир, но в то же время толкает на рискованные эксперименты. У взрослых чувство страха превалирует над любопытством, и только малая часть сimg легкостью идет на опасные, но весьма насыщенные адреналином занятия типа альпинизма, автогонок, прыжков с парашютом. Остальные тоже не прочь приобщиться, но инстинкт самосохранения не позволяет. Зато вполне допустимо пощекотать нервы безопасными методами: посмотреть фильм ужасов, принять участие в телеигре или скандальном шоу, сразиться в динамичную видеоигру. 
Неудивительно, что последнее привлекает подростков: родители охотнее отпустят на осаду замка с орками, чем в поход с палатками. Тем виртуальная реальность и хороша, что можно творить что хочешь, причем бесконтрольно и безопасно. Особенно это ценно для тех, кого природа не наделила крепким телосложением. Да и авторитет заработать в коллективной игре проще, чем в реальной жизни.
Но как со стороны выглядит подобное времяпрепровождение? Особенно с точки зрения человека, не слишком близкого к компьютерам? Взрывы, пальба, сумасшедшие скорости, реки крови, горы трупов… Именно поэтому в обществе часто поднимается вопрос об опасности видеоигр.
Впрочем, нечто подобное уже имело место. Помнится, в середине прошлого века в США развернулся настоящий крестовый поход против комиксов, содержащих сцены секса и насилия. По мнению правозащитников, такого рода развлечения провоцировали школьников на совершение правонарушений (грабежей, убийств), употребление наркотиков, насаждали нацизм и расизм. «Откровенные» комиксы запретили, но проблем в обществе не убавилось.
Этот пример показателен: обывателей отпугивает все новое, да и моралисты подливают масла в огонь, списывая все беды мира на растлевающее влияние медиапродукции. Сегодня, например, настойчиво твердят о вреде видеоигр. Уж очень близки такие разговоры натуре людей в возрасте от 40 и старше, семейных, с достатком ниже среднего, словом, целевой аудитории ТВ-шоу и бульварной прессы. Вслед за ними острую тему подхватывают журналисты, политики, ученые, и даже духовенство с радостью приветствует дебаты подобного рода. Ведь это привлекает к ним внимание, отвлекая аудиторию от куда более серьезных проблем общества.

Как я отношусь к видеоиграм
imgЯ в них играю. С удовольствием. Начав еще с программируемых калькуляторов, самодельных «Радио-86РК» и «ZX-Spectrum», имел удовольствие проследить весь путь игровой индустрии – от текстовых игр до современных трехмерных шутеров, попробовав и восьмибитные приставки, и последнюю PlayStation. Геймерский стаж у меня солидный, но я все же предпочитаю традиционные ценности, среди которых главное место занимают семья, дети и реальные, а не виртуальные увлечения. Думается, что в качестве разнообразия досуга компьютерные игры хотя и хуже вышивания бисером или выжигания по дереву, но гораздо лучше бездумного сидения перед телевизором.
А хороши они тем, что позволяют ненадолго отвлечься от насущных забот и, если ими не злоупотреблять, абсолютно не вредят здоровью. И, хотя я не приветствую стремления некоторых издателей к чрезмерной реалистичности в играх, но не зря же регламентируется возрастной ценз пользователей. И если ребенок 14 лет от роду развлекается папиной игрой «18+», то разве это вина разработчиков?
Впрочем, игры ни в чем не виноваты – это лишь средство самовыражения авторов и инструмент психологической разгрузки игрока. А инструмент, как известно, хорош в употреблении по прямому назначению и с соблюдением правил техники безопасности.

Чем опасны и чем полезны видеоигры
Если забыть о необходимости физических нагрузок и нормального питания, долгое сидение за компьютером (и не только за играми) действительно может нанести вред организму, пойти в ущерб учебе и работе.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологическую составляющую. Да, можно полностью погрузиться в игровой мир и настолько утратить связь с реальностью, что обычная жизнь покажется скучной иimg пресной. Но это проблема не компьютерных игр, а окружения. Она может возникнуть разве что в неблагополучных семьях, где ребенку уделяют мало внимания. Уход от реальности – естественный защитный механизм детской психики. 
Но и пользы от игр нельзя отрицать. В первую очередь это неплохой релаксант, позволяющий избавиться от накопившегося напряжения, расслабиться после работы/учебы, отвлечься от бытовых проблем. Игры помогают улучшить реакцию, развить навыки работы с компьютером, развивают логическое мышление, тактические и стратегические наклонности, расширяют познания об окружающем мире и даже пополняют словарный запас, в том числе в иностранных языках (базы знаний в большинстве игр англоязычные). Сетевые игры могут помочь найти новых друзей, укрепить навыки социального взаимодействия.
Даже для детей младшего возраста польза от специализированных игр на порядок выше, чем просмотр мультиков по телевизору: здесь и развитие мелкой моторики (манипуляции с мышкой тренируют центральную нервную систему), и улучшение зрительной и мышечной реакции. Тренируются зрительная память, логика, развиваются навыки дедуктивного и индуктивного мышления, формируются музыкальный слух и цветовосприятие.

Послесловие
Итак, проблема не в играх и не в детях. А в обществе и родителях. Во все времена подростки искали способ выразить себя, а родители приходили в ужас, глядя на увлечения отпрыска. Компьютерные игры – не первое и не последнее звено в цепочке «кошмаров общественной морали». Комиксы, рок-н-ролл, сексуальная революция, неформальные движения и пр. – не более чем жупел, которому приписывалось все мировое зло.
Увы, хиппи стали яппи, поколения комиксов – добропорядочными гражданами, да и стиляги с панками не разрушили мир. Зато все эти пугала активно используются для нагнетания обстановки и увода внимания электората от истинных проблем общества – разрушения экологии, алкоголизма, наркомании, падения культуры, морали, духовности. Ведь это же так просто: зачем признаваться в том, что ты допустил пробелы в воспитании своего чада, – виноваты исключительно видеоигры!

Журнал IT-Expert № 12/2012    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

20.11.2018
Oracle Cloud Day 2018

Москва, Технопарк «Сколково» Большой бульвар, д. 42, стр.1.

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».