Недоцифра

Логотип компании
Недоцифра
Путевые недоумения о цифровизации южных российских курортов

Отпуск, о котором можно только мечтать: сесть в машину и рвануть вперед, не заботясь о расписании экскурсий, посещении обязательных достопримечательностей и наличии рейсов на нужные даты. Каждый раз такую поездку мешали совершить разные обстоятельства, и вот наконец получилось – в конце августа я отправился куда глаза глядят. А глядели они в сторону юга.

Маршрут выдался продолжительным – через Центральную Россию в Сочи, а затем в Крым. Впечатлений удалось накопить немало, и многие, конечно, связаны с тем, насколько курортные регионы вовлечены в то, что называется цифровизацией. Ехал я один, впереди – почти 6000 километров. А потому я не только купил машину с магнитофоном и пошил пиджак с отливом, но и запасся всеми возможными приложениями для путешественников.

Наблюдение первое – глобальные cервисы вроде Booking не слишком дружат с поиском ночлега для одинокого путника. Гораздо эффективнее  доморощенные – они хорошо знают отели вдоль трассы «Дон» и позволяют забронировать номер с завтраком прямо на ходу.

Наблюдение второе – правило «чем дальше от Москвы, тем хуже» не работает. Наоборот. В качестве эксперимента я несколько раз прямо на ходу запускал на смартфоне видео из YouTube. Так вот на большей части МКАД и далее, до границы Тульской и Липецкой областей, затея претерпевала крах. Зато потом почти 700 км этот нехитрый тест непременно оказывался успешным.

Недоцифра. Рис. 1

Самой «цифровой», и это ожидаемо, оказалась Красная Поляна, где каждый отель работает со всеми сервисами бронирования, где мобильная сеть обеспечивает уверенный 4G-сигнал, а местные курорты и достопримечательности имеют свои полезные мобильные приложения. Впрочем, было бы удивительно, если бы в олимпийской столице дела обстояли иначе.

На удивление хорошо «оцифрованы» приморские города и поселки к югу от Джубги и вплоть до самого Сочи – даже в самых маленьких найти полезную информацию о туристической инфраструктуре не составило труда. Тест на цифру сочинский регион уверенно выдержал.

А вот насколько плачевной окажется ситуация в Крыму, я, признаться, не ожидал. На полуостров приезжаю каждый сезон, но впервые за последние три года, то есть с тех пор как здесь появился полноценный мобильный Интернет, удалось проехать по небольшим поселкам. Нет, в центрах цивилизации – Севастополе, Ялте или Алуште – с доступом все в порядке и скорость, несмотря на отсутствие LTE, более чем удовлетворительная. Более того, тарифы местного оператора по сравнению с московскими просто шикарные. Но шаг в сторону, и… ничего. То есть совсем ни байта данных. Конечно, и в континентальной России можно отыскать такую же глухомань, но за покрытие вдоль основных магистралей можно ручаться. И даже в горах – сумел же «Мегафон» протащить свою сеть на вершину Роза Пик в той же Красной Поляне! В Крыму же современные сети расположены островками вокруг более-менее крупных поселков.

Думаете, дело в отсутствии Сети? Нет. Если даже в российской глубинке хозяева гостевых домов и даже съемных квартир, сдаваемых посуточно, уже освоили сервисы, подобные ‘Booking’, то в Крыму это благо присутствует лишь частично и именно в тех местах, где устойчивый доступ к мобильному Интернету. В популярном Симеизе в гостинице моему приезду немало удивились: «Где вы нас нашли? Мы про букинг слышали, но не пользуемся, у нас и так много отдыхающих». И подобное повторялось еще несколько раз.

Расписание транспорта (а в Крыму, если не считать знаменитых междугородних троллейбусов, это терра инкогнита), достопримечательности, возможность приобрести билет или записаться на экскурсию, найти фирменный (а не «левый») магазин одного из местных винзаводов, да хотя бы узнать об интересном местечке по пути – все нужно делать по старинке или рыскать на сайтах энтузиастов. Даже паром – то немногое, что действительно удалось организовать за последние годы образцово, – оставляет горький осадок. Приобрести электронный билет, сократив и свое время, и хлопоты перевозчику, – пожалуйста, но его обязательно нужно распечатать! Где это сделать наивному туристу, не захватившему с собой принтер, неизвестно. И то, что персонал порта Крым может прочесть сканером штрих-код с экрана, а не с бумаги, никого не интересует.

Недоцифра. Рис. 2

Хорошо еще, что работает навигация, хотя и «Яндексу», и «Навителу» (второму в меньшей степени) стоило бы озаботиться актуализацией информации на своих картах. Кое-где, и даже на Южнобережном шоссе, схема движения уже давненько изменена. Равно как и придорожная инфраструктура.

Все эти проблемы  – вовсе не технологические, а человеческие. Никакая бигдата не заставит гостиницы работать с современными сервисами, а перевозчиков и бизнесменов – заботиться об удобстве потребителей. А коли так, мы просто вынуждены будем обходить стороной этот замечательно теплый и красивый, но удивительно недружественный полуостров.

Сетуя на неудачный для Крыма туристический сезон, аналитики приводят множество факторов, связанных с высокими ценами и  транспортными неурядицами. Мы же, туристы, хотим пожелать местным санаториям как можно быстрее перепрофилироваться на лечение от цифровой отсталости, и тогда у них будет явное преимущество по сравнению с кавказскими курортами.

 

Опубликовано 02.10.2017