IT ExpertМир технологийНаука и техника

И звезда с звездою говорит

Владимир Комен | 05.06.2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

И звезда с звездою говорит

«Здравствуйте! Это Вит Компани АйТи компания?»

Вот так выглядит удача в эпоху всеобщей прозрачности и коммуникаций XXI века. Попасть в спамерские базы и прочие справочники компьютерных фирм с таким нестандартным названием. Что позволяет вычислить всяких обзвонщиков из колл-центров и прочих любителей холодных звонков с первой ноты. Дятлу на том конце провода невдомек, что фирма едва ли может называться таким странным образом. Есть ощущение, что он совсем не думает. А читает по бумажке или по памяти заготовленный ему маркетологом скрипт. И, удивительно, что это действует – иначе все эти службы вымерли бы, как динозавры.

Насколько человек подвержен такого рода словесным манипуляциям, просто удивительно! Первый классический эксперимент такого рода был сделан более 50 лет тому назад. Это компьютерная программа «Элиза», имитирующая действия психотерапевта. (Так вот к чьему имени отсылает голосовой помощник от Яндекса! Как же я сразу не догадался!) Ее можно считать самой ранней попыткой провести тест Тьюринга, хотя и не совсем безупречной. Все-таки человек безусловно верит, что общается с другим человеком, тем более, специалистом, и не ожидает подвоха. С той поры homo sapiens стал заметно более искушенным, и тому было много причин. Не в последнюю очередь – всякие службы обзвона, будь он неладны.

Какая первая мысль приходит после общения с подобным представителем колл-центра? Заменить его искусственным интеллектом (большой мощности не потребуется). Как помним, это уже и происходит. На конференции Google I/O в начале мая был продемонстрирован голосовой помощник, который самостоятельно может позвонить в кафе или парикмахерскую и договориться о заказе столика/ мастера на удобное хозяину время. Это действительно прорывное дело, но жду, как быстро его приспособят для удаленного навязывания товаров и услуг.

Нет такой потрясающей вещи, которую человек в погоне за наживой не превратил бы в какашку. Что особенно обидно – промышляют этим не только маргинальные фирмы, которым во что бы то ни стало надо пробиться на рынке, но и вполне респектабельные. Скажем, похожим образом компания Apple запретила своим сотрудникам признавать, что в яблочной технике есть, и вообще в принципе возможны, хоть какие-нибудь изъяны. То есть человеку, пришедшему в салон Apple повозмущаться каким-нибудь вопиющим недостатком, в ответ говорят, с исступленностью дятла из колл-центра, что «у нас лучшая в мире экосистема», «iPhone -- образец аппарата для всех производителей на рынке» и т.д. и т.п.

«Пробиваем фильтры». Это коронная фраза всех спамеров, которые, несмотря на задействованную против них тяжелую артиллерию, никак не умирают. Подобная гонка вооружений («… противо-противо-противо-противоракеты (в арсеналах уже шестое их поколение)» – Станислав Лем, «Футурологический конгресс») скоро получит подкрепление в виде систем искусственного интеллекта. И вот тут-то и начнется…

Рассказывают, что один креативный менеджер настроил чат-бот, на вход которому подает всякие спамерские рассылки и дико забавляется, наблюдая переписку живого человека (которому заработать надо, как вы не понимаете!) со своим роботом. Такие вещи наверняка получат ответочку – с той стороны станет долбить дятлом тоже робот, и пока они будут замкнуты друг на друга, это приведет только к пережиганию лишних киловатт и всплеску положительных эмоций. Но, если натренированный в изощренности пробивать фильтры робот внезапно попадет (нападет) на живого человека… Получаем ежедневный тест Тьюринга с быстрым самосовершенствованием. И неизвестно еще, куда это самосовершенствование заведет.

И все это, я думаю, еще цветочки. Рано или поздно удаленные заказы (как в примере из Google) чутка монетизируют. Скажем, отказаться от заказанного столика будет стоить какой-нибудь доллар. Прецеденты уже давно созданы – до того, как компьютеры пришли на биржу, выкрикнутое брокером «покупаю» приравнивалось к подписанному контракту. Так что слово, сказанное по телефону или по мейлу, будет иметь уже и долларовый эквивалент. И бегайте потом доказывайте, что это ваш голосовой помощник сошел с ума или что на том конце его неправильно поняли.

img

Вы считаете, я фантазирую? А слышали историю, как вставленная в дачные ворота СИМка самостоятельно подписалась на платные рассылки гороскопов и прогноза погоды? Это могло бы стать зарей рождения искусственного интеллекта в полном смысле этого слова, но оказалось, как всегда бывает, жадностью одного из опсосов (операторов сотовой связи). Потому как управляющий воротами приборчик исходно вообще не приспособлен для работы на передачу, только на прием, и физически не мог ни на что такое подписаться.  

В общем, правовая база, регламентирующая отношения во всевозможных вновь образуемых парах (человек – робот, робот – робот, а потом и со всякими гендерными и прочими нюансами) из темы для анекдотов понемногу превращается в суровую необходимость.

О, дивный новый мир!!!

Журнал IT-Expert № 06/2018    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Владимир Комен

Генеральный директор WIT Company

Мероприятия

23.10.2018
Северо-Западный форум Cisco

Санкт-Петербург, Гостиница Астория

26.10.2018
Цифровая трансформация для Руководителей и Собственников бизнеса

Москва, Озерковская наб. 26, отель «АКВАМАРИН» (М. Новокузнецкая, Третьяковская), конференц-зал «ЭМЕРАЛЬД» (1 этаж)