«Умные» счетчики воды: новация или проблема?

Логотип компании
«Умные» счетчики воды: новация или проблема?
Жулики буквально в первые дни старта программы смарт-инноваций придумали, как ставить москвичей на «умные» счетчики.

В 2018 году в России стартовал проект «Умный город», а в начале 2019-го он стал частью нацпрограммы «Цифровая экономика» и нацпроекта «Жилье и городская среда». Центрами компетенций «Умного города» стали «Ростелеком», «Ростех» и «Росатом».

Казалось бы, цифровое светлое будущее уже засверкало впереди своей яркой иллюминацией. Но не расслабляйтесь – вас ждут увлекательные встречи, после которых может возникнуть вопрос: а оно нам надо?

Но давайте по порядку.

Планы построения «Умного города» коснутся всех жителей страны, обещает «Цифровая экономика»

Одно из главных направлений будет связано с модернизацией жилищного хозяйства: в каждом доме по желанию самих жителей установят «умные» счетчики потребления воды и электричества. Так, только в Уральском федеральном округе к концу 2024 года ими планируется оснастить до 80% многоквартирных домов – разработчики обещают, что экономия будет ежегодно достигать 13%.

Очевидно, что территорией пилотного проекта был выбран лучший город страны – Москва: 1 июня прошлого года там началась установка первых «умных» счетчиков. Как сообщалось в конце ноября на официальном портале мэра столицы, за полгода к пилоту присоединилось 600 квартир.

«Умные» счетчики воды: новация или проблема?. Рис. 1

Ежемесячно жители передают 5,8 млн показаний счетчиков горячей и холодной воды. Источник: ДИТ Москвы

Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы планировал еще до конца прошлого года подключить через смарт-оборудование водоучета до 300 тыс. московских квартир, откуда данные передавались бы в автоматическом режиме по сети Wi-Fi в Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ), а начиная с 2019 года запустить проект в промышленную эксплуатацию.

Будущее за децентрализацией

Все эти планы имели строгое экономическое обоснование. Так, по оценкам министра энергетики РФ Александра Новака, внедрение интеллектуальных приборов учета электроэнергии позволит государству не только снизить потери, но и экономить 70-80 млрд рублей в год! Однако в конце декабря 2018-го президент РФ Владимир Путин подписал постановление о принятии поправок в федеральный закон, разработанный Минэнерго… Если быть более точным, то прежние планы централизованного развития системы «умных» счетчиков в стране были децентрализованы. Минэнерго распорядилось перенести обязанности по будущей установке, эксплуатации, поверке и замене приборов учета электроэнергии и водопотребления с потребителей на поставщиков. Согласно обновленному закону решение, ставить или не ставить «умные» системы учета, находится в ведении эксплуатирующей организации.

Более того, с 1 июля 2020 года потребитель освобождается от обязанности даже следить за работой приборов учета и информировать кого-либо о выходе их из строя, а также права устанавливать новый прибор. Единственной обязанностью жителя остается обеспечение целостности прибора учета в том случае, если тот находится на его личной территории, недоступной для прямого доступа эксплуатирующей организации, например внутри квартиры или садового участка.

В Минэнерго посчитали, что такое решение более эффективно сократит издержки из-за потерь электроэнергии, а также будет способствовать повышению платежной дисциплины, поскольку эксплуатирующая организация сможет оказывать прямое давление на должников.

«Умные» счетчики: что за зверь?

В настоящее время на официальном сайте мэра Москвы сообщается, что поставщиками «умных» счетчиков, соответствующих требованиям регламента, могут выступать три компании – SAURES, КУЗЯ.РФ и ОПЛАЧУ, а установка зависит от технологических возможностей прежнего оборудования, то есть может быть выполнена как в качестве замены старого счетчика, так и путем добавления специального модуля, который обеспечит автоматический сбор показаний. Решение принимают сами жители и установка осуществляется на их собственные средства. При этом почему-то нигде не указано, что новые счетчики будут работать, только если эксплуатационная компания предоставляет такую услугу…

«Умные» счетчики воды: новация или проблема?. Рис. 2

Автоматизированный сервис передачи показаний счетчиков воды. Источник: ДИТ Москвы

Такая неопределенность априори создает идеальные условия для злоупотреблений. Но столкнуться с ними вы сможете только «по собственному желанию». Никто заранее вас не будет предупреждать.

Первый и главный вопрос: а чем, собственно, обычный счетчик отличается от «умного» (с импульсным выходом), который уже применяется в московских новостройках, возводимых по программе реноваций. Пожалуй, только наличием провода, к которому будет подключаться передающее устройство. Без него это просто «усики», не дающие никакой умности.

«Умные» счетчики воды: новация или проблема?. Рис. 3

«Умный» счетчик ITELMA для холодной воды

Второй признак – цена: обычный счетчик стоит в рознице от 600 до 1000 рублей, а «умный» – от 800 рублей. Понятно же, за ум надо платить.

Наконец, третий признак – наличие дополнительного передающего контроллера: без него «умный» счетчик будет работать как обыкновенный, даже если вы заплатите за него 2000 рублей.

Но, поскольку граждане еще не привыкли, что для нового поколения счетчиков нужны дополнительные устройства, то большинство даже не заметит, что «умный» счетчик почему-то перестал быть умным после ухода мастера.

Передающий блок является общим для всех установленных «умных» счетчиков – ценник здесь начинается от 3000 рублей и во многом зависит от способа передачи данных (GPRS, LPWAN или Wi-Fi). Показания автоматически отправляются в управляющую компанию, ТСЖ или ЕИРЦ именно благодаря контроллеру. Об этом надо помнить.

«Умные» счетчики воды: новация или проблема?. Рис. 4

Контроллер SAURES собирает показания от 8 «умных» счетчиков.

Что-то пошло не так…

Пришествие «умных» технологий в Москву обернулось всплеском мошенничества. Уже летом прошлого года горожан атаковала волна телефонных звонков самозваных представителей ЖКХ и ЕИРЦ. Пользуясь неопределенностью в законодательстве (не был четко указан порядок установки устройств нового типа), аферисты обещали всевозможные бонусы льготным категориям граждан, в частности возможность вернуть вложенные деньги через ЕИРЦ или МФЦ, предоставив необходимые документы (городские службы отмечали, что каждый день к ним обращались десятки граждан). Никаких денег пострадавшие, естественно, так и не получили.

Нельзя сказать, что городские власти не реагируют на подобные факты – в любом отделении «Жилищника» или ЕИРЦ до сих пор вывешены соответствующие объявления. Однако правоохранительные органы подчеркивают, что мошенники грамотно оформляют все юридические документы, а желание установить «умные» счетчики изъявляют сами граждане, из своего же кармана оплачивая такие услуги.

«Умные» счетчики воды: новация или проблема?. Рис. 5

Предупреждение о мошенничестве на стенде у МФЦ в Отрадном (Москва)

Всё не так легко, как кажется...

В рассказанной нами истории внедрения инноваций в Москве не хватает конкретного примера. Чтобы его получить, мы решили подыграть мошенникам.

Все пошло по накатанному сценарию. Сначала нам позвонили по городскому телефону: представившись диспетчерской ЕИРЦ и назвав наш точный адрес, упомянули о полагающихся льготах в связи с плановой заменой старых счетчиков на «умные» и в итоге назвали сумму компенсации, которая точно соответствует данным официальных поставщиков. Причем заранее оговаривалась стоимость работ и называлась фамилия исполнителя, что якобы гарантирует защиту от визита мошенников.

«Умные» счетчики воды: новация или проблема?. Рис. 6

Все документы по установке фальшивых «умных» счетчиков оформляются в полном соответствии с законодательством

В итоге пришел мастер, качественно и быстро выполнил замену приборов, оформил и выдал на руки комплект документов – и даже принял деньги с помощью платежного терминала, гарантируя тем самым юридическую проверку самой компании через службу безопасности банка. Только вот на деле оказалось, что вместо «умных» счетчиков нам установили самые обыкновенные – кто из вас знает, чем они отличаются?..

«Умные» счетчики воды: новация или проблема?. Рис. 7

«Умные» счетчики оказались самыми обыкновенными, хотя и устанавливались якобы по программе «Умный город».

Далее жилец отправился в ЕИРЦ за обещанной компенсацией. Но, несмотря на широко разрекламированную в прошлом году программу ДИТ Москвы, здесь о ней никто, в том числе руководство, никогда не слышал, так же как и о существовании «умных» счетчиков. А информация о дистанционном снятии данных вызвала у них откровенный смех.

Ничего не дал и визит в Сбербанк – для инициации разбирательств ему требуется возбуждение уголовного дела органами МВД.

Визит же в ГУВД закончился советом написать заявление и предоставить доказательства, что была осуществлена мошенническая установка, а не по желанию клиента.

В свою очередь, визит в эксплуатационную контору позволил узнать, что компания, установившая новые счетчики, давно им известна, более того, недавно она поменяла название. Потери потерпевших от ее услуг достигли 40 тыс. рублей за каждую установку….

Напомним, с 1 июля 2020 года обеспечение централизованной системы контроля за установкой и эксплуатацией водосчетчиков возлагается на эксплуатационные организации. Понятно, что каждая из них будет устанавливать в этом деле свои требования, а значит, уровень хаоса вряд ли снизится…

«Умные» счетчики нового поколения

Между тем смарт-технологии продолжают развиваться. На смену механическим счетчикам, измеряющим расход воды за счет вращения крыльчатки, на рынок приходят устройства, основанные на ультразвуковом принципе: два пьезодатчика устанавливаются поверх трубы, а измерение расхода воды осуществляется за счет акустического эффекта. Ультразвуковому сигналу, направленному против движения водяного потока, требуется больше времени для прохождения расстояния от излучателя до приемника, чем сигналу, направленному по ходу движения потока. Данная технология уже настолько отработана, что теперь, как мы видим, используется и в сфере ЖКХ.

«Умные» счетчики воды: новация или проблема?. Рис. 8

Ультразвуковые смарт-счетчики MULTICAL 21 внешне не отличаются от обычных

Быстрыми темпами внедряется в России и телеком-технология NB-IoT, благодаря которой информация с водяных и иных счетчиков будут передаваться в ЖКХ, обеспечивая пониженное потребление трафика. И развитие новых направлений IoT продолжается.

Опубликовано 06.09.2019