Реактивный истребитель позади кукурузника
Обывателю может показаться, что рынок высоких технологий чопорный и неэмоциональный, что здесь никто ни с кем не ругается, а единственный предмет закулисных сплетен – судебное противостояние Apple и Samsung. На деле же и в этой избушке хватает своих скандалов. Впрочем, наша история не об этом – речь пойдет о последствиях одной ошибки.
В одном из своих публичных выступлений Майк Белл (Mike Bell), шеф мобильного подразделения компании Intel, сравнил ее чипы с реактивными самолетами, а ARM-процессоры – с винтомоторными (“It’s a question of whether you’d rather have a jet engine or two propellers”). Казалось бы, что тут удивительного, топ-менеджерам свойственны подобные заявления. Но в данном случае все сделано не ради красного словца. Дело в том, что, несмотря на огромные прибыли и стабильное финансовое положение, американская корпорация ищет для себя перспективы на рынке мобильных устройств. Ведь сегмент настольных ПК, где позиции разработчика традиционно сильны, давно не растет. Нужно думать о будущем, а оно вплотную связано со смартфонами и планшетами.
Майк Белл
Intel опоздала с выходом на рынок – сегодня его полностью контролирует британская корпорация ARM (практически все чипы, используемые в мобильных гаджетах, лицензированы ею). Apple Ax, Marvell PXA, NVIDIA Tegra, Qualcomm Snapdragon, Rockchip, Samsung Exynos, TI OMAP – все они используют архитектуру ARM. Кстати, вот что любопытно: ранее Intel выпускала процессоры данной архитектуры под названием XScale, но в 2006 году продала это направление бизнеса компании Marvell. Таким образом, микропроцессорный гигант сконцентрировался на том, что умеет лучше всего. Однако спустя четыре года вышел iPad, и после этого все закрутилось-завертелось.
Сейчас Intel впору кусать локти с досады, и я ее прекрасно понимаю. На дворе 2013 год, а у нее до сих пор не готова платформа для смартфонов и планшетов. Хотя кое-что о последней уже известно: прогрессивный 22-нм техпроцесс, интегрированный в кристалл процессора чипсет, четыре вычислительных ядра, новый графический ускоритель, поддержка высоких разрешений (до 2560×1600 точек), приемлемое энергопотребление (TDP до 12 Вт). На бумаге все выглядит интересно, но, на мой взгляд, перспективы на мобильном рынке у компании невысокие. И связано это не только с запоздалой реакцией на реалии жизни – проблема в ценовой политике. Intel создает лучшие в мире процессоры для настольных ПК и ноутбуков, у них прекрасная вычислительная мощность, но ситуация, когда самый недорогой четырехъядерник стоит от 5 тысяч рублей… Короче говоря, это неправильно. Недавно я апгрейдил свой домашний десктоп, полностью сменил в нем платформу (системная плата + процессор + память). Как вы думаете, какой компонент в этой троице оказался самым дорогим?
Аналогичная ситуация в портативных ПК, в частности ультрабуках. Долгое время от этих устройств ждали прорыва, надеялись, что они создадут новый сегмент, куда кинутся все вендоры, а пользователи будут раскупать новинки как горячие пирожки. Однако этого не произошло. В маркетинге ультрабуков оказалось слишком много собственно маркетинга и слишком мало практической ценности для обычного покупателя. Потому что, во-первых и главных, цену на процессоры для этих устройств разработчик не собирался снижать. Да, сейчас ситуация исправилась. К примеру, многие из моих коллег обзавелись этими замечательными девайсами. Но того же эффекта, какой принесли планшеты, ультрабукам не дождаться.
Другая сторона вопроса – энергоэффективность. Производители научились создавать мобильные гаджеты с мощной начинкой, но уперлись в проблему времени автономной работы. День активного использования – и ваш смартфон уже просит срочной подкормки. Та же история с планшетами, разве что вместо одного дня вы получаете два, редко больше. Производительный и одновременно энергоэффективный чип – реальная головная боль для разработчиков. Нужно учитывать массу факторов. У кого-то получается хуже, у кого-то лучше. Сравнивая свою мобильную платформу с реактивным самолетом, Intel попросту забывает, что рынку-то как раз предпочтительнее кукурузник: летит хоть и небыстро, но зато дальше и дольше.
Какие еще козыри у американской компании? Ах да, она утверждает, что на ее стороне не только прогрессивный техпроцесс, но и возможность оптимизировать софт под особенности собственных чипов. Однако лучше нее это могут сделать разработчики мобильных ОС и авторы приложений.
Странно и то, как долго тянет Intel с выходом на рынок мобильных устройств. Партнеров, которые смогут использовать ее платформу в планшетах, компания назовет лишь осенью, а потенциальные производители смартфонов будут объявлены в начале 2014-го. Впрочем, пожелаем ей удачи. Возможно, рынку пойдет на пользу, что разработчиков чипов для гаджетов станет на одного больше. А до тех пор быстрокрылый истребитель будет плестись позади банального кукурузника.
Опубликовано 11.03.2013