Почувствуйте нашу тягу

Логотип компании
Почувствуйте нашу тягу
Вопреки расхожему мнению, электромобили не модная тенденция, а возврат к началу эры автомобилестроения, ведь именно с них все и закрутилось.

Электромобили вчера

Электромобили сегодня


Электромобили вчера

Человечество начало эксплуатировать автомобиль на электрической тяге задолго до появления двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В 1834 году создатель первого электромотора постоянного тока Томас Дэвенпорт (Thomas Davenport) продемонстрировал самобеглую тележку, а в 1835-м профессор Сибрандус Стрэтинг (Sibrandus Stratingh) и его ассистент Кристофер Беккер (Christopher Becker) разработали электрическую машину, приводимую в движение первичными гальваническими элементами, но официальной датой появления электромобиля считают 1842 год.

Почувствуйте нашу тягу. Рис. 1

Тогда Томас Дэвенпорт и Роберт Дэвидсон (Robert Davidson) изготовили механизм, способный передвигаться со скоростью до 4 км/ч, но затем работы застопорились на 46 лет. Проблему достаточно мощных источников питания решил Гастон Планте (Gaston Planté) в 1865-м, а спустя 23 года Андреас Флокен (Andreas Flocken) смог построить электромобиль Jeantaud Duc, который развивал скорость более 60 км/ч. Спортивное авто Камиля Женатци (Camille Jenatzy) – La Jamais Contente – в 1899 году смогло преодолеть скоростной рубеж в 100 км/ч и удерживать этот рекорд для наземных средств передвижения целых три года.

Почувствуйте нашу тягу. Рис. 2

Jeantaud Duc

Почувствуйте нашу тягу. Рис. 3

La Jamais Contente

С того момента началась эра электромобилей: ДВС были сложными, капризными, дорогостоящими и маломощными, в их перспективы мало кто верил, считая техническим курьезом. До 1930 года электромобили оставались настолько востребованными, что существовала даже сеть «заправок» Hartford Electric Light для авто General Electric, успешно действовавшая 14 лет (с 1910-го по 1924-й) и пожарная команда на электрокарах (фирмы Justus Christian Braun). Но ДВС совершенствовались и дешевели, были открыты месторождения нефти и начались поступления недорогого топлива, появился и первый гибрид, работающий на бензине и электричестве (1916 год), улучшалась и развивалась сеть автодорог – в итоге про электромобили забыли.

Электромобили сегодня

Вспомнили про них только в конце 1980-х в связи с повышенным вниманием к экологической обстановке и озабоченностью истощением запасов нефти, но производство электромобилей активизировалось лишь в 1990-х. Первым серийным образцом стал GM EV1, выпускавшийся в США (1996–2003 гг.).

Почувствуйте нашу тягу. Рис. 4

Настоящим бестселлером признали Mitsubishi i-MiEV (2009 г.), в Европе более известный как Peugeot iOn или Citroën C-Zero, – в феврале 2011 года было распродано около 10 000 экземпляров.

Почувствуйте нашу тягу. Рис. 5

Этот своеобразный рекорд удалось побить только в августе 2013-го: Nissan Leaf, первый 5-дверный хетчбэк на электрической тяге, приобрели более 75 000 покупателей. Модель оказалась настолько удачной, что получила титул самого популярного электромобиля в мире. Второе место занимает Mitsubishi i-MiEV, а замыкает тройку лидеров Tesla Model S (реализовано 12 700 штук)

Почувствуйте нашу тягу. Рис. 6

Разумеется, сегодняшние электромобили уже не те медлительные, мало комфортабельные тележки с ограниченным запасом хода: так, Tesla разработала автомобиль Roadster (2004–2008 гг.), в котором впервые в мировой практике применена литий-ионная батарея и другие инновации. Этот же электромобиль поставил рекорд дальности поездки – 320 км без дозарядки. Актуальный электрокар Tesla Model S даже в стандартной комплектации оснащен двигателем мощностью 365 л. с., что позволяет разгонять его до 100 км/ч за 5,5 с, причем максимальная скорость может достигать 200 км/ч. На одной зарядке Tesla Model S может проехать до 480 км.

Почувствуйте нашу тягу. Рис. 7

Выводы

Очевидно, человечеству придется пересесть на автомобили с электроприводом раньше, чем ожидалось. К сожалению, об источнике электроэнергии, подобном показанному в фильме «Назад, в будущее!», стоит только мечтать, но разработчики изворачиваются как могут: в ход идут комбинированные схемы с водородными ДВС, использование рекуперации энергии торможения, солнечные батареи. Самая сложная (и пока нерешенная) задача – не запас хода, а скорость «заправки», ведь восстановление уровня заряда АКБ занимает часы (но не менее получаса).

Как только ученые и инженеры найдут способ сократить срок зарядки до периода, сопоставимого с заправкой полного бензобака, наверняка начнут массово строиться «электрозаправки», а автомобили с электроприводом станут стремительно дешеветь (ходят слухи о появлении уже в следующем году ЭМ стоимостью не более $30 000). Tesla грозится, что в ближайшем будущем уменьшит время зарядки до 5–10 минут, а пока что единственным реальным выходом представляется роботизированная замена блока аккумуляторов, занимающая не более 90 с.



 О рынке электрокаров

В 2013-м количество моделей электрокаров, представленных в продаже, увеличилось. Самую большую долю на рынке электромобилей занимают японские автопроизводители (28%), на втором и третьем местах – американские и китайские (26% и 16% соответственно). По итогам прошлого года на мировом рынке доступны более 20 моделей электромобилей, а в плане цены лидирует Tesla Model S: в зависимости от комплектации модель может стоить больше $100 тыс.



Опубликовано 04.02.2014