Небесная Сеть

Логотип компании
Небесная Сеть
Не дожидаясь, пока традиционные провайдеры протянут оптоволокно в джунгли, интернет-гиганты решили взяться за дело самостоятельно.

Верхом на шаре

Взлететь, упасть и снова взлететь

Силой солнца


Несмотря на то что Интернет давно стал частью нашей повседневной жизни, всего 40% населения планеты могут за завтраком пообщаться в Facebook или найти нужную информацию в Google. Оказывается, такая ситуация не устраивает сильных мира сего.

Не дожидаясь, пока традиционные провайдеры протянут оптоволокно в джунгли Амазонки, интернет-гиганты решили взяться за дело самостоятельно. Обеспечивать доступом в Сеть жителей отдаленных уголков земли предполагается прямо из космоса или как минимум стратосферы. И это не выдумка писателей-фантастов – в идею вложены миллиарды долларов.

Верхом на шаре

Один из проектов тотальной интернетизации носит название Google Loon. В сотрудничестве с австралийским провайдером Telstra компания Google запустила 20 воздушных шаров, передающих беспроводной сигнал на устройства пользователей. Шары получают Интернет от наземных базовых станций Telstra, то есть выступают ретрансляторами. Кроме того, они могут обмениваться сигналами друг с другом, создавая что-то вроде небесной сети. В Google считают, что такой сетью можно покрыть до двух третей поверхности земли, главное – заинтересовать сотовых операторов. В частности, уже проведены испытания с Vodafone в Новой Зеландии и Telefonica в Чили.

Небесная Сеть. Рис. 1

Но амбиции Google этим не ограничиваются. Совместно с венчурным фондом Fidelity поисковый гигант вложил миллиард долларов в компанию SpaceX, которая занимается разработкой космических аппаратов. Теперь новым инвесторам принадлежит около 10% этого бизнеса. Цель – использовать будущую сеть спутников SpaceX для раздачи скоростного Интернета в отдаленных регионах земли и на орбитальных станциях.

Взлететь, упасть и снова взлететь

Не менее амбициозный проект двигает британский миллиардер Ричард Брэнсон (Richard Branson). Основное направление его компании Virgin Galactic – частная космонавтика и космический туризм. Но помимо этого в сотрудничестве с Qualcomm к 2017 году предполагается запустить несколько сот спутников весом 113 кг каждый: находясь на высоте 1200 км, они смогут раздавать Интернет, обеспечивая пропускную способность до 8 Гбит/с.

Правда, в прошлом году Virgin Galactic постигла трагическая неудача. Корабль SpaceShipTwo, в разработку которого были вложены огромные средства и годы труда, взорвался во время тестового полета. Оба пилота катапультировались, но один погиб. В результате доверие инвесторов подорвано, да и усилившаяся активность контрольных органов продуктивной разработке не способствует. Другое дело спутниковый Интернет – возможно, именно этот бизнес станет для компании приоритетным.

Небесная Сеть. Рис. 2

Силой солнца

Крупнейшая в мире социальная сеть тоже намерена приобщиться к космическим инициативам. Однако ставку здесь сделают не на воздушные шары или спутники, а на беспилотники. Для этого Facebook приобрела британскую компанию Ascenta, чей аппарат Zephyr поставил рекорд – пролетел две недели исключительно на солнечной энергии.

В планах Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) – самостоятельно подключить те самые две трети населения к быстрому Интернету и, конечно же, к своей соцсети. Для этих целей Facebook инициировала создание internet.org – международного партнерства лидеров в области хай-тека, усилиями которого в прошлом году уже обеспечен бесплатный Интернет в Кении, Замбии, Танзании и ряде других стран.

Небесная Сеть. Рис. 3

Выводы

Обеспечение доступного Интернета в отдаленных уголках земли может сильно повлиять на экономику и социальные условия проживающих там людей. А в перспективе, возможно, даже решит проблему неравномерной плотности расселения на планете, в результате которой мегаполисы утопают в смоге и отходах, а огромные территории не осваиваются из-за отсутствия элементарных коммуникаций.

Но в чем же здесь интерес мегакорпораций? Что заставляет их тратить миллиарды на спутники, беспилотники и воздушные шары? Ответ очевиден: больше пользователей – больше просмотренной рекламы, а соответственно, выше доход. Не зря же главный козырь всех участников этой гонки – предоставлять Интернет практически бесплатно. Что ж, конечный пользователь будет только в выигрыше.

С другой стороны, летательные аппараты очень чувствительны к атмосферным явлениям: стоит какому-нибудь урагану вывести из строя пару-тройку беспилотников, как небесная сеть, выражаясь языком админов, упадет. Так что отправлять традиционных провайдеров на пенсию пока рано.

Опубликовано 18.02.2015