А NUC-a, давай-ка!

Логотип компании
А NUC-a, давай-ка!
Ситуация с Intel NUC напоминает историю с платформой Centrino, в которой не было ничего нового, тем не менее ее появление сильно повлияло на рынок ПК.

Обратиться к вопросу формфакторов компьютеров меня подвигла инициатива Intel по продвижению сверхкомпактных Next Unit of Computing (NUC). Американская компания в очередной раз проявила талант давать ход уже оформившимся концепциям, не получившим пока собственного имени. Впрочем, идея миниатюрного системного блока тоже принадлежит Intel: анонсировав в 2007 году энергоэкономичные процессоры Atom, она создала, кроме нетбуков, еще и неттопы.

Впоследствии мини-ПК развивались, но ряд производителей, например Foxconn, Sapphire и др., не захотели ограничиваться требованиями Intel. Так на свет появились аналогичные неттопам мини-компьютеры, основанные на более мощных процессорах Intel Celeron/Pentium/Core и даже на платформе AMD. Но по привычке их продолжали звать неттопами, забывая, что Intel вполне четко сформулировала требования к этому типу ПК.

А NUC-a, давай-ка!. Рис. 1

Однако сегмент продолжает расти, ведь так или иначе работать за большим монитором удобнее, а что может быть лучше, чем закрепить мини-ПК к задней панели дисплея, сделав таким образом очень компактное и удобное рабочее место за разумные деньги.

Кроме того, неожиданно подкралась и бросилась под ноги компания Microsoft, прекратившая поддерживать прекрасную, но устаревшую Windows XP. Благодаря маркетологам об этом не знают разве что монахи в Непале. Для организаций это удачный повод к обновлению парка, ну а домашние пользователи и сами, думаю, рады перейти на более свежие и удобные ОС. Intel почувствовала, что может упустить жирненькое, и создала Next Unit of Computing (в вольном переводе «новое поколение компьютеров»). Нового, впрочем, на поверку мало, зато звучит красиво. Кроме того, люди стали понимать, что это не просто пишущая машинка с выходом в Интернет, а вполне шустрый системник, но миниатюрных размеров. Ситуация с запуском NUC напоминает мне историю с Centrino в 2003 году, вызвавшую бум продаж ноутбуков. А ведь по сути ничего нового она не привнесла. Под этой маркой продавались ноутбуки, в которых были установлены три компонента из сертифицированного списка Intel: чипсет системной платы, процессор и Wi-Fi-модуль.

Ждать, что NUC вызовет такой же взрывной рост продаж ПК не стоит, но в рамках своего сегмента новинка уже оказывает серьезное влияние. Эта небольшая коробочка – доказательство того, что, прячась на задней стенке монитора, настольные ПК могут быть весьма мощными. Конечно, есть у NUC и недостатки. В него нельзя установить оптический привод, который долгое время диктовал производителям минимальный размер корпуса ПК. Впрочем, всегда можно использовать внешнюю модель. Отсутствие возможности установки дискретной видеокарты тоже сомнительная проблема, ведь геймеры в любом случае выберут полноразмерный десктоп. Но, как говорится, не «Интелом» единым. Даже такая компания, как HP, производит аналогичные ПК. Это означает, что спрос есть, зарабатывать можно, а все разговоры о смерти десктопов в очередной раз останутся лишь заголовками в желтой прессе.

А NUC-a, давай-ка!. Рис. 2

С другой стороны, многие традиционные участники рынка испытывают проблемы. Вон Acer в последнее время лихорадит так, что даже преданные поклонники бренда бьют тревогу. Смены руководства тоже не идут на пользу. В апреле компания провела пресс-конференцию под лозунгом “A touch more connected”. Даже нынешний исполнительный директор Джейсон Чен (Jason Chen), кажется, в растерянности.

А NUC-a, давай-ка!. Рис. 3

По его словам, у Acer две сильные стороны: доверие потребителей к бренду как производителю качественных устройств и доступные цены. Но предыдущие руководители пытались вывести компанию в высший сегмент, продвигая по заоблачной цене странные ультрабуки Acer S7 с отсутствующим F-рядом клавиш.

А NUC-a, давай-ка!. Рис. 4

При этом с первым плюсом Acer я бы поспорил. Дешевые – да, но качественные ли? Не всегда. Были удачные модели, даже бестселлеры, но основная масса средненького исполнения. В итоге попытка пробиться наверх провалилась, а в сегмент недорогих массовых устройств подтянулись конкуренты, которые и съели долю Acer. Чен провозгласил возвращение к истокам: «устройства должны обладать невысокой ценой, привлекать внешним видом и достойным качеством». Проблема в том, что потерять кусок рынка легко, а восстановить – крайне сложно. Особенно странно ситуация с Acer выглядит на фоне ее недавнего процветания: ведь метила в лидеры, поглотила Gateway и Packard Bell, но… пользы из этого извлечь не смогла.

С другой стороны, Acer не стала уподобляться другим компаниям (не будем показывать пальцем на одного японца с корейцем), которые решили уйти с рынка ПК, чтобы в ближайшей перспективе продавать больше смартфонов и планшетов (но в отдаленной – потерять и эти сегменты, см. «Конец VAIO как приговор рынку смартфонов»). Рынок ПК теряет игроков, долгие годы составлявших его основу. Почему бы не занять их место? И если тягаться с VAIO смысла нет, то ухватить пользователей Samsung тайваньцу вполне по силам.

Так или иначе, главе Acer стоит присмотреться к приемам Intel: то, как американцы изобретают новые сегменты фактически из ничего, удивляет. И нет никаких преград, чтобы работать в этом направлении. Главное – правильно формировать штат. Создание удачных продуктов невозможно без грамотных кадров и широкого отдела разработки – и никакой маркетинг не спасет подранка.

Опубликовано 02.06.2014

Похожие статьи