Решения, изменившие мир. Электрический аккумулятор

Логотип компании
Решения, изменившие мир. Электрический аккумулятор
Аккумулятор – электрический прибор с древнейшей историей, конструкция которого не претерпела существенных изменений за прошедшие 4000 лет.

История автомобилестроения началась с самобеглых колясок на электрической тяге: других движителей, пригодных по мощности, в XIX веке не существовало. Между прочим, некоторым из них было под силу пробежать до 150 км без подзарядки, что даже на сегодняшний день не так уж и мало (современный рекорд – 480 км). Источником электричества им служили аккумуляторные батареи, чья история насчитывает около 2000 лет и восходит к древним эллинам («парфянский сосуд»).

С приветом из Древнего Египта

Керамическая бутыль с медным и железным электродом, заполненная уксусом, могла выдавать напряжение около 2 В, и предположительно использовалась для гальванизации посредством электролиза – нанесения покрытия из благородных металлов на изделия из более дешевого материала. Впрочем, это не единственное историческое подтверждение существования батарей: археологи утверждают, что подобные технологии были известны еще раньше, около 4500 лет тому назад в Древнем Египте и около 250 лет до н. э. в Древнем Вавилоне.

Решения, изменившие мир. Электрический аккумулятор. Рис. 1

Тамошние жрецы вполне могли освоить несложные технологии электролиза для нанесения сурьмы на медь или золота на керамические изделия и серебряные безделушки, но назвать гальванические элементы такого типа полноценными батареями нельзя, поскольку они не были перезаряжаемыми. Именно по этой причине аккумулятором не считают и вольтов столб: изобретение Алессандро Вольта (Alessandro Volta), продемонстрированное в 1800 году, представляло собой обыкновенную одноразовую батарейку, в которой медные и цинковые пластины были переложены сукном, пропитанным кислотой. И эта, и все остальные химические батареи относились к источникам тока первого типа (они вырабатывали электрический ток за счет внутренних химических реакций, но не могли быть перезаряжены и использованы повторно).

Решения, изменившие мир. Электрический аккумулятор. Рис. 2

Однако заслуга Вольта в изобретении АКБ немалая: именно он предложил объединять элементы в батарею, повышая напряжение на выходе. К слову, подобием вольтова столба и по сей день пользуются туристы, рыбаки и охотники: сухой комплект достаточно пропитать крепким раствором соли или морской водой, чтобы получить источник электрического тока для подзарядки батареи мобильного телефона или освещения палатки.

Учиться перезаряжаться

О перезаряжаемом аккумуляторе заговорили позднее: в 1859 году французскому физику Гастону Планте (Gaston Plante) удалось изготовить батарею из тонких свинцовых пластин и льняной ткани. Спиральные модули, помещенные в стеклянный цилиндр с раствором серной кислоты, составляли перезаряжаемую батарею, которая могла длительное время хранить заряд, а будучи разряженной, подлежала восстановлению от другого источника (динамо машины). Именно кислотно-свинцовая схема используется в автомобилях и по сей день, а сам Планте усовершенствовал конструкцию АКБ так, что она стала пригодной к массовому производству.

Решения, изменившие мир. Электрический аккумулятор. Рис. 3

Прошло еще 40 лет, и в обиходе появился никель-кадмиевый аккумулятор. Его автор, швед Вольдемар Юнгер (Waldemar Jungner), в 1900 году изготовил серебряно-кадмиевую батарею, с которой и был поставлен рекорд дальности поездки без перезаряда. Но изготовление подобных АКБ было весьма дорогим удовольствием, что заставило Юнгера искать новые материалы. В итоге был создан никель-кадмиевый аккумулятор карманной конструкции (карманы-отсеки из никелированной стали заполнялись смесью веществ). Затем немцы Шлеч (Shlecht) и Аккерман (Ackermann) в 1932-м доработали систему, применив метод спекания порошка в пластины, что улучшило параметры аккумуляторов, уменьшило габариты и удешевило их производство. Практически в неизменном виде никель-кадмиевые батареи просуществовали до 1990 года, пока не был поднят вопрос об их низкой экологичности. В результате на смену пришли никель-металл-гидридные, которые успешно снабжали электроэнергией всю портативную технику, несмотря на «эффект памяти» и малый срок службы.

Свободными от недостатков предшественников оказались литий-ионные АКБ. Их создание – отдельная история, поскольку от изобретения эффекта до промышленного внедрения прошло более 20 лет. В 1970 году американский ученый Мэнли Уиттингем (Manley Stanley Whittingham) зарегистрировал патент о «Вторичных литиевых батареях с использованием нового слоистого материала анода» (в качестве электродов применялись титан, сульфид и металлический литий), а немец Дж. О. Бесенхард (J.O. Besenhard) обнаружил явление обратимой интеркаляции и также предложил использовать в батареях второго вида литий. Первые экземпляры оказались неудачными: разложение электролита и растворение графита делали их непригодными для коммерческих целей.

Решения, изменившие мир. Электрический аккумулятор. Рис. 4

Отказаться от металлического лития удалось в 1985-м, когда японец Акира Йошино (Akira Yoshino) в качестве одного из электродов взял углеродистый материал с включенными ионами лития, а в качестве другого – литиевую окись кобальта. Полученный элемент решил все проблемы (в том числе с надежностью и стоимостью) и стал прототипом для современных образцов. Единственное новшество с тех пор – применение полимерных материалов и начало выпуска литий-полимерных аккумуляторов – реализовали в 2008 году.

Выводы

Нетрудно заметить: более чем за 100-летнюю историю (можно сказать, и за 4000 лет) аккумулятора человечество совершенно не продвинулось в области портативных источников электроэнергии. То факт, что были найдены новые материалы для батарей, не утешает – ведь это не сказалось на их мощности и надежности. Так что история аккумуляторов явно нуждается в продолжении.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?



Опубликовано 24.03.2014

Похожие статьи