Что IBM продвигает в России

Логотип компании
Что IBM продвигает в России
К 2016 году, как ожидается, четверть всех приложений будут работать из облака, 50% компаний к 2017 году будут использовать гибридные облака. Аналитики оценивают потенциальный, объем мирового рынка облачных технологий в 2017 году в $250 млрд...

«Информационные структуры современного предприятия меняются. Мы видим, как корпоративные информационные технологии эволюционируют, изменяясь сами они изменяют бизнес путем внедрения современных инноваций в бизнес-процессы предприятий», — сказал Владимир Быков, глава представительства компании IBM в Санкт-Петербурге в ходе форума «Современный подход к построению IT-инфраструктуры. Практика IBM».

Что IBM продвигает в России. Рис. 1
Владимир Быков
            «Мир становится все более инструментальным — мы ходим с офисом в мобильном телефоне, а магазин может легко узнать, что за покупатель проходит мимо него. Все это было невозможно  представить несколько лет тому назад. Кроме того, нас окружают десятки, сотни и тысячи устройств» — отметил г-н Быков. Это и видеокамеры, и различные датчики, генерирующие большое количество данных, они все шире применяются в бизнесе. «Все эти устройства, бизнес-процессы, и даже мы, люди — все становится все более взаимосвязанным. Мир становится более интеллектуальным — технические средства позволяют не только собирать данные, но и извлекать из них новые знания. Подобная экосистема определяет инфраструктуру предприятия в которой ПО и информация становится ключевым элементом информационной структуры предприятия. При этом соотношение аппаратного обеспечения и ПО в совокупности с данными меняется в пользу последнего.   Многие предприятия уже сейчас почти полностью отказываются от аппаратного обеспечения и начинают пользоваться готовой “облачной” инфраструктурой и сервисами. В их системе координат понимание инфраструктуры мигрирует от железа к ПО и сервисам», — добавил он.

            Владимир Быков также отметил, что эволюция современных ИТ оказывает влияние на людей как потребителей сервисов. «Сегодня любая компания имеет техническую возможность взаимодействовать с клиентом в любой момент времени и месте, используя мобильные технологии. Это дает возможность людям участвовать в бизнес-процессах компании: предприятие может контактировать со своими заказчиками напрямую — больше нет длинной цепочки для донесения информации, как ранее», — отметил он.

            Что касается облачных вычислений, то г-н Быков обратил внимание на следующий факт: сегодня облачные вычисления становятся драйвером бизнеса. «К 2016 году, как ожидается, четверть всех приложений будут работать из облака, 50% компаний к 2017 году будут использовать гибридные облака. Облака позволяют каждому выбрать самые передовые и успешные сервисы», - сказал глава IBM в Санкт-Петербурге и добавил, что в настоящее время 85% программного обеспечения разрабатываются для использования из облака. Владимир Быков также отметил, что аналитики оценивают потенциальный, объем мирового рынка облачных технологий в 2017 году в $250 млрд.

            «Идеология облачных вычислений позволяет неспециалистам в области ИТ подключаться к самым современным средствам, необходимым их бизнесу. Вектор смещается от ИТ к бизнес-процессам. Доступность и удобство облаков позволяют строить новые бизнес-модели», - резюмировал г-н Быков.

            Интересно, что по словам Владимира, люди готовы предоставлять личные данные и информацию о себе в случае, если в обмен они получат услуги, представляющие для них интерес. Что же касается статистики использования гаджетов, то в настоящее время 84% пользователей проверяют одно из приложений, как только проснутся, а 4/5 взрослых американцев не расстаются со своим смартфоном в среднем 22 часа в сутки. Это накладывает отпечаток и на взаимодействие с компаниями: так, среднее время ожидания пользователя на запрос к компании в социальной сети составляет пять минут, если больше — человек больше не ждет.

            Постоянное и тесное взаимодействие потребителей с компаниями приводит к появлению нового типа бизнеса, так называемого “social business”. Данная модель бизнеса подразумевает активное участие будущих пользователей продуктов или сервисов на этапе их создания, когда, например, пользователь проектирует для себя автомобиль, а компания производит ту модификацию, которую клиент сам спроектировал. «Совместная работа и взаимодействие с пользователем начинаются сейчас еще до выпуска продукта», - пояснил Владимир Быков.

Что IBM продвигает в России. Рис. 2
Евгений Барбашин
            Евгений Барбашин, начальник IT-отдела Мариинского театра, поделился опытом практического использования IBM Cloud. В этом театре облако используется для трансляции спектаклей для аудитории по всему миру (видео доступно на сайте Mariinsky.tv). Ранее, до внедрения облачного решения, использовался собственный сервер.

            «Уже много лет мы ведем интернет-трансляции. Кроме привлечения зрителей в залы, мы стараемся расширить аудиторию за счет тех, кто не может к нам приехать. Работа над проектом началась в 1999 году, когда мы создали специальный сайт, и провели трансляцию фестиваля «Звезды белых ночей». В то время у нас был иностранный партнер, бизнес которого рухнул в момент крушения дот-комов», - рассказал г-н Барбашин.

            В те времена большинство пользовалось dial-up соединением, скорость была небольшой, смотреть трансляции было сложно. В 2009 году в Мариинском театре нашли вариант: начали автоматически подстраивать качество трансляции к возможностям пользователей. «Мы остановились на технологии Microsoft Silverlight, создали тяжелое web-приложение, потом оптимизировали его. Но трансляции у нас бывают разные, иногда это очень масштабные мероприятия, такие, как открытие новой цены, балетные фестивали, выступления сводного детского хора... На них приходят тысячи людей. В то же время, мы стараемся популяризировать старинную и современную музыку — интерес к таким трансляциям менее масштабный. У нас бывает “низкий” сезон, когда мы проводим четыре трансляции в месяц. А бывает — как сейчас во время фестиваля балета — и восемь, и десять трансляций ежемесячно», - пояснил Евгений Барбашин.

            Учитывая все эти требования, IT-отдел Мариинского театра задумался об облачных сервисах, ибо там ресурсы предоставляются по мере необходимости. Были попытки использоваться облако Amazon Elastic Cloud, работали и с Microsoft Azure... К сожалению, ЦОДы этих облаков располагались очень далеко, что оказалось неприемлемым, учитывая, что порядка 80% зрителей трансляций Мариинского театра находятся в России. «Мы стремились к тому, чтобы прямой эфир был действительно прямым, чтобы был эффект сопричастности, и поэтому далеко расположенные ЦОДы нам не подходили. Но мы продолжали попытки, пробовали другие решения, часто, правда, часто они выглядели сырыми», - пояснил г-н Барбашин. В некоторых случаях не устраивала надежность.

            Были и другие вендоры, с которыми не сложилось взаимодействие. Так один из них требовал, чтобы любое изменение конфигурации подтверждалось соответственным дополнением к договору. Также проводилось тестирование облачного ЦОД на базе VMware vSphere, весьма удачного в технологическом плане. Но когда зашла речь об оформлении отношений, в Мариинский театр был прислан договор на английском языке и с зарубежной компанией-контрагентом. «А мы же федеральное бюджетное учреждение», - пояснил Евгений Барбашин.

            «Но потом мы узнали про решение IBM Softlayer, и заинтересовались, - продолжил свой рассказ Евгений. - В то время, когда мы вели переговоры, у Softlayer открылся ЦОД в Париже. Нас впечатлила гибкость конфигурации — в частности, нам не нужно было место для файлового архива, объем данных у нас небольшой, но скорость имела большое значение. Здесь мы сразу нашли устраивающий нас вариант. В Softlayer существует возможность объединять физические и виртуальные серверы в рамках одного контракта и интерфейса. Также порадовала быстрота выделения ресурсов — мы получили сервер через несколько часов. Кроме того, что немаловажно, в этом случае был заключен договор с российским юридическим лицом».

            В целом, за счет использования решения IBM Softlayer, затраты на интернет-трансляции в Мариинском театре снизились более чем вдвое. В настоящее время IT-отдел театра находится в процессе замены серверов, размещенных у провайдера, на ЦОД в облаке. «Свой ЦОД мы пока не закрыли, потому что в России нет ЦОДа Softlayer, хотя персональные данные зрителей у нас не хранятся. В принципе, даже полный отказ от собственного ЦОДа в будущем для нас возможен», - резюмировал свое выступление Евгений Барбашин.

Что IBM продвигает в России. Рис. 3
Анатолий Скородумов
            Анатолий Скородумов, заместитель директора - начальник отдела информационной безопасности «Банка «Санкт-Петербург», рассказал об опыте внедрения средств ИБ для BYOD компании IBM.

            «Мы задумались о внедрении BYOD-технологии пару лет назад. Были определены категории сотрудников, которым нужен удаленный доступ к информационным ресурсам организации: рядовые специалисты (им нужен был доступ к электронной почте и СЭД как вне офиса так и внутри офиса, например человек находится на совещании, и может что-то посмотреть/ответить), администраторы (они доступны в режиме 24х7 на случай сбоя), а также мобильные сотрудники и контрагенты. Последним необходим доступ к тестовым системам, а также на короткое время к боевым системам  для оперативного восстановления их работоспособности в случае сбоев », - рассказал в ходе своего выступления г-н Скородумов.

            Среди основных рисков, связанных с использованием личных мобильных устройств для доступа к корпоративным данным, можно выделить: утечки (например, в случае утери, кражи устройства,  передачи устройства родным или в ремонт), заражение вредоносным ПО, а также несанкционированный доступ через эти устройства к корпоративным данным. «Разницы в защищенности между личными мобильными устройствами и корпоративными практически нет, мы выбрали для себя единую стратегию управления всеми этими устройствами», - отметил Анатолий Скородумов.

            В ходе выбора MDM-системы было пропилотировано четыре разных решения и выбран продукт компании IBM. «В настоящее время завершается первый этап внедрения, который охватывает порядка 400 пользователей, через пару месяцев он будет завершен. К концу года планируется увеличение пользователей МДМ-системы в 2-3 раза», - сообщил г-н Скородумов.

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Опубликовано 23.03.2015

Похожие статьи