Вечные IT-двигатели

Логотип компании
Вечные IT-двигатели
От том, чем проект Сколково отличается от проекта по созданию в России «Особых экономических зон» и «Технопарков» и почему у первого, в отличие от последних, есть определенные шансы на будущее, IT-Weekly рассказал президент ассоциации РУССОФТ Валентин Макаров.

Не все, но многие российские программы поддержки IT-отрасли напоминают попытки создать вечный двигатель, идея которого противоречит и физическим, и экономическим законам.

От том, чем проект Сколково отличается от проекта по созданию в России «Особых экономических зон» и «Технопарков» и почему у первого, в отличие от последних, есть определенные шансы на будущее, IT-Weekly рассказал президент ассоциации РУССОФТ Валентин Макаров:

В России были сделаны три масштабные попытки подстегнуть развитие высоких технологий за счет создания на ограниченном пространстве условий, благоприятных для развития IT-бизнеса.

Дом на «зоне»

Первая идея, поддержанная в свое время Германом Грефом, заключалась в создании особых экономических зон. По задумке, инновационная компания, имевшая желание и возможность попасть в такую зону, создавала здесь объект недвижимости, в котором жила и работала припеваючи, поскольку могла пользоваться различными льготами.

Не пошло. Модель, по которой инновационные компании строят для себя здания - нонсенс. Нигде в мире такого нет. Инновационные компании – это в основном малые и средние компании, которые еще только добиваются признания на рынке и тратят последние копейки на R&D. У них нет никакой возможности вкладывать средства в недвижимость. Самые успешные из них могут обрастать «жиром» в виде собственных офисов, но уже потом, после мирового признания. А у нас решено было, что российские инновационные компании, которых никто в мире не знает, уже готовы к подобным инвестициям. Модель не могла заработать, и не заработала. К тому же, ОЭЗ зоны часто создавались вдали от университетских центров, наличие которых, по мировой практике, является непременным условием успешного функционирования Технопарка. В результате резидентами в наших ОЭЗ чаще всего становятся крупные компании, имеющие средства для инвестиций в строительство и использующие площадки в ОЭЗ для серийного производства.

В стиле «техно»

Конкурентом ОЭЗ пришла идея Технопарков. Ее активно продвигал Леонид Рейман. Здесь суть была в том, что выделить землю и пригласить девелоперов, которые построят объекты недвижимости, куда заселятся IT-компании. Последние, по идее, должны стоять в очереди, поскольку им обещаны комфортные условия, созданные специально для того, чтобы IT-бизнес «выстреливал» и завоевывал новые и старые рынки.

Но что значит - «девелопер пришел»? Это значит, что цена офиса автоматически становится среднерыночной. Зачем в таком случае инновационной компании лезть туда, где расходы колоссальные, точнее, такие же, как везде? Единственный выход — государство должно компенсировать инновационным компаниям разницу между рыночной ценой и той ценой аренды, которую может позволить себе инновационная компания. Но в условиях стагнации экономики региональные власти вряд ли смогут делать это долго и в серьезных объемах. Вот компании туда и не идут. Или идут тогда, когда есть сильная дополнительная поддержка региона и федерального центра. Но если вдуматься, то такая политика в большей степени направлена на стимулирование бизнеса девелоперов и рынка недвижимости, чем инновационного бизнеса.

О Сколково

Третья, нынешняя программа - Сколково. Она, бесспорно, самая амбициозная. В этот проект уже закачаны колоссальные деньги. Но несмотря на то, что именно этот момент вызывает определенный негатив в СМИ, сколковская модель, возможно, лучшая из того, что было.

Во-первых, у нее нет противоречий на этапе идеи. В чем суть? В инфраструктуру вкладывается не инновационная компания, и не девелопер, а государство. Этот принцип опробован в других странах, в частности, в Финляндии. Там государство «зарывает» средства в землю, в строительство, в коммуникации, затем приглашает инновационные компании, которым предлагаются реально дешевые условия. Малый инновационный бизнес приходит в льготные и удобные условия, начинает развиваться. Затем вокруг инновационного бизнеса и университетского кампуса уже на коммерческих условиях обустраивается крупный бизнес.

К сожалению, после двух относительных неудач (с особыми зонами и технопарками) нет уверенности в том, что и сколковская схема заработает.

К счастью для Сколково, оказалось, что это не просто модель, связанная с недвижимостью и инфраструктурой. Это новая модель организации экспертизы инноваций, достойных льготных условий развития, когда в качестве экспертов приглашаются представители реального бизнеса, доказавшего свою компетенцию успешной конкуренцией на мировом рынке. Да, экспертиза оказалась дорогой, но по-другому она бы и не сработала. Как не срабатывают процедуры экспертизы от Минобрнауки и Минпромторга. Здесь зачастую финансируются проекты учебных заведений и гос.предприятий, а также структур Академии наук. Очевидной отдачи для будущих имплементаций в бизнесе не видно. Вроде бы огромные деньги вкладываются в R&D, а экономического эффекта, сравнимого с тем, что дают такие же инвестиции в НИР с других странах - нет.

Сколково показало, что меньшими деньгами, но при более качественной экспертизе, можно финансировать реальные бизнес-проекты, которые дают отдачу. И сейчас вокруг Сколково создана экосистема компаний, видны правильные менеджеры с реальными бизнесами, получившие не только начальные, но и последующие туры инвестиций.

Поскольку эта часть проекта Сколково заработала, то есть надежда, что заработает и вторая - инфраструктурная. Тем более, что модель финансирования инфраструктуры иная - государство финансирует все, касающееся инфраструктуры инновационного бизнеса - как и должно быть. От офисов до домов для сотрудников.

Монополист поневоле

Сколково можно назвать невольной монополией в области экспертизы инноваций. К сожалению, это так. Причина проста - велик поток проектов, которые надо оценивать на предмет их перспективности, а необходимый для этого уровень экспертов – высок. Соответственно требуются большие инвестиции. В регионах нет достаточных средств, чтобы создать окружение, которое бы помогало IT-проекту «расти над собой». Здесь требуются и менторы, и коучеры, и консультанты. Такое окружение дорого обходится, но оно абсолютно необходимо для роста стартапа. Не во всех регионах есть средства, должное количество экспертов, которых можно было бы на эти средства привлечь, а главное — решимость местных властей потратить эти средства на развитие инновационной инфраструктуры.

Но уже сейчас можно сказать, что есть целый ряд регионов, в которых собраны необходимые компоненты для реализации «сколковской модели» экспертизы и финансирования. В них, в частности, уже созданы условия развития инновационной инфраструктуры на базе уже упоминавшихся проектов Технопарков и ОЭЗ. И это не только очевидные лидеры, такие как Новосибирск и Санкт-Петербург, но и Нижний Новгород, и Томск, и Казань, и Воронеж. Вполне логично распространить процедуры и условия ведения бизнеса Сколково на эти регионы, чтобы масштабировать удачный эксперимент, а также создать такую полезную атмосферу конкуренции.

Опубликовано 20.12.2013

Похожие статьи