Facebook как мемориальная сеть

Логотип компании
17.12.2013Автор
Facebook как мемориальная сеть
В настоящее время в сети Facebook зарегистрировано порядка 1,2 млрд пользователей. Но люди неизбежно покидают этот мир. После смерти пользователя его профиль можно сделать мемориальным, превратив в своеобразное виртуальное надгробие владельца...

В настоящее время в сети Facebook зарегистрировано порядка 1,2 млрд пользователей. Но люди неизбежно покидают этот мир. После смерти пользователя его профиль можно сделать мемориальным, превратив в своеобразное виртуальное надгробие владельца.

 

В настоящее время в Facebook содержится 10–20 млн аккаунтов, владельцы которых уже ушли из жизни (издание Mashable оценивает число «покойных» аккаунтов Facebook в 30 млн), что в процентном отношении пока совсем немного. Однако каждый год в США отправляются на небеса 290 тыс. пользователей Facebook и еще пара миллионов — по всему миру.

Однажды, говорят авторы исследования Facebook of the Dead, организованного блоггером, художником, программистом и автором известного интернет-комикса “xkcd” Рэнделом Манро (Randall Munroe), число «усопших» аккаунтов превысит количество «живых» и в конце концов  Facebook станет виртуальным кладбищем. Когда это произойдет, напрямую зависит от степени интеграции последующих поколений в Facebook. При минимальном количестве новых аккаунтов (к примеру, последующие поколения не будут массово регистрироваться в социальной сети) момент X будет достигнут в 2065 году. Впрочем, возможно, к тому времени медицина совершит прорыв и пользователи обретут возможность проживать мафусаилов век. Если же Facebook продолжит развиваться и новые аккаунты по-прежнему будут массово создаваться, то этот момент наступит только в 2100 году, а при самом оптимистичном варианте оттянется до 2130 года, если Facebook переживет десятилетия и будет расти теми же темпами, что и в настоящее время.

Однако рано или поздно Facebook станет соцсетью для мертвых и будет иметь совсем другое назначение. Похожая судьба ожидает и крупнейшие социальные сети России – «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Единой позиции относительно судьбы аккаунтов, владельцы которых умерли, в социальных сетях в настоящее время нет. Так, Twitter при получении свидетельства о смерти просто удаляет учетную запись этого человека. А «ВКонтакте» в 2011 году решили заблокировать возможность добавления таких аккаунтов в друзья. Однако родственники покойного могут в специальном разделе получить доступ к его странице, представив необходимые документы (свидетельство о смерти и копию паспорта усопшего) и при желании удалить аккаунт.

А вот голландская социальная сеть Hyves после смерти пользователя добавляет к его странице Inmemoriam («Памяти такого-то»). Блокируются напоминания о дне рождения покойного, возможность добавить его в режим чата и некоторые другие функции. О политике ряда иных ресурсов можно прочитать в материале «Статус мертв» журнала «Профиль».

Получение родственниками доступа к странице усопшего пользователя  довольно сложная задача, и ни один из ресурсов не предоставляет такую услугу автоматически. Однако в США рассматривается законопроект, согласно которому исполнитель завещания мог бы автоматически получать доступы к аккаунтам покойного. Есть и соответствующий рынок: десятки сервисов предлагают услуги посмертного ведения аккаунта. Согласно типичному договору, сервис исполняет онлайн-волю покойного, часто включающую в себя  передачу паролей ближайшим родственникам.