Особенности ERP-перехода на российский софт

Логотип компании
 Особенности ERP-перехода на российский софт
Тема фундаментальной миграции на отечественные ИТ-системы будет оставаться актуальной еще как минимум несколько лет. Однако насыщение качественными российскими продуктами в разных областях ИТ остается весьма неравномерным: где-то можно говорить о здоровой конкуренции, где-то о монополии, а в некоторых случаях достойные продукты только готовятся к выходу на массовый рынок.

Также очевидно, что в области программного стека ситуация в разы лучше, чем на рынке оборудования. Одно можно констатировать с точностью: ИТ-рынок живой, старые игроки перестраиваются, появляются новые. При этом рассматривать каждый сегмент лучше по отдельности: сегодня на очереди ERP-платформы.

   

Преимущества

 

Несмотря на то, что в общественном мнении до сих пор превалирует убежденность, что иностранное лучше отечественного, разделять такую точку зрения по умолчанию, без внимательного анализа, слишком опрометчиво. Да, многие компании вынужденно озадачились сегодня вопросами миграции на российские ERP-системы под давлением обстоятельств, но это не означает, что наши разработки хуже западных. Более того, по некоторым характеристикам они могут превосходить зарубежные аналоги. Не менее важно и то, что многие компании не обращали внимания на отечественные решения в силу давних партнерских отношений с иностранными вендорами, которые теперь оборвались. Стратегия не трогать то, что давно настроено и работает, как и прежде, пользуется популярностью. Но реальность оказалась менее предсказуемой. Участники нашего обсуждения поделились своими мыслями о плюсах и минусах российских разработок.

Владимир ЕГОРОВ (ГК «ЛАНИТ»):
Владимир ЕГОРОВ (ГК «ЛАНИТ»):
«Мы глубоко убеждены, что главное преимущество российских продуктов – это быстрый доступ к автору, разработчику ПО».

Заместитель генерального директора по разработке решений ТУРБО – одного из ключевых направлений бизнеса «Консист Бизнес Групп» (ГК «ЛАНИТ») Владимир ЕГОРОВ отмечает, что путь до разработчиков российских систем значительно короче, чем до западных: до тех еще надо достучаться со своими проблемами через многоуровневую поддержку, аккаунт и продакт-менеджеров. Сегодня такие задачи в ходе эксплуатации западных систем практически невозможно реализовать. Как говорит г-н Егоров, именно поэтому крупные заказчики применяют подход best-of-breed («лучшее в своем классе») к автоматизации, используя те продукты и сервисы, которые оптимальным образом решают конкретную задачу. «Они предпочитают интегрировать разные продукты, а не зависеть от одного-единственного монолита в окружении Excel-таблиц с теми задачами, которые он не решает», подчеркивает он.

С российскими продуктами всё проще. Созданные в прошлом году по поручению премьер-министра РФ индустриальные центры компетенций (ИЦК) и центры компетенций по развитию общесистемного и прикладного программного обеспечения (ЦКР), а также сформированные ими дорожные карты нового индустриального и общесистемного ПО убедительно демонстрируют, что в России сложился рынок тиражируемых продуктов для всех классов ПО. У заказчиков есть возможность рассмотреть разные варианты, а с выбранным продуктом и вендором можно и нужно развивать взаимовыгодное сотрудничество, запрашивая и получая в продукте новые функции и обогащая его своей реальной практикой.

Александр СИДОРОВ (ГК НКК):
Александр СИДОРОВ (ГК НКК):
«Важно также то, что вендоры российских конкурентоспособных решений не уйдут с нашего рынка внезапно в силу каких-либо политических причин, как это произошло с западными коллегами».

Руководитель отдела развития проектов компании «Национальная платформа» (ГК НКК) Александр СИДОРОВ убежден, что отечественные ERP-системы максимально адаптированы к российской специфике управления бизнесом, полностью соответствуют требованиям РСБУ и при вступлении в силу новых законов или изменений к существующим законам разработчики оперативно реализуют эти изменения в своих решениях. Г-н Сидоров также считает, что российские ERP-системы в целом не проигрывают зарубежным, в том числе по производительности. Очевидно, что есть системы, которые рассчитаны на небольшие предприятия, а есть те, что разрабатывались для крупных предприятий. Например, ERP-платформа «Ма-3» изначально разрабатывалась как система для крупных предприятий, и ее тестирование показало уровень индекса APDEX = 0,98 для 3000 пользователей, параллельно работающих с одной и той же функциональностью.

Если предприятие крупное, то предполагается, что в системе будет работать одновременно много пользователей, будет много данных и расчетов, то есть к ней предъявляются другие требования по производительности. Соответственно, надо выбирать систему, которая потянет такой объем, а в процессе внедрения, при реализации технических и методологических решений на базе системы, не упускать из виду основные параметры производительности.

Отдельно затронули вопрос безопасности отечественных ERP-решений. Г-н Сидоров уверен, что в этом вопросе наши платформы также не уступают иностранной продукции. Однако ключевой вопрос заключается в том, что безопасность обеспечивается не только самой ERP-системой, но и теми мерами и подходами к ИБ, которые реализуются на предприятии в целом.

   

Особенности перехода

 

Когда весной прошлого года крупные международные ИТ-компании начали одна за другой покидать российский рынок и в одностороннем порядке прекращать оказание услуг российским клиентам, увеличился запрос на максимально быстрый переход на аналогичные российские системы, способные заменить западные. Многие системные интеграторы в определенной степени были готовы к такому развитию событий, своевременно оказывая техподдержку и консультации. Однако в скором времени даже самым неподготовленным заказчикам стало очевидно, что заменить одну большую ИТ-систему на другую по щелчку пальцев невозможно: такая миграция находится, пожалуй, в списке самых требовательных ко времени процессов.

Владимир ЕГОРОВ (ГК «ЛАНИТ»):
Владимир ЕГОРОВ (ГК «ЛАНИТ»):
«Думаем, 2025 год станет определяющим. В эти сроки должен осуществиться переход госкомпаний, другие подтянутся».

Владимир ЕГОРОВ (ГК «ЛАНИТ») отмечает, что пока в публичном пространстве проектов перехода немного. Всё импортозамещение стартовало с операционных систем, баз данных, офисных пакетов. Фундаментальных продуктивных историй с ERP немного. Переломный момент в этом направлении ожидается в ближайшие два-три года. По словам г-н Егорова, сроки зависят от инструментария и методологии перехода с западных решений. Многие крупные интеграторы сейчас заняты этой задачей, и чем дальше, тем быстрее будет идти данный процесс.

«Мы в ТУРБО много времени уделяем проектированию конвертеров, упрощающих переход. Кроме того, в рамках работы в ЦКР ERP наша компания формализовала переход производственного предприятия на 300-400 рабочих мест примерно за один год. Но, безусловно, всё зависит от уже упомянутых факторов, в том числе объема функций, доступных в рамках конкретного решения», поясняет он.

Александр СИДОРОВ (ГК НКК):
Александр СИДОРОВ (ГК НКК):
«Сроки реализации подобного проекта зависят от объема внедренной функциональности, размера компании и от стратегии запуска или перехода на новую систему. Такой проект может занять всего месяц, а может потребовать нескольких лет».

Александр СИДОРОВ (ГК НКК) считает, что стратегия перехода на новую систему может выполняться поэтапно или одномоментно, методом «большого взрыва». В свою очередь, поэтапный переход может быть выполнен горизонтально и/или вертикально. То есть последовательно переводя на новую систему один за одним функциональные блоки или же последовательно охватывая организационные единицы компании (например, филиалы). Поэтапный переход растягивает проект во времени, однако не требует сверхусилий персонала компании и интегратора, а также позволяет избежать ошибок, которые неизбежны в стресс-режиме при одномоментном переходе.

Как рассказывает г-н Сидоров, в настоящий момент в экспертном сообществе ERP-специалистов очень часто обсуждается применение гибких (Agile) методик ведения проектов либо гибридных моделей, сочетающих классическую каскадную методику и Agile. В общем случае модель Agile хорошо работает в разработке программного обеспечения и плохо работает при внедрении, а гибридная хороша, когда, например, внутри проекта по внедрению можно выделить подпроект разработки: его удобно выполнять по Agile, а основной проект внедрения по методике каскадного внедрения Waterfall. В компании «Национальная платформа» уже есть такие примеры.

Помимо прочего, г-н Сидоров отметил различия в установке ERP-системы с нуля и при переходе с ранее настроенной системы. В первом случае одна из основных сложностей перенос нормативно-справочной информации (НСИ) из Excel-файлов и неструктурированных источников информации и перевод ее в строго структурированную форму в ERP-системе. Вторая большая задача — типизация и структуризация бизнес-процессов, так как в этом случае эта работа не проводилась до запуска системы.

Когда осуществляется переход с иностранной ERP на российскую, то возникают другие проблемы. НСИ, скорее всего, уже структурирована — это облегчает задачу, но требуется менять бизнес-процессы, по которым сотрудники предприятия уже привыкли работать, под новую систему. В силу того что они мыслят терминами и методологией старой ERP-системы, в новой многое (если не всё) будет непривычно и в первое время вызовет отторжение. Кроме того, нужно учитывать, что ранее многие сотрудники приложили значительные усилия в период внедрения или обучения работе в предыдущей системе, поэтому необходимость вновь проходить эти этапы будет вызывать у них дискомфорт.

Сложности


В процессе перехода на другую систему всегда возникают сложности, и ERP-платформы не исключение. Эксперты рассказали, какие именно модули наиболее сложно реализовать в рамках миграции, а какие – легче. В процессе обсуждения также выяснились другие факторы, влияющие на степень сложности трансформации ИТ-системы.

Владимир ЕГОРОВ (ГК «ЛАНИТ»):
Владимир ЕГОРОВ (ГК «ЛАНИТ»):
«Мировая практика показывает, что трудности перехода обуславливаются не столько сложностью функционала, сколько интенсивностью его использования в рамках конкретного предприятия: нагруженностью по объемам данных, вычислений, количеству пользователей».

Владимир ЕГОРОВ (ГК «ЛАНИТ») поясняет, что в России многие сложные производства организованы на информационных системах, привнесенных вместе с технологическим процессом от зарубежных партнеров, чаще всего это симбиоз ERP-, PLM- и MES-систем, и, конечно, заменять их будет нелегко. С другой стороны, более простые функциональные задачи, если западная система используется в качестве финансового и кадрового учетного ядра, также крайне сложны в реализации.

Александр СИДОРОВ (ГК НКК):
Александр СИДОРОВ (ГК НКК):
«Наиболее сложно реализовать те модули, которые автоматизируют основную деятельность предприятия».

Таким образом, считает Александр СИДОРОВ (ГК НКК), если речь идет о производственном предприятии, то наиболее сложным будет внедрение функционала планирования и управления производством, ведь его некорректная работа может замедлить или даже привести к остановке процесс производства. Если же речь о компании, основная деятельность которой связана с эксплуатацией и обслуживанием большого количества объектов инфраструктуры (например, энергетика, нефтегаз), то, соответственно, особенно напряженным будет перевод модуля ТОиР (техническое обслуживание и ремонты).

 

Партнеры

 

Чтобы справиться со сложностями, возникающими в процессе миграции с зарубежной ERP-системы на российскую, необходимо ответственно подойти к выбору системного интегратора, который поможет это сделать. По мнению г-на Сидорова, идеальный случай – когда интегратор уже имеет опыт сопровождения перехода именно между конкретными двумя системами. Неплохо также, если у интегратора есть специалисты, которые работали с обеими системами, но еще не осуществляли такой переход.

Не менее важен процесс организации ERP-обучения подходы разнятся в зависимости от его вида. Так, если заказчик планирует начать внедрение ERP-системы, ответственным за внедрение сотрудникам надо изучить возможности системы, а для этого лучше всего прийти к вендору и пройти курсы обучения по функциональности, возможностям платформы, инструментам настройки и разработки. Например, в структуре компании «Национальная платформа» работает академия «Ма-3», где можно получить все необходимые знания.

Если же проект внедрения уже идет и стоит задача обучить пользователей работе в уже настроенной системе, то лучшим вариантом станет обучение, которое проводят те же специалисты, которые настраивали и внедряли систему. Как утверждает г-н Сидоров, здесь тоже разные подходы. Один из них — команда внедрения обучает всех пользователей. Второй вариант — команда внедрения обучает только ключевых пользователей, а те уже затем обучают всех остальных.

Безусловно, у каждого варианта свои недостатки и свои преимущества. Последнее слово за заказчиком.

Опубликовано 19.05.2023

Похожие статьи