Государственный маркетплейс: стоит ли овчинка выделки?

Логотип компании
Государственный маркетплейс: стоит ли овчинка выделки?
Сколько времени понадобится на создание государственного маркетплейса, как его появление изменит ландшафт сегмента e-commerce, сможет ли он конкурировать с существующими платформами, и способен ли защитить потребителей от наплыва фейковых товаров? И, наконец, нужна ли такая платформа в принципе? Эксперты – в эксклюзивных комментариях для IT News.

Отечественные СМИ активно муссируют предложение зампреда комитета верхней палаты по экономической политике Ивана Абрамова создать государственный маркетплейс для поддержки российских производителей. По мнению чиновника, клиент такого маркетплейса может быть уверен, что товары прошли все необходимые проверки и сопровождаются нужными сертификатами. А продавцам будет выгодно сотрудничать с новой платформой, так как комиссию с них будут взимать гораздо меньше той, что установлена сегодня ключевыми игроками e-commerce.

Журнал IT News взял комментарии у ряда экспертов, которые поделились своим мнением о необходимости такого шага со стороны государства, о способности нового игрока вести рыночную конкуренцию с уже работающими на российском рынке гигантами e-commerce, и о методах защиты рынка от наплыва подделок.

Реальные сроки создания государственного маркетплейса составят от одного до полутора лет, комментирует Андрей Арчаков, техлид и руководитель отдела frontend-разработки I-Net Production. Со стороны государства потребуется значительное содействие: финансирование, технологическая помощь, организационная и политическая поддержка. Определенное время займут процессы разработки концепции, технической реализации, тестирования и запуска, и еще около полугода после запуска уйдет на тестирование и отлаживания процессов

Наличие государственного маркетплейса вряд ли останется незамеченным на рынке e-commerce и способно привести к изменениям в расстановке сил.

Конкурировать с Авито, Wildberries, Ozon, СберМаркетом, Яндекс.Маркетом поначалу будет очень сложно. Но государственный маркетплейс может получить определенные преимущества, например, в виде поддержки правительства, регуляторные преимущества или привилегированный доступа к некоторым рыночным сегментам. У государственного игрока будет возможность предоставить более выгодные условия, как для продавцов, так и для покупателей. Это может быть улучшение системы доставки и возврата, повышение уровня сервиса, предоставление более выгодных условий для продажи и рекламы товаров. Важно также сосредоточиться на разработке инновационных функций и технологий, которые сделают платформу более привлекательной. Кроме того, государственный маркетплейс может использовать свои ресурсы и влияние, чтобы установить партнерские отношения с крупными производителями и продавцами.

Создание государственной площадки равносильно становлению регулятора рынка, полагает Олег Воробьев, президент социального телемагазина Shop and Show. Полноценных ресурсов, способных конкурировать крупнейшими игроками отечественного рынка электронной коммерции, сегодня нет. Внедрение государственной альтернативы способно полностью изменить правила игры. Появление подобной площадки, считает спикер, вытеснит восточных игроков рынка и заменит их товарами отечественного производства. Подобная стратегия говорит о том, что мы не только страхуем отечественный рынок от наплыва контрафакта, но и создаем плацдарм российского производственного сектора – отечественный бизнес способен удовлетворить внутренний спрос.

Способность защитить потребителей от подделок и фейковых товаров может стать одним из потенциальных преимуществ государственного маркетплейса, продолжает Андрей Арчаков. Проблема подделок и фейковых товаров в России довольно серьезна. Создание государственного маркетплейса, установившего строгие правила и процедуры проверки продавцов и товаров, ведущего сотрудничество с правоохранительными органами и применяющего современные технологии для борьбы с подделками, может стать важным шагом в борьбе с этим явлением.

Алексей Молодых, генеральный директор Международной ассоциации развития Маркетплейсов и Предпринимателей (МАРМП), считает подобную инициативу излишней. Практику полноценной поддержки продукции отечественного производства можно развить и на действующих площадках, например, на малых и средних маркетплейсах. Государство могло бы законодательно обязать их брать меньшую комиссию с отечественных производителей и предоставлять скидку на продвижение российских товаров. Кроме того, проект о создании «российской категории товаров» уже существует в законопроекте о маркетплейсах. Она предусматривает, что по запросу покупателя в выдаче должна быть представлена часть отечественных товаров. Так нужно ли создавать отдельный маркетплейс и тратить на это огромные деньги?

Похожие статьи