Как отслеживать продуктивность удаленных сотрудников: постановка задачи и инструменты

Логотип компании
Как отслеживать продуктивность удаленных сотрудников: постановка задачи и инструменты
После пандемии многие ИТ-компании не вернулись к офисной работе. Команды часто работают удаленно, что дает преимущества и персоналу, и работодателям, которые теперь могут нанимать специалистов из других городов.

С другой стороны, удаленный режим позволяет сотрудникам работать на нескольких работодателей одновременно. А это заставляет компании конкурировать за хороших специалистов не только на этапе рекрутмента, но и в процессе работы.

Как отслеживать продуктивность работы «на удаленке»? Есть ли связь между удаленной работой и снижением или, наоборот, повышением продуктивности? Поделюсь несколькими примерами и опытом.

Измеримый результат

Компания Microsoft провела исследование в 2022 г. и выяснила, что 87% сотрудников на удаленке считают себя продуктивными, но того же мнения о своих подчиненных придерживаются только 12% руководителей. Почему так получается?

Здесь вопрос, как измерять продуктивность. Если мерилом работы считать усталость, то описанный эффект «паранойи продуктивности» не удивителен. Ведь удаленный сотрудник может сильно уставать, в том числе от того, что вынужден совмещать работу с домашними делами, уходом за детьми и питомцами. При этом руководитель этой усталости не видит, как привык, поскольку не наблюдает весь день сотрудника, который усердно смотрит в монитор или разговаривает долго по телефону".

Если измерять работу в терминах результата, то такого большого расхождения во взглядах быть не должно, особенно если результат будет измеримым, конкретен и привязан к сроку.

Например, "Сергей, менеджер по работе с партнерами, обзванивает ключевые компании и приглашает их выступить спонсором конференции", нужно заменить на "до пятницы Сергей собирается получить подтверждение спонсорства в виде письма генерального директора (или платежного поручения) от 3 из 10 ключевых партнеров)." Тогда результат работы будет понятен и не будет сомнений в продуктивности.

Техностресс от постоянного присутствия онлайн

Когда руководитель ожидает такого же онлайн-присутствия, как показывает сам, это может вести к снижению продуктивности и выгоранию.

Анна, генеральный директор крупной компании, была одним из самых уважаемых руководителей в своей отрасли. Она была известна многозадачностью и постоянным онлайн-присутствием. В то время как ее сотрудники восхищались тем, как она работает, они чувствовали себя обязанными сделать то же самое. В результате несколько из них были уволены из-за эмоционального выгорания, а еще двое подали заявление об уходе.

Во время сеанса с коучем Анна рассказала, что каждый день время по дороге в офис она использовала для обсуждения работы с коллегами по телефону. Точно так же она оптимизировала каждую минуту своего путешествия в машине или в самолете. Она гордилась тем, что отвечала на все сообщения и комментарии, которые получала.

Анна задумалась, не подорвала ли эта занятость ее способность концентрироваться и думать. Ей было трудно спать по ночам, у нее появилось ползущее чувство подавленности. Она считала, что это заставляет ее делать больше ошибок и быть менее продуктивной, чем обычно. “Может ли помочь тренировка осознанности?” - спросила она.

Учитывая рабочие привычки Анны, то, что происходит с ней и ее командой, не должно вызывать удивления. Предполагалось, что цифровые технологии сделают нас более продуктивными. И в какой–то степени так оно и есть. Но эти преимущества не обошлись без затрат.

Комбинированное давление постоянного виртуального присутствия и непрерывной информационной бомбардировки негативно сказывается на нашем здоровье. Помимо создания потенциальной рабочей перегрузки, техностресс проложил путь к беспокойству, чувству разочарования, цифровой зависимости, неудовлетворенности работой, снижением качества работы и проблемам удержания персонала.

Инструменты удаленной работы и отслеживания продуктивности

Разработчики ПО почти поголовно работают удаленно, находясь в разных регионах, часовых поясах и даже разных странах. И у руководителей ИТ-компаний, CTO, тимлидов, руководителей проектов есть четкие процедуры постановки задач и оценки эффективности.

Они включают, в том числе, регулярные командные онлайн-митинги 3-5 раз в неделю, 1:1 встречи по конкретным задачам, ПО для постановки и ежедневного\еженедельного трекинга задач для гибких (agile) команд – Jira, Confluence, Trello (или их российские аналоги). Раз в месяц или квартал проходят итоговые онлайн встречи в расширенном составе по планированию, а раз в неделю или две – по подведению промежуточных итогов.

Брейнстормы и специальные методики повышения креативности помогают улучшать как качество кода, так и командное взаимодействие при решении нестандартных задач. При необходимости онлайн-встречи могут записываться, что тоже является дополнительным инструментом контроля и помощи, если кто-то не смог присутствовать на встрече.

Читайте также
Проект «Экономика данных» обещает упростить жизнь: сделать госуслуги доступнее, Интернет — ближе даже к самым удаленным регионам, а проблемы с цифровым неравенством — менее заметными. Развитие искусственного интеллекта, поддержка ИТ-компаний и обучение специалистов — все это части большого плана, чтобы в будущем Россия могла уверенно войти в число цифровых лидеров. Как эти идеи будут работать на практике и что они изменят для каждого из нас? В интервью журналу IT Manager директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры России Алексей Чукарин рассказал, как данные стали ключевым ресурсом, трансформируя экономику и государственное управление.

Программные продукты, подобные Jira, Confluence, Trello и их российские аналоги также эффективно используются для планирования задач и измерения результатов в компаниях других отраслей. Они позволяют хранить и интегрировать планы разных команд в одном месте и разбивать большие задачи на более мелкие, выполнимые порции, чтобы лучше контролировать результат по каждой задаче и сотруднику.

Резюме

Крайне важно сбалансировать отслеживание производительности с доверием, автономией и уважением конфиденциальности сотрудников. Прозрачность, четкая коммуникация и ориентация на результаты, а не на микроменеджмент, необходимы для создания благоприятной среды удаленной работы.

Помните, что целью отслеживания производительности должно быть поддержание и повышение эффективности работы сотрудников, а не создание культуры наблюдения. Убедитесь, что усилия по отслеживанию соответствуют ценностям и политике вашей организации, соблюдая при этом благополучие сотрудников и баланс между работой и личной жизнью.

Опубликовано 25.07.2023

Похожие статьи