Производственная автоматизация: где найти знания?
Автор
Игорь Решетников
Интересен наш накопленный опыт, о котором могут рассказать только «наши» специалисты, кто прошел «огонь и медные трубы» и смог добиться результата.
Успех любого начинания или проекта во многом определяется тем, насколько квалифицированным в своей области является его руководитель и все ключевые участники.
Иными словами, требуются знания, причем знания глубоко специализированные. Доступны ли они среднему специалисту? Ведь от того, что действительно доступно, зависит и результат: специалист с поверхностными знаниями или «эффективный управленец» может написать красивый и объемный документ, но на практике осуществить проект и получить реальный результат он не в состоянии.
Когда надо изучить какой-то раздел физики, например, то доступно множество учебников, монографий, специальных журналов, в которых можно получить ответы на интересующие вопросы, и при наличии соответствующей образовательной базы постепенно начать разбираться в конкретной теме.
Но как только дело касается автоматизации производственных процессов, картина перестает быть такой оптимистичной. Общаясь много лет с различными специалистами в данной области, можно отметить, что людей, действительно разбирающихся в вопросах автоматизации даже в пределах одного типа производства, — единицы. И это грустно.
Но на самом деле у столь печального факта есть простое объяснение: получить необходимые знания практически невозможно. Кажется невероятным, но это действительно так. Если не владеть в совершенстве английским языком и не иметь достаточно средств на покупку очень дорогой специальной литературы, то вариантов для самообразования практически нет. Чтобы убедиться, давайте рассмотрим существующие возможности получения знаний в области автоматизации производственных процессов на русском языке.
Сразу оговоримся: все, что будет дальше, — личная точка зрения автора, а не результат социологических опросов и т. п. Была сделана попытка провести именно критический анализ, поэтому и дух статьи такой негативный.
Интернет
Как только у кого-то возникает какой-то вопрос, то первый совет, который слышишь, — «спроси у «Гугла» («Яндекса», «Рамблера»...)». То есть предлагается поискать что-то полезное и стоящее внимания в Интернете. Идея хорошая, вот только есть несколько «но». Что же нам доступно?
Форумы
Форумы в русскоязычном Интернете вообще тема отдельная и требующая специального исследования социологами и психологами. Начать с того, что форумы у нас любят делать все кому не лень, благо бесплатных движков и сервисов для них масса. В результате 95% форумов гордо висят с одним-двумя сообщениями в теме. Зачем нужен такой форум, не знает, похоже, даже сам автор ресурса. А уж о том, что поддержка хорошего форума стоит достаточно дорого, вообще не задумываются.
Вторая особенность: для получения полезного ответа надо набраться терпения и сначала выдержать серию ответов из серии «ну ты и...». Потом, может быть, тебе ответят по существу. Не верите? Попробуйте на каком-нибудь автофоруме спросить что-то типа «Случайно залил бензин в дизель. Что делать?». Да, есть несколько хороших и дружелюбных форумов, где ответят по существу, но это скорее исключение.
Что касается форумов по производственной автоматизации и MES-системам, то их число, во-первых, крайне незначительно, во-вторых, дискуссии на них малосодержательны. Редко встречается обсуждение, которое просто интересно почитать. Иногда на непрофильных форумах возникают вопросы по автоматизации, но там в 80% случаев они остаются без ответа. Ну и плюс то, что выше говорилось о форумах вообще.
«Википедия»
Этот ресурс претендует на звание самой авторитетной интернет-энциклопедии. Возможно. Но только не в вопросах, связанных с автоматизацией производства. Не исключено, что в биографических статьях или описании стран информация более или менее достоверна, но во всем, что касается MES-систем, она скорее вредна.
Да и сами модераторы не только не помогают, но и всячески мешают что-то подправить. Удаляются правки (как «не имеющие подтверждения»), ссылки (часто просто без объяснения), статьи (как «не имеющие энциклопедической ценности») и т. д. При этом на просьбу перезвонить и пообщаться лично не реагируют, а аргументируют все формальными правилами «Википедии».
Справедливости ради стоит отметить, что и англоязычная «Википедия» в этих вопросах также крайне мало полезна. А потому не то что источником знаний, но и просто источником полезной информации «Википедия» считаться не может.
Сайты вендоров
Сайты вендоров и системных интеграторов и не должны в принципе давать никаких знаний. Они должны давать общее впечатление о своем продукте (услуге) так, чтобы сложилось впечатление, что этот продукт решит все ваши проблемы. Сразу, быстро, дешево и качественно. Соответственно, ждать от подобных сайтов (или материалов) какой-то объективности, информативности и полезности не стоит.
Это бизнес, цель которого получение прибыли. И тут как в религии: чем человек меньше знает и больше верит, тем лучше. Естественно, не этому человеку, его интересы никого не интересуют. Интересует лишь кошелек. Вспомните любую из рекламных кампаний крупных производителей программного обеспечения. Смысл один: не надо думать и сомневаться, поставьте сегодня и завтра вы ощутите все преимущества. И счастливые улыбающиеся лица. Как у Высоцкого: «и улыбаются во всех витринах отцы семейств в штанах и лимузинах». Это не критика такого подхода, он абсолютно правильный до тех пор, пока приносит прибыль. Но мы говорим о реальных полезных знаниях, где их стоит искать, где — нет. И вот на сайтах вендоров знаний искать точно не стоит.
Тематические порталы
Все тематические порталы в нашей стране имеют одну особенность. Там много новостей, часто интересных и хороших. И есть несколько «статей» по сути вопроса. Статьи одни и те же, они кочуют с ресурса на ресурс, часто авторы ресурсов даже не утруждают себя вычиткой и проверкой материала. Кочуют с опечатками, ошибками, пропущенными картинками.
Иногда это статьи уважаемых авторов с интересным содержанием. Но все-таки статьи не энциклопедические, а журнальные, то есть рассчитанные на одно прочтение. А чаще это материал, подготовленный по принципу «копи-паст» из других мест. Да, слова правильные, выводы звучат умные, но содержание не вносит в головы ничего кроме растерянности: «Прочитал. И что?»
К сожалению, качественного тематического портала по вопросам АСУПП с хорошо продуманным и сбалансированным, заказным и рецензируемым специалистами контентом, пока не появилось. Ждем с нетерпением.
Блоги и прочее
Такого вида ресурсов просто нет. Точнее, нет такого, о котором что-то захотелось бы сказать и куда захотелось бы вернуться еще раз. Нужен ли такой формат и полезен ли он в сфере автоматизации производства? Не факт. Но по мере развития профессиональной среды должен обязательно появиться.
Периодические издания
Журналы — это особый формат выражения мыслей. Это информация о том, что происходит сейчас, о том, как это происходит сейчас. Отчет о полученном эффекте или проделанной работе. Заявка на первенство. Статус автора. Но это в научной среде. Конечно, и там не все так гладко и идеально, но какая-то информация есть. В практических же вопросах, к которым относится и автоматизация производства, все куда менее радужно. Хороших статей с идеями мало. Очень мало.
Журналы ВАК
К сожалению, позиция ВАКа на сегодняшний день такова, что «выходцев из реальных дел» не очень жалуют. А жаль. Потому что хотя бы в стремлении соответствовать требованиям по публикациям, эти люди наполнили бы страницы журналов интересными идеями, решениями, действительно полезной и проверенной на практике информацией. Но такого стимула у них, к сожалению, нет.
Вот если бы реализация под ключ крупного проекта давала бы возможность вывести его на защиту степени кандидата технических наук, а построение комплексного отраслевого решения — на степень доктора, то один этот шаг дал бы огромный эффект в повышении качества и полезности журнальных публикаций. И монографий заодно.
Да, в стране стало бы больше специалистов с припиской «к. т. н.» на визитной карточке, но это были бы реальные специалисты, у которых акты о внедрении были бы не формальными, а реальными. Особенно если защиты проводить с выездом на предприятие, где осуществлялось внедрение.
Профессиональная пресса
Есть несколько журналов, которые посвящены вопросам производственной, точнее, промышленной автоматизации. Выпускать журнал только по системам класса MES нельзя. Это и невозможно, и неинтересно. Журналам этим живется нелегко. Крупных издательств вроде Elsevier, выпускающих десятки наименований журналов, у нас нет. Издательские дома часто ограничиваются одним-двумя изданиями, редко их количество доходит до десяти. Суперприбыльными такие проекты не являются, сил требуют много. А еще души, терпения и энтузиазма. Марку и уровень качества держать непросто.
Для того чтобы обеспечить финансовую основу издания, журналы или перенасыщены рекламой и рекламными статьями, или распространяются по подписке. Но цена подписки такова, что индивидуальным подписчикам она не под силу, а на предприятиях ценность подобных журналов не понимают. Зачем подписываться, если есть Интернет? И это главный аргумент. Вот для главного бухгалтера выписать нужно все, что он просит. А ИТ-служба — по «остаточном принципу».
А ведь журнал не только дает новые знания, он еще и учит это знание ждать и регулярно получать. Когда регулярно (это главное) получаешь журнал и его читаешь, то начинаешь втягиваться в процесс постоянного получения новых знаний, это становится потребностью. И самым что ни на есть положительным образом сказывается на профессиональном уровне. Важно не то, что ты знаешь сейчас, важно то, как ты растешь. Работодатели об этом, к сожалению, практически забыли.
Представьте себе, что в какой-то вакансии будет написано: «для профессионального роста наша компания выписывает журналы...» Не можете такое представить? Вот в этом-то и беда. Только когда подписка станет потребностью и нормой, за подписчика будут бороться, подписка станет дотироваться государством и т. д., тогда станет возможным привлекать лучших авторов, следить за новостями и событиями и превращать эти новости в полезные технические статьи.
Сборники трудов и вестники
Тема очень грустная. Море статей, написанных студентами, без глубоких знаний, без стремления разобраться, без опыта применения этих знаний. Цель — получить публикацию. Сборники трудов университетов, вестники и пр. выпускаются только ради самого процесса. Их практически не читают. Некоторые есть в открытом доступе в сети Интернет. В массе своей практическая полезность данных работ почти нулевая.
Книги
Иногда государство вкладывает ресурсы, и появляются великолепные книги, источники знаний, как правило, энциклопедии. Возьмем, к примеру, Большую Советскую Энциклопедию или Энциклопедию машиностроения. Последних, кстати, две. Одна вышла в 1950-х годах, вторая выходит с 1994-го, всего планируется выпустить 40 томов. Такие издания отличаются проверенностью, фундаментальностью, масштабом. А есть книги, монографии, в которых авторы, авторитеты в той или иной области знаний, предлагают свою точку зрения на проблему. Именно о такой категории и хотелось бы поговорить.
Переводные
Переводных книг по вопросам автоматизации производства практически нет. Есть много популярных и полу-популярных книг по бережливому производству (модная сегодня тема), а вот переводов стандартов и книг по производственной автоматизации нет или практически нет. А то, что есть, первоначально издавалось уже лет 10 назад.
Российских авторов
Интересен наш накопленный опыт, о котором могут рассказать только «наши» специалисты, кто прошел «огонь и медные трубы» и смог добиться результата. Российские авторы есть, и пишут они не хуже иностранных. Только их мало для такой страны, как Россия.
Книги российских авторов можно разделить на три категории: учебная литература, книги об общепринятых моделях организации управления или стандартах, книги о собственных (отраслевых) решениях или опыте. Доступны книги всех перечисленных типов. Только вот доступность у них очень низкая.
Причин несколько. Первая — сложная процедура передачи книги в широкую продажу, если книга издается не в каком-нибудь крупном издательстве. А именно так и предпочитают издаваться многие авторы, чтобы не терять авторские права. Издать сегодня куда проще, чем передать книгу для распространения в широкую торговую сеть. И даже когда это получается сделать через оптовых поставщиков, то цена возрастает примерно в 2,5–3 раза. Так что рассчитывать на гонорары, как правило, не приходится.
Вторая причина, которая, возможно, вытекает из первой, — нежелание авторов распространять свои книги. Есть масса достаточно интересных книг, выпущенных авторами тиражом 100 экземпляров. Для Книжной палаты, себя и друзей. Источником знаний такие книги могли бы стать, но о них никто не знает, и они практически недоступны.
Третья причина — очень немногие одновременно и хорошие специалисты и хорошие писатели. А книга должна быть не только полезной, но и написана живым, интересным языком. Иногда возникает творческий симбиоз, когда один из соавторов может построить сюжет и структуру книги, а второй — написать текст ярко и образно. Но это большая редкость. Чаще человек хочет, но просто не может написать монографию, предназначенную для широкой публики. 20 журнальных статей и монография — «две большие разницы», как говорил известный сатирик.
И последнее. Время. Книга, хорошая книга, требует кропотливой работы и времени. Часто время появляется только после выхода на пенсию. А хотелось бы, чтобы автор делился мыслями гораздо раньше, на пике своей творческой активности. Было бы хорошо, если бы работодатели практиковали творческие отпуска для своих специалистов, понимая, что в результате появится бестселлер в рассматриваемой теме и книга разойдется тысячными тиражами с логотипом компании на обложке. Но пока таких примеров, можно считать, нет.
Whitepaper
Во всем мире очень популярен еще один вид распространения знаний, так называемый Whitepaper. Переводят это иногда как «Руководство», иногда как-то по-другому. Смысл этих материалов в том, что какая-то компания или ассоциация выпускает некий технический или аналитический обзор, набор рекомендаций, лучшие практики. И размещает это в виде электронного ресурса у себя на сайте в открытом доступе или для продажи.
Пример — руководства ассоциации MESA International. Такие материалы готовятся группой специалистов, которые на базе своего опыта или анализа рынка, технологий выбирают самое важное в том или ином вопросе и сводят все в формат документа, предназначенного для широкого использования.
Часто такие документы выглядят на первый взгляд примитивно, как набор очевидных вещей. Но при детальном анализе становится понятна суть работы: выбрано самое важное, четко сформулировано, сгруппировано, с правильными примерами. Сложные проекты возможны лишь тогда, когда не допускаешь элементарных ошибок. И в этом суть хороших (!) руководств.
Конечно, далеко не все Whitepaper полезны и выверены. Но по ним хорошо виден уровень фирмы, квалификация специалистов и грамотное отношение к своей работе. Это статусный документ, который может содержать опыт, а опыт — это знания. Российских компаний, кто бы опубликовал у себя на сайте Whitepaper, который стал бы известным и цитируемым, пока, увы, не нашлось. Ждем.
***
Выводов не будет, каждый должен сделать выводы сам. Это не критика с целью показать, как плохо мы живем и как хорошо живут «у них, там». Это лишь анализ того, что есть в реальности. И в этой реальности много зависит от нас.
Начните с малого. Дружелюбное поведение на форумах, участие в них. Или создайте свой форум, если есть желание. Напишите несколько статей в журналы, если есть чем поделиться с аудиторией. Начните читать то, что пишут другие. Соберите накопленный опыт воедино. Хватает материала на монографию? Зачем откладывать? Попытка описать то, что, казалось бы, хорошо знаешь, открывает много интересных пластов, о которых ранее не задумывался. Прежде всего для самого себя.
Не надо ждать, пока знания придут к вам. Поделитесь своими, с вами поделятся другие. Чтобы появилось качество, сначала должно появиться количество. Не ждите, пока все будет доведено до конца, напишите про то, что уже есть. И эффект, прежде всего, лично для вас, как для профессионала, будет куда больше потраченных усилий.
Опубликовано 30.09.2013