Как одновременно поднять цены без сговора?
Традиционно под ценовым сговором понимается ситуация, когда руководители конкурирующих компаний встречаются за закрытыми дверями и тайно договариваются о том, чтобы установить одинаковую завышенную цену на свои товары. Такой вид сговора считается одним из самых серьезных нарушений принципов свободного рынка. В соответствии с законодательством США за участие в картельном сговоре предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы и штраф в размере до 100 миллионов долларов.
Однако пример RealPage показывает, что технологии могут использовать более легальный путь. Вместо того чтобы встречаться с конкурентами и договариваться о единых ценах на товары или услуги, можно обратиться к третьей стороне.
Например, владельцы недвижимости передают RealPage данные о ценах на аренду квартир, а искусственный интеллект, которому известно о ценах конкурентов, выдает им свои рекомендации по стоимости аренды. При достаточно большой базе клиентов-рантье, использующих этот сервис, результат будет напоминать традиционный картель: синхронное повышение цен вместо ценовой конкуренции. И заметьте, без каких-либо тайных встреч и договоренностей!
Давно замечено, что при отсутствии ценовой конкуренции бизнес теряет стимулы к инновациям и снижению затрат, а потребители сталкиваются с высокими ценами и отсутствием альтернатив. Алгоритмический ценовой сговор, похоже, распространяется на все большее количество отраслей, и действующие законы никак не регулируют такую ситуацию.
В качестве аналогии можно привести ситуацию, когда один человек получает конфиденциальную информацию о ценообразовании всех участников рынка и затем указывает всем какие цены им установить. Правильно ли это? Вероятно, нет. Зато вполне законно и выгодно для бизнеса.
Несмотря на различия в деталях, все иски против RealPage выдвигают одно и то же главное обвинение: комрания выполняет роль этого самого осведомленного человека. На всей территории США от 30 до 60% домовладений и аппартаментов устанавливают цены с помощью RealPage. Обычные арендаторы, благодаря такому сервису получают одновременное повышение цен и проблемы с поиском жилья, в то время как арендодатели лишь увеличивают свои доходы.
Любопытно, что владельцы недвижимости добровольно передают RealPage конфиденциальную информацию, а некоторые из них даже призывают своих конкурентов использовать этот сервис. В традиционной модели свободного рынка, компании обычно скрывают и защищают любую информацию, которая может дать конкурентам преимущество. В ситуации с использованием технологий генеративного интеллекта, клиенты RealPage ведут себя скорее, как соучастники, чем как конкуренты. Такие действия вызывают большие подозрения.
Многие из нас, в том числе и IT-World, были свидетелями «дикого рынка» 90-х годов, когда в России происходило зарождение нового класса собственников. В те года, мало кого заботили такие мелочи как ценовой сговор. И в наше время легко найти желающих внедрить «свободный рынок» тех лет, и еще раз пройти это нелегкий путь со всеми его плюсами и минусами. Кто знает, может быть технологии искусственного интеллекта станут невольным катализатором этого процесса.