M2M в бизнесе: будущее или настоящее?

Логотип компании
M2M в бизнесе: будущее или настоящее?
Многие аналитики основным препятствием для развития M2M считают вопрос безопасности
Становится ли Интернет вещей повседневностью для бизнеса? Каковы тренды развития сферы M2M в России и мире? Рассказывая о разработке корпоративных Machine2Machine-решений — от установки датчиков в коммерческие автомобили  до M2M-счетчиков в ЖКХ, мы подробнее остановимся не только на сопутствующих вопросах защиты информации, но и на особенностях сегмента IT Health, тоже тесно связанного с M2M-решениями.

Перспективные направления

Одна из основных задач в M2M сегодня – популяризация сегмента, необходимость показать людям пользу от подобных услуг и решений. Несмотря на шумиху вокруг M2M, рынок все еще свободен, во многом потому, что мало у кого есть решения, реально помогающие экономить компаниям или государственным учреждениям. Из хороших российских примеров можно привести внедрение удаленных M2M-счетчиков в ЖКХ, польза от которых понятна всем сторонам.

ЖКХ один из наиболее перспективных секторов для внедрения услуг M2M. Сервис, о котором мы рассказываем, в 2013 году начал внедрять для управляющих компаний ЖКХ в Москве и Московской области «МегаФон» — «Ресурс под контролем». Другой пример из этой же сферы — коммунальные службы и предприятия Татарстана, которые используют SIM-карты МТС для удаленного мониторинга системы тепло-, водо- и энергоснабжения.

Другим перспективным направлением M2M можно назвать «охранные» услуги и системы «умного» дома. Например, у «ВымпелКома» запущен M2M-проект для наблюдения за помещениями, который можно использовать как в бизнесе, так и на B2C-рынке. Не отстают и МГТС с МТС, планирующие на базе GPON-сети выводить на рынок новые услуги. По предварительным данным, первыми появятся услуги «умного» дома, такие как интеграция сигнализации, удаленное управление видеоконтентом на ТВ и стандартные для «умных» домов сервисы по управлению освещением и электроснабжением. 

Мировой опыт

Многие аналитики основным препятствием для развития M2M считают вопрос безопасности. Но в целом важно понимать, что эта тема более актуальна в «закрытых» компаниях, и поэтому в России, где таких компаний большинство, безопасность стоит действительно на первом месте. Там, где в мировой практике без проблем доверяют облачным решениям, у нас часто предпочтут держать внутренний сервис и все данные при себе, в том числе из M2M-сегмента.

Но все это не мешает успешно внедрять M2M за рубежом. Так, британская страховая компания RAC, установив в мониторинговый порт каждого автомобиля небольшой M2M-трекер с SIM-картой, получила онлайн-доступ ко всем ключевым показателям: устройство собирает информацию о торможении, о поворотах, о соблюдении скоростного режима. В результате компания смогла удаленно контролировать весь свой транспорт и стала экономить на бензине каждый год около 17% (примерно £500 тыс.) плюс сократила среднее время подачи автомобиля к месту ДТП. 

Из важнейших событий B2C-направления Интернета вещей нельзя не отметить недавно купленный Google сервис NEST, продукты которого возможно использовать и в бизнесе. Один из ключевых проектов компании — комнатный интернет-термостат. Устройство подключают к системе управления температурой в доме (котлы, кондиционеры, вытяжки), после  чего оно «заходит» в домашнюю Wi-Fi-сеть и автоматически оптимизирует все настройки в зависимости от желаемой температуры. Функционал гаджета позволяет автоматически экономить затраты на энергию, когда никого нет дома. В частности, используется датчик движения, чтобы отслеживать активность. В результате устройство позволяет экономить до 20% на обогрев и охлаждение дома. Если учесть, что среднее время установки термостата NEST составляет 30 минут (для рынка США, конечно), а стоимость устройства — $249 (в Москве около 13 тыс. рублей), то выгода очевидна каждому. Причем использовать термостат NEST можно как для решения корпоративных задач (например, для изменения всей системы управления климатом в офисном центре), так и у себя дома — конечным пользователям. 

Но можно ли сказать, что только недостаточная безопасность и отсутствие шифрования являются проблемой для рынка? Скорее нет — эти проблемы все же более актуальны для силовых и финансовых структур — банкоматов, мониторинга передвижения некоторых видов транспорта и пр. Основная же проблема для завоевания массового рынка – скорее некачественное покрытие сети, отсутствие или недоступность ее в определенных точках. К сожалению, проблему эту до сих пор ни операторы, ни сервисные компании и интеграторы системно не решают. Как правило, у первых нет для этого ресурсов, а у вторых – необходимых компетенций.

Тем более этот вопрос становится актуален на будущее. Вполне вероятно, что уже в ближайшее время именно сетевые ограничения станут узким горлышком для M2M-сервисов, которым понадобится все большая пропускная способность. Сфера M2M вообще требует высокой степени надежности сети для любого применения – от трекеров здоровья до логистических сервисов или «умного» дома. 

Носимые гаджеты

У применения M2M-технологий в медицине широкий спектр возможностей. Один из самых очевидных вариантов применения — носимые трекеры, которые подходят как для планового мониторинга здоровья, так и для перманентной оценки состояний при специфических заболеваниях. Хороший пример — австралийский проект Parkinson’s KinetiGraph (PKG). Это браслет, который в постоянном режиме контролирует состояние людей с болезнью Паркинсона, в первую очередь отслеживает специфические движения руки. Используя получаемую информацию, доктор может оценивать эффективность применяемой терапии.

Но, увы, и тут не все так радужно. В первую очередь health-гаджеты следует делить на «фитнес-трекеры», «гаджеты для специфических болезней», «гаджеты-протоколы» и «гаджеты для вызова помощи» И разница между ними очень серьезная. Но среди всех топовых health-приложений в AppStore пока встречаются решения только для фитнес-трекеров.

Существуют и технические сложности при интеграции M2M и IT Health как для фитнес-трекеров, так и медицинских датчиков и M2M-гаджетов в целом. Так, основная задача каждого разработчика — создание с нуля или лицензирование M2M-платформы. Платформа — это надстройка над операторскими решениями. Ее функционал может разниться. 

Почему использование M2M-платформы так важно? Один из ключевых доводов — покрытие сети. Учитывая, что носимые гаджеты постоянно меняют свое местоположение и тип помещения (закрытое и открытое), им постоянно требуется анализ и выбор наиболее подходящего способа связи. Использование же M2M-платформы позволяет автоматически диагностировать качество покрытия и выбирать лучший способ связи для девайса. Кроме того, M2M-платформа ограничивает гаджеты от неверного использования SIM-карты. Если не хотите, чтобы ваш условный экскаватор по ошибке отправлял SMS на номера лотерейных рассылок (а такие случаи были), то такой функционал жизненно необходим. 
Наконец, еще одна проблема, которую решает M2M-платформа, заключается в том, что гаджеты иногда зависают или попросту «глючат». Из-за этого потребление трафика может вырасти в разы. Если у вас не 10 клиентов, а 100 или 1000, счет за этот лишний трафик может быть очень серьезным. Чтобы избежать подобных рисков, платформа сразу оповестит администратора сети о превышении лимитов потребления трафика у конкретной SIM-карты, и проблему можно будет решить в кратчайшие сроки.

Таким образом, следует признать: именно сейчас наступает новый этап, когда M2M начинают использовать в целом спектре отраслей: медицине, телекоммуникациях, логистике и др. И если на Западе направление M2M-гаджетов успешно развивается, то и в России массовая экспансия таких сервисов возможна уже очень скоро.

М2М в госсекторе

Если привести очередной пример, то в сфере приоритетных направлений для экспансии «Интернета вещей» — создание «умных» городов. Это понятие включает в себя реализацию целого спектра взаимосвязанных и автоматически контролируемых городских систем и процессов: освещение, вывоз мусора, регулирование парковочного пространства и пр. 

Но что мешает динамичному развитию IoT в сфере государственных сервисов или в крупном бизнесе? Безусловно, в том числе и вопрос стандартизации отрасли. Обсуждая варианты создания стандартов для IoT, можно сформулировать два сценария. Первый, более хаотичный, идет от самих поставщиков оборудования: в этом случае вендоры будут создавать множество стандартов, большинство  которых будут несовместимы с другими частично или полностью. Этот путь видится отрасли в целом тупиковым. Второй вариант — стандартизация на международном уровне, оформленная при поддержке крупнейших операторов связи. Именно оперативная стандартизация по второму пути позволит индустрии скорее встать на ноги и сформировать из Интернета вещей цивилизованный стандартизированный рынок. 

Опубликовано 24.12.2014