ИT-лекарство для фармацевтов

Логотип компании
Фраза: «Будешь всю жизнь работать на лекарства» — скорее радует, чем пугает специалистов компаний «Диджитал Дизайн» и «Новартис Фарма», ведь деятельность фармацевтических компаний напрямую связана с разработкой инновационных лекарственных средств.

Фраза: «Будешь всю жизнь работать на лекарства» — скорее радует, чем пугает специалистов компаний «Диджитал Дизайн» и «Новартис Фарма», ведь деятельность фармацевтических компаний напрямую связана с разработкой инновационных лекарственных средств, а их партнеры тоже чувствуют свою причастность к этой благородной миссии. Руководитель проектов «Диджитал Дизайн» Евгений Самбу и Константин Смирнягин, руководитель отдела информационных технологий «Новартис Фарма» — мирового лидера фарминдустрии — рассказали о совместных достижениях за пять лет сотрудничества компаний.

ИT-лекарство для фармацевтов. Рис. 1
Константин Смирнягин, руководитель отдела информационных технологий «Новартис Фарма»

Константин, какие особенности имеют проекты в фармацевтической отрасли?

Проекты в любом бизнесе имеют свою специфику. Наш бизнес связан с массой ограничений, в том числе — законодательных. У нас нет прямого доступа к конечному потребителю, поэтому для донесения до пациентов информации о наших препаратах мы обращаемся к помощи квалифицированных сотрудников здравоохранения в рамках совместной научно-образовательной деятельности, привлекая их к проведению различных мероприятий, написанию статей, публикаций, проведению семинаров, школ для пациентов и т.д. Поэтому, принимая решение об автоматизации, всегда ставится задача – выстроить процессы таким образом, чтобы обеспечить максимально простое взаимодействие между сотрудниками компании «Новартис» (медицинскими представителями), и сотрудниками здравоохранения. Так практически во всех проектах, которые мы инициировали, явно озвучивался целый ряд требований, включая максимальную защиту систем от возможных ошибок и минимизацию действий пользователей, получение печатных форм в конечном формате (secured pdf) и высокий уровень автоматизации.

Что является решающим фактором при выборе подрядчика для реализации проекта?

Вовлеченность в проект и нацеленность на результат. При этом как с нашей стороны, так и со стороны партнёра должно быть чёткое понимание того, что нужно нам – заказчику, и как эту задачу можно качественно решить в рамках существующих ограничений. Подрядчика, который отвечал бы необходимым требованиям, мы смогли найти на рынке не сразу. Тем не менее, нам это удалось, и мы рады, что наше сотрудничество с «Диджитал Дизайн» продолжается уже более 5 лет.

ИT-лекарство для фармацевтов. Рис. 2
Евгений Самбу, руководитель проектов «Диджитал Дизайн»

Евгений, какие особенности сотрудничества с «Новартис» как с представителями фармацевтического бизнеса Вы можете обозначить?

В «Новартис Фарма» довольно жёсткие требования к валидации всех используемых ИТ: они должны обязательно пройти несколько этапов проверки. Только после этой процедуры решение может быть встроено в общую ИТ-инфраструктуру. Это подразумевает длительный и трудоёмкий процесс тестирования. Кроме того, здесь существует масса требований, как к разработке, так и к поддержке системы, действуют технологические ограничения, связанные с инфраструктурой фармацевтических компаний.

Константин, «полевых» сотрудников принято оснащать мобильными устройствами. В фармацевтическом бизнесе та же практика?

Прежде медпредставители «Новартис Фарма» использовали ноутбуки, а с середины 2013 года им выдали планшеты iPad как основное устройство для работы. Мы понимали всю сложность перехода на новое устройство, необходимо было обеспечить полную совместимость существующих программ. Мы сделали всё возможное, чтобы качественно подготовиться к этому переходу, протестировали работоспособность в условиях регионов, где не всегда есть хорошая сотовая связь, не говоря уже о Wi-Fi. В настоящий момент все полевые сотрудники по всей России работают с iPad.

Евгений, как по Вашей оценке прошла миграция на iPad? Всё ли удалось перенести?

В итоге — всё, но был момент, когда казалось, что для одной из функций придётся всё-таки написать отдельное специализированное приложение для iPad. Во-первых, были определённые ограничения у Safari, связанные с невозможностью прикрепления файлов. Во-вторых, нужно было обеспечить прозрачную аутентификацию для учетных записей Active Directory, что из-за технологических ограничений мы никак не могли сделать на тот момент. Без этого при переходе по каждой ссылке пользователю нужно было вводить логин и пароль заново. Решить эти вопросы помогли две вещи. Во-первых, новая версия iOS, в которой часть этих проблем была решена самой компанией Apple. Во-вторых, при поддержке глобальной ИT-команды, с использованием Oracle Access Management и специальных профилей пользователей на iPad удалось избежать бесконечных вводов пароля. Работа над концепцией «единого входа» (Single Sign On) продолжается, необходимо обеспечить прозрачный доступ не только в отдельные приложения, но и ко всем внутренним ресурсам.

Константин, почему Вы приняли решение не разрабатывать специализированные приложения для iPad?

Принимая решение о внедрении локальных приложений, мы рассматривали как эту возможность, так и вариант адаптации решений под iPad. Требования к валидации используемых технологий предопределили наш выбор. Создание приложений для iOS автоматически потребовало бы сертификации применяемых в нём технологий. Более того, данная ситуация повторялась бы и при выпуске новых версий. Этот вариант занял бы много времени и, в конечном итоге, был бы не удобен в поддержке. Адаптация решений под iPad позволяла избежать подобного исхода, поскольку здесь задействованы уже разрешённые в корпорации технологии.

Евгений, можно ли сказать, что за годы сотрудничества с «Новартис» Вы создали одно или несколько отраслевых решений?

Мы внедрили в «Новартис Фарма» множество серьёзных систем, в том числе iContractManagement (согласование договорных документов); iInvoicing (интегрированная с SAP система регистрации финансовых документов и мониторинга их оплаты); iPreboarding (обработка заявок при приёме на работу новых сотрудников); iFTP (процессы взаимодействия с сотрудниками здравоохранения в рамках научно-образовательной деятельности); iTravel (обработка заявок на командировки). Некоторые из наших разработок хотели бы внедрить у себя другие компании группы «Новартис». То, что они готовы ради этого адаптировать свои бизнес-процессы, можно считать фактом признания качества внедренных решений.

Опубликовано 02.07.2014