Что у вас с лицом, или Каким должен быть сайт ИТ-компании

Логотип компании
Что у вас с лицом, или Каким должен быть сайт ИТ-компании
Всем известно, что для айтишников мир делится на «своих» и «прочих»… А сайт для ИТ-компании? Чем он должен отличаться от сайта обычной, «не ИТ»-фирмы? Что должно его выделять? Об этом и не только пойдет речь в данной статье.<br />
Всем известно, что для айтишников мир делится на «своих» и «прочих»… А сайт для ИТ-компании? Чем он должен отличаться от сайта обычной, «не ИТ»-фирмы? Что должно его выделять? Об этом и не только пойдет речь в данной статье

Для начала попробуем дать ответ на банальнейший вопрос: для чего вообще нужен сайт. Как? Вы не знаете? Какой же вы тогда айтишник?.. Нет, понятно, что есть глобальная (но при этом вполне конкретная) цель — посетитель сайта должен захотеть приобрести товары и услуги той компании, на чей веб-ресурс он зашел. Не больше и не меньше. Потому что все остальные причины экономически неэффективны, и, следовательно, не могут рассматриваться, по крайней мере, с позиции бизнес-эффективности. 

Немного о предпосылках: в области ИТ конкуренция на данный момент высока настолько, что практически не осталось решений, которые бы не предлагал кто-то еще. Даже эксклюзивные предложения на решения специфических, узких задач встречаются более чем в одном экземпляре, стоит только поискать. Таким образом, вторая, не менее важная цель сайта — объяснять потенциальному покупателю, почему лучше приобрести здесь, а не у конкурентов. При том, что у них (вроде бы) и цена ниже, и «пряник» прилагается в виде бонуса (бейсболка плюс возможность разового посещения городского парка). Тем не менее, уходят. И не обязательно к тому конкуренту, который раздает бейсболки: могут и к третьему, и к четвертому тоже... Значит, где-то в самой системе изначально заложена ошибка. Попробуем порассуждать, а заодно рассмотрим самые распространенные ошибки при создании сайта ИТ-компаний.

Граждане, случилась у вас промашка ужасная

Первая и самая распространенная ошибка (характерная для небольших ИТ-компаний) — хороший, качественно наполненный сайт... написанный техническими специалистами для технических специалистов. Топ-менеджер (даже из бывших технических специалистов) увидев такое, скорее всего. сбежит в приступе неконтролируемого ужаса: для кого ЭТО написано? Как объяснять ЭТО руководству? Лучше уж пойти на соседнюю веб-площадку — там сайт конкурирующей компании, вроде про то же самое, только более понятно.... руководству.
Вторая ошибка — прямая противоположность первой. Сайт, написанный маркетинговым языком, способен отвратить от компании не только технических специалистов (на дух не переносящих такой язык), но и тот же топ-менеджмент: если на сайте будет «слишком много маркетинга», то у менеджера может сложиться (возможно, обманчивое) впечатление о том, что его банально «разводят». 

Третья ошибка — дизайн. Тут может быть несколько крайностей. Первая — чрезмерное количество анимации, в которой теряется любой, кроме разве что создателей. Вторая крайность — гиперлаконичность и аскетичный дизайн. Как разновидность — сайт, сделанный в далеком прошлом (со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде отсутствия дизайна) и с тех пор обновляемый только на новостной страничке. Разновидность этой ошибки — попытка сделать «чересчур модно». Как результат — вычурно и гротескно. 

Четвертая ошибка (наиболее нелепая) — обилие явной и скрытой рекламы. Я говорю даже не про ссылки на внешние ресурсы, а про «заманчивые» предложения типа «купите у нас еще 500 лицензий и получите китайскую футболку в подарок, зато с нашим логотипом» в конце порой довольно содержательного материала, и обилие бесконечных баннеров. Как показывает опыт, такого рода перекосы говорят о том, что материалы для сайта готовятся силами как минимум двух подразделений: «технического» и «маркетингового». Причем, первое готовит содержательный материал, а второе обрабатывает. В идеале такого рода симбиоз дает очень интересный эффект, а вот в худшем случае... не буду повторяться, выглядят такие вставки просто ужасно.

Многолетняя привычка — ни одного документа постороннему глазу!

Еще одна существенная ошибка — «материалы для партнеров», то есть закрытая часть сайта, куда предоставляется доступ только тем, кто имеет статус «партнер» (или иной, аналогичный по смыслу). Встречается реже, чем четвертая, зато раздражает значительно сильнее. Тут надо сделать отступление: мода на такого рода решения пошла от крупных вендоров (HP, IBM, Microsoft и т.д.), где подобного рода решения выглядят логично: материалов много, часть из них действительно предназначена только для партнеров, так как может содержать элементы, по которым их можно отнести к коммерческой тайне: цены, скидки, специальные предложения или технические особенности, решения, которые будут поняты только человеком, который имеет соответствующие компетенции (а такие люди, как правило, работают у партнеров). Но вот когда небольшая ИТ-компания таким же образом прячет ничего не значащие материалы, в которых нет ничего нового, тут, извините, есть хороший повод задуматься, а стоит ли иметь с ними дело? Нет, если компания, например, продает ПО собственной разработки и документацию раздает не всем, то тут все понятно и никаких претензий. Но вот если, например, предложение по внедрению ПО от крупного вендора лежит в закрытой области сайта небольшой ИТ-компании, куда можно попасть, только зарегистрировавшись, то мыслей возникает ровно три: «будут слать спам», «будут назойливо названивать» и «пойду-ка я отсюда». К счастью, такого рода ловушки встречаются все реже и реже... Хотя не так давно видел нечто похожее.

А ты вот этот вот плакатик внимательно изучал?..

Классический интернет-маркетинг говорит: чтобы сделать хороший сайт, нужно (кроме поисковой оптимизации и т.д.) ориентироваться на целевую аудиторию. В этом смысле сайт ИТ-компании оказывается «между двух огней»: с одной стороны, он должен быть ориентирован на ИТ-специалистов, с другой — на топ-менежеров, которые могут быть далеки от ИТ. И каждой из этих категорий сайт должен дать «заточенную» под нее информацию. Собственно, поэтому на некоторых сайтах ИТ-компаний, особенно софтверных, и присутствуют пометки типа «для топ-менеджеров», «для ИТ-специалистов», «для бухгалтерии» и т.д. Соответственно, в этих разделах описывается одно и то же, но разными словами. Второй вариант — полностью «развести» контент для технических специалистов и менеджмента, как, например, сделал Microsoft (есть отдельный маркетинговый сайт, и есть сателлиты, которые по объему превышают основной сайт, где хранится прикладная информация — драйвера, ПО, база знаний и т.д.). В этом случае выделяется основной сайт, и сайты-спутники, каждый из которых нацелен на определенную аудиторию. Сложность такого подхода состоит в том, что неискушенной публике приходится довольно долго рассказывать правила игры, прежде чем она их примет. Например, представим себе, что топ-менеджер некой компании нашел сайт, на которой находятся инструкции по настройке некой системы управления бизнесом, в то время, как его интересуют цена и возможность решить при помощи этой системы конкретные задачи. Можно возразить, что перекрестные ссылки в данном случае помогут решить проблему, но тогда задача простого и понятного дизайна, не перегруженного массой ненужных ссылок, встает особенно остро. 

Еще один вариант «разведения» контента — сделать ссылки, «скрестив ужа с ежом». Например, это могут быть подразделы «для малого бизнеса», «для большого бизнеса», «для транспортных компаний», «для технических специалистов» и т.д. Подобного рода идеи в том или ином виде встречаются на сайтах большинства ИТ-компаний. Причем, в основном пользователи такого смешения понятий не замечают, принимая его как естественное. Правда, такое разделение обычно не спускается ниже второго, реже — третьего уровня сайта. И проблема «пришедшего не туда» остается как класс. Кстати, эта проблема вообще кажется принципиально нерешаемой. 

====================================
Хотите эксперимент? Попробуйте поиграть в «марсианина» — пройдитесь по сайтам крупных ИТ-компаний и хотя бы за 10 кликов попытайтесь угадать, чем они занимаются. Более чем уверен: просто так, с первого взгляда, определить не получится.
=====================================

Хорошо мыслишь, разведка!

Знаете, в чем проблема веб-дизайнеров, по крайней мере, большинства тех, кто разрабатывает сайты ИТ-компаний? Они явно рассчитают на то, что сайт всегда будут смотреть с главной страницы. А это, разумеется, не так. Сайт ИТ-компании (как и любой другой сайт) могут смотреть с любой страницы. Соответственно, перед дизайнерами встает интересная задача: как не потерять посетителя, который попал на нецелевую страничку? Тут опять-таки вступает в силу фантазия: кто-то использует всплывающие окна («Если Вас интересуют услуги для технических специалистов, нажмите сюда», «Для нетехнических специалистов — сюда»), кто-то размещает навигацию верхнего уровня на самом видном месте, кто-то не делает вообще ничего — «окно поиска вон там»... В зависимости от прилагаемых усилий и результат получается соответствующий. 

Кстати, еще одна интересная задача, стоящая перед дизайнерами крупных сайтов — как уместить большой объем информации на малом поле экрана? Ведь крупный системный интегратор занимается всем, и, «до кучи», еще чем-то. Как описать весь спектр деятельности так, чтобы посетителю было удобно, самое главное — понятно, а сайт был бы интересен не только создателю? Как разместить информацию так, чтобы ее хотя бы прочитали? 

В связи с этим в данной плоскости возникает еще одна интересная задача — контент сайта. Чуть выше эта тема была уже затронута, но, например, если сайт написан «для всех», то перед авторами текстов встает практически неразрешимая проблема: каждая страница сайта должна быть интересна всем, от топ-менеджеров до ИТ-специалистов.

Как писать — Облигация или Аблигация?

Так что же делать? На этот вопрос каждая ИТ-компания отвечает по-своему. При этом вариантов ответа не так уж и много.  

Первый — не делать ничего. Ну есть сайт, и есть. Заходят на него — здорово; клиентов с него нет — тоже не беда. Не для того он и задуман. То, что последний раз он обновлялся в середине 90-х годов прошлого века — не страшно. Главное, он есть. 

Второй — сделать модно. И не важно, что там написано. Главное, чтобы, зайдя на сайт, посетитель оценил крутизну компании. А такие мелочи, как контент... Они малосущественны. 

Третий — сделать по-минимуму. Нет, не приложить минимум усилий («дань моде, и ничего личного»), а именно сделать минималистически. Самое жуткое из того, что я видел, — минималистический сайт ИТ-компании. Все понятно, все на месте... Но минимализм здорово смахивал на нежелание заниматься сайтом, несмотря на «модные фишки» типа облака меток, ajax-поиска и т.д. 

Четвертый — полностью игнорировать одну из целевых аудиторий. Например, сделать сайт только для топ-менеджеров: все равно именно они принимают решение о приобретении тех или иных услуг.  

Пятый — делить аудитории. Тщательно прорабатывать контент для каждой из них, стремясь угодить всем. 

Шестой — просто отдать разработку сайта на сторону: каждый должен заниматься своим делом, они профессионалы — им виднее.

Сейчас бы супчика горяченького, да с потрошками

Я достаточно долго (для своего профессионального «возраста») отработал в различных ИТ-компаниях и в ИТ-отделах телеком-сектора, соответственно, обладаю некоторым опытом в части того, как выглядит тот или иной сайт ИТ-компании «снаружи» глазами потенциального партнера, покупателя или соискателя. Скажу сразу, что если речь идет о крупных компаниях, там в большинстве своем все хорошо: информация ищется в два-три клика, если нет — то нормальный поиск в помощь. А вот у средних и небольших компаний (с соответствующим бюджетом «на сайт») может встретится все, что угодно. Позволю себе привести несколько примеров. 

Пример первый. Сайт аутсорсинговой компании, которая специализируется на разработке софта. Дизайн а-ля «середина 90-х» и явно с тех пор не обновлялся ни разу. Как объясняли сами представители компании (кстати, хорошие профессионалы): «это никому не надо, просто дань моде. Кому надо, нас и так знают». Кстати, недавно заходил к ним на сайт — почти ничего не поменялось: тот же дизайн, на котором вызывающе нелепо смотрится раздел «новости» (причем, последняя датирована началом следующего года). 

Пример второй. Сайт системного интегратора, который не обновлялся … лет шесть точно. После обновления возникает легкая ностальгия по тому, что было. Попытка увязать пресловутый минимализм и современные тенденции дала воистину кошмарный результат: чтобы хотя бы понять, чем занимается компания, нужно подключить фантазию и интеллект. Просто так найти эту информацию нереально. Только случайно кликнув мышкой на далеко не самую очевидную ссылку. Ну и вообще, когда сайт серьезной компании начинает смахивать на поделку студента… Несолидно как-то. 

Пример третий. Сайт крупного системного интегратора. Минимальное количество модных «фишек», нацеленность на менеджеров Заказчика. Если поискать, то можно найти и техническую информацию, но верхний уровень сайта «умеренно маркетинговый», то есть ненавязчиво рассказывающий о том «что мы делаем» и «почему мы. На мой взгляд, близко к идеалу. 

Пример четвертый. Сайт небольшой ИТ-компании. Судя по представленной информации, занимается всем. Дизайн — оригинальный, хотя (на мой вкус) несколько экстравагантен. Больше раздражает то, что определить по сайту, чем на самом деле занимается компания, невозможно: в списке перечислены чуть ли ни все существующие на рынке ИТ-услуги, за исключением, может быть, самых экзотических, то есть тех, которые требуют специальных лицензий.

* * *
В заключение хочется сказать, что в современном мире сайт просто по умолчанию стал виртуальным лицом компании и игнорирование этого факта, а также попытки «обыграть» его какой-нибудь экзотикой или поведать, «о чем говорили отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на литовской границе», обычно негативно сказываются как на имидже компании в целом, так и могут негативно влиять на ее положение на рынке.

Опубликовано 28.08.2011

Похожие статьи