Не все продукты одинаково полезны. Выбор ПО для производственного предприятия

Логотип компании
Что мешает покупать лицензионный софт? Как оптимально «обелить» существующее ПО, минуя подводные камни и капканы? Возможно ли перевести большое предприятие на open source? Своим мнением и опытом поделился с нашим журналистом генеральный директор ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» Кирилл Соловейчик.
Что мешает покупать лицензионный софт? Как оптимально «обелить» существующее ПО, минуя подводные камни и капканы? Возможно ли перевести большое предприятие на open source? Своим мнением и опытом поделился с нашим журналистом генеральный директор ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» Кирилл Соловейчик

Насколько высок сегодня риск для компаний, использующих нелицензионный софт, понести за это ответственность? Чем рискуют такие компании?
Риск – если это можно назвать риском - конечно же, большой. Наш президент строит единое правовое поле, за последние годы страна сильно продвинулась как в совершенствовании законов, так и в части их исполнения. Законы об использовании лицензионного ПО и об авторском праве для России достаточно новые, и, наверно, основная сложность их успешного применения состоит в том, что культура соблюдения авторских прав так, как это принято во всем мире, у нас до сих пор не была достаточно развита. Я думаю, любой директор предприятия прекрасно понимает ответственность, которая лежит прежде всего на нем. Использовать продукт, созданный другими людьми, без соответствующих на то прав – противозаконно, это даже риском назвать нельзя, это уже повод для применения Статьи 146 со всеми вытекающими из нее последствиями.

В прошлом номере журнала мы задавали вопрос, волнующий многих руководителей IТ-департаментов. Нередка ситуация, когда новый IТ-директор пришел на предприятие и обнаружил в большом количестве нелегальный софт. Однако вопрос массовой закупки лицензионного ПО со стороны хозяев предприятия не рассматривается. Что вы можете посоветовать?
Вопрос сложный, в этой ситуации есть масса подводных камней и «капканов». Проблему необходимо решать в два этапа.
Я бы предложил для начала изучить вопрос о нужности\ненужности использования конкретных программ. Т.е. прежде всего необходимо провести инвентаризацию используемого на предприятии ПО. Руководители компаний с помощью IТ-директоров должны разобраться, что именно дает бизнесу тот или иной программный продукт, адекватна ли его стоимость отдаче от него. Понятно, что у всех бывают какие-то любимые маленькие программы, просто любезные сердцу того или иного сотрудника. Возможно, они выполняют важную функцию, но ту же работу не менее успешно можно делать при помощи иных средств, необязательно закупать и то, и другое. Конечно, при этом мы неизбежно столкнемся с инертностью персонала. И здесь уже руководству предстоит убедить человека в том, что мера по переходу на другое ПО необходима и оправдана, обязательно нужно превратить сотрудника в своего соратника.

Таким образом, по результатам подобной инвентаризации мы не только будем знать, что именно мы используем, но и сможем понять, какие программные продукты действительно приносят пользу, а какие являются балластом. Когда будет очерчен круг полезного ПО, предстоит решить, каков должен быть объем закупки. Конечно, скорее всего, приобрести все сразу будет тяжело. Рентабельность и оборот российского бизнеса во многом не сопоставимы с доходами иностранных компаний. Даже критерии отнесения к крупному, среднему и малому бизнесу у нас разные. Соответственно и стоимость программного продукта, который разрабатывают иностранные фирмы, принципиально другая. Не многие наши компании смогут себе позволить закупить сразу на все рабочие места и ОС, и какие-то офисные продукты.

Но существуют определенные программы – в прошлом году, например, была программа для журналистов, в рамках которой компания Майкрософт предлагала пакеты своих решений с 40% скидкой. Возможно – это выход, чтобы «легализоваться»?
Насколько я знаю, компания Microsoft подобные акции распространяет на узкие сферы – образование и т.д. Думаю, что это больше связано с социальными акциями. А компании, о которых мы сейчас говорим, это прежде всего коммерческие предприятия.
Специальные программы действительно нужны – государственные программы поддержки перехода на лицензионный софт. Это может быть, например, субсидирование ставок по кредитам для закупки ПО. От этого выигрывают все – страна становится действительно законопослушной. Ведь очень много компаний используют нелицензионное ПО не потому, что они такие плохие, а потому что у них  просто нет возможности купить лицензии.

А с другой стороны, зачем государству поддерживать иностранных вендоров?
Звучит действительно жестко. Но на самом деле, если смотреть глубже, мы здесь делаем ставку на поддержку правового поля своей страны. Наша страна собирается войти в ВТО, а это не просто экономическое, но и в определенной степени единое правовое сообщество. Для того чтобы работали экономические механизмы, должны работать и правовые, единые для всех.  Если одни будут работать на лицензионном ПО, а другие – нет, они окажутся не в равных условиях. Поэтому вывод всех на одну планку – это задача в значительной мере государственная. Почему у нас билет в Эрмитаж для иностранцев и жителей России стоит по-разному? Мы что, хуже? Необходимо создать для нас условия, при которых мы будем зарабатывать столько же, и платить тогда будем одинаково. То же и в разделении вендоров на российских и иностранных.

И все же, какие, на ваш взгляд, факторы препятствуют развитию российского рынка легального ПО?
Я бы перефразировал – что нам мешает покупать лицензионный софт?
Формально – ничего. Я думаю, что уже не осталось таких компаний, которые не уделяли бы этому вопросу хотя бы минимальное внимание. Я уже говорил, что мешает прежде всего стоимость – очень трудно сразу взять эту планку. Нам необходимо поэтапное «восхождение». Также мешает недостаточное понимание того, что ПО – это инструмент, и за него тоже надо платить. Традиционно сложилось такое мнение, что вот железо – это да, это понятно, его можно потрогать, а программа – она вроде как ничего не стоит. А ведь за каждой программой стоит ежедневный труд десятков и тысяч программистов, но люди об этом почти не задумываются. Тем более, когда ты этим уже обладаешь, а тебя вдруг за это заставляют платить… То есть, это еще и психологическая проблема.

Какие вы видите альтернативы коммерческим решениям?
Прежде всего, это открытое ПО, различные Unix-подобные системы (варианты дистрибутивов Linux, разные сборки) плюс OpenOffice.
Процесс инвентаризации ПО и переход на открытый софт требует определенного мужества и упорства именно от отделов IТ. Но нельзя забывать и о том, что IТ-директора тоже бывают разные. Не все хотят идти по этому пути, ведь гораздо проще прийти к директору и потребовать «энную» сумму на закупку лицензионного ПО, а если денег не дадут, обиженно сидеть. Работа IТ-директора в том и заключается, чтобы найти оптимальное решение для бизнеса.

В ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» используется открытое ПО. Расскажите, как вы его внедряли? С какими трудностями столкнулись?
Процесс перехода на открытое ПО у нас проходил в несколько этапов. Сначала мы провели инвентаризацию, расписали функции всех рабочих мест (кто, что и на каком программном продукте делает), выделили программы, которыми вообще никто не пользовался. Далее мы выработали некую стратегию: был проведен анализ существующих в отрасли разработок, было принято решение перейти на конкретные программные пакеты, что-то оставить, что-то закупить в определенном объеме. Дальше началось самое сложное. Я собрал всех руководителей на совещание, сказал, что мы обязательно должны пройти этот сложный путь, и попросил поддержки на всех рабочих местах.
Поначалу было действительно очень тяжело – и принтеры не печатали, и люди путались… Для полного перехода нам понадобилось около полугода, из которых половину времени занял подготовительный этап.

Непосредственно переустановкой ПО занимались 3-4 человека. Обычно нами обсуждался план на неделю. Прежде чем забрать на переустановку у сотрудника компьютер, отдел IТ обучал его - как и что запускать, какие кнопки нажимать, как работать в OpenOffice и т.д. И к моменту, когда через день-полтора рабочая среда на компьютере у человека полностью изменялась, он уже начальными знаниями обладал, к тому же ему выдавалась памятка с перечнем необходимых действий. Всех затрат – 2-3 занятия плюс «методичка».
Основная сложность у нас возникла из-за того, что на нашем предприятии исторически парк компьютеров создавался довольно долго, были и старые машины, которые из-за системных требований не позволяли быстро развернуть на них ОС Linux. Всем известно, что Unix-системы могут вести себя достаточно капризно в процессе установки – приходится, в частности, подбирать конфигурацию. Где-то, например, не хватало оперативной памяти, и мы ее докупали, а потом, уже основываясь на этом опыте, сначала делали минимальный «апгрейд» и только потом устанавливали ОС. В ходе такого процесса мы сами многому учились. Но зато сейчас все очень стабильно работает.  

Вы создавали штат специально обученных людей, которые должны были заниматься внедрением открытого ПО?
Это несколько преувеличено. Практически все молодые специалисты, выходящие из институтов, в той или иной степени обладают достаточными знаниями. «Айтишники» - это все же люди креативные, они традиционно уделяют много внимания открытому ПО.
Для начала у нас было три практиканта, с которыми мы начали и закончили эту работу.

На каком количестве компьютеров у вас сейчас установлено открытое ПО?
Да практически на всех. Windows осталась только на частных ноутбуках. Да и то только потому, что там уже были предустановлены лицензионные копии. Я не могу утверждать, что мы – прямой пример для подражания. У нас большинство бизнес-функций реализовано в рамках ERP-системы, нам почти не нужны внешние продукты: даже составлять служебные записки и обмениваться ими мы можем внутри нашей системы. У нас есть свой аналог программы Outlook и свой документооборот. Поэтому нам много и не надо было устанавливать.

А как вы решили вопрос с необходимыми для работы приложениями?
Основное приложение – это как раз наша информационная система. Мы сами ее разрабатывали, и просто провели некую доработку под ОС Linux. И это получилось очень удачно. В результате перехода на Linux наши компьютеры смогли успешно противостоять последним вирусным атакам. Антивирусные продукты у нас стоят на единичных компьютерах, сохранивших предустановленную ОС Windows.

Бухгалтерия у вас тоже работает на открытом ПО?
На нашем предприятии бухгалтерия автоматизирована с помощью продуктов компании «1С». В настоящее время существует ряд технических решений, позволяющих использовать продукты «1С» на компьютерах, работающих под управлением ОС семейства Linux. Одно из таких решений мы успешно внедрили. Хочу подчеркнуть, что компьютеры – это всего лишь технический момент. Главное  - убедить людей в том, что переход на легальное ПО - это правильный путь. Здесь может сработать только авторитет генерального и IТ-директоров, их спайка и взаимоподдержка. Другого пути нет. IТ-руководитель должен решать технические вопросы, а гендиректор должен решить психологические.

Посоветуйте, как оптимально компания может «легализоваться»? Что для этого нужно прежде всего?
Компании бывают разные, оптимальными для них могут быть разные пути. Зарождающиеся компании покупают компьютеры - в большинстве случаев - с уже предустановленным ПО. Пока не создана полностью вся инфраструктура, они могут выбирать решения, адекватные своим возможностям (в первую очередь финансовым ресурсам) и потребностям. А компании, которые существуют уже длительное время, зачастую даже не знают, какие именно IТ-инструменты ими используются. На таких предприятиях уже  создан парк разнородных компьютеров, стоящих в различных местах, а на них - обилие программных средств, просто исторически кем-то привнесенных. Как я уже говорил – здесь прежде всего необходима инвентаризация. Конечно, она потребует значительных затрат времени и сил. Я считаю, что необходимо помогать таким компаниям осуществить переход к использованию полностью легального ПО. Но, наверно, это все же задача не только бизнеса, но и органов государственной власти, и вендоров, ведущих свою политику.

Государство теряет отчисления в виде налогов, вендоры – доходы. Как вы считаете,  для нашей страны по-прежнему наиболее эффективными остаются «полицейские» механизмы?
Искушение решить любую проблему «полицейскими» методами всегда было и всегда будет. Но такими действиями можно лишь создать панику или решить вопрос точечно. Наиболее правильный путь – создание благоприятных условий на уровне государства.  Например, нельзя же заставить людей покупать дорогие автомашины, если у них нет на это денег. А специальные условия потребительского и автокредитования приводят к повышению спроса на более дорогие продукты. Создание более лояльной системы налогообложения привело к тому, что практически не осталось предприятий, которые платят сотрудникам «черную» зарплату. Чем постоянно находиться под дамокловым мечом, удобнее и спокойнее быть законопослушным.

Мне всегда импонировали слова Жванецкого о лозунге «Перестройка неизбежна». Перестройка - это что, наказание? Вот тоже и в IТ. Переход к лицензионному софту не наказание, а цивилизованный ход развития, и чем быстрее этот путь пройдешь, тем легче будет потом.

Ольга Попова, главный редактор журнала "IT MANAGER"

Опубликовано 09.09.2009