УправлениеИТ в бизнесе

Бизнес-сети: Интернет против «знатоков»?

| 21.12.2009
Социальные сети, прочно завоевавшие доверие и симпатии интернет-пользователей по всему миру, уверенно набирают популярность и в России.
Социальные сети, прочно завоевавшие доверие и симпатии интернет-пользователей по всему миру, уверенно набирают популярность и в России. Изначально возникшие как инструмент общения между частными лицами, эти ресурсы становятся эффективными информационными каналами в бизнесе. В чем их реальная польза? Можно ли сэкономить с помощью социальных бизнес-сетей? Насколько достоверна размещаемая на них информация?

Нужны ли бизнесу социальные сети?

Основа любого социального сервиса — коммуникационная платформа, в рамках которой пользователи могут не просто выражать свои мысли, но и общаться между собой, устанавливая новые связи и определяя круг своих увлечений. Подобные ресурсы представляют собой структурированную по некоему набору признаков аудиторию: в большинстве своем это пользователи «неслучайные», объединенные общим профессиональным или личным интересом. Особенно это характерно для сервисов, проходящих этап активного развития.
Польза от социальных сервисов в секторе B2C очевидна: компании могут заявить о себе и своем продукте, «держать руку на пульсе» и всегда понимать, чем «дышат» их клиенты. Кроме того, информационная открытость бизнеса позволяет повысить лояльность и доверие к бренду. Что касается B2B-отношений, то и здесь есть свои преимущества. Компания, ведущая работу в нескольких регионах и странах, может использовать социальные сети как инструмент для налаживания более тесных связей между своими партнерами.
Коммуникации в рамках социальных сетей особенно актуальны, к примеру, в среде реселлеров. Благодаря  доступным средствам общения Web 2.0 они могут делиться друг с другом опытом, осуществлять консультации. Также подобные сервисы позволяют отслеживать реальный уровень профессионализма партнеров компании: путем анализа отзывов клиентов, качества контента, создаваемого их представителями, различных систем рейтингования. Кроме того, некоторые социальные сети дают возможность организовывать учебный процесс — например, проводить вебинары или предоставлять интерфейс для регистрации/рассылки приглашений на них.
Интерактивное обучение — это качественный и удобный инструмент, позволяющий привлечь внимание аудитории, потенциально заинтересованной в продукте компании, для решения своих задач. На онлайновых семинарах демонстрируется работа ИТ-решения, при этом слушателям не нужно устанавливать что-либо на свой собственный компьютер — все происходит на виртуальной площадке в Сети.

Западная действительность: микросайты вендоров

По данным проведенного недавно консалтинговой компании Altimetee Group и социальным сервисом Wetpaint (бесплатный хостинг вики-страниц) исследования, фирмы, активность которых в медиасреде находится на очень высоком уровне, за последние 12 месяцев смогли увеличить свой доход на 18%. Продажи наименее «активных» за тот же период упали на 6% . В списке наиболее удачливых — Dell, eBay, Google и Microsoft. Они использовали такие медиаканалы как блоги, Facebook, Twitter и вики-технологии, где их сотрудники не просто размещали информацию, но также участвовали в обсуждении новостей и инициатив компании.
Роль значимого медиаканала в ИТ-бизнесе на сегодняшний день играют сообщества, посвященные обсуждению, например, вопросов внедрения и поддержки программного обеспечения, оборудования, выбора поставщика, оценки затрат и т. п. Площадками для таких обсуждений являются уже не тематические форумы, напоминающие об эпохе Web 1.0, а «группы» в соцсетях, комьюнити в блогах, специализированные микросайты под патронажем вендоров.
Подобный ресурс в этом году открыла для своей партнерской сети компания IBM, а Oracle создала специальное комьюнити для SMB-потребителей. Общим для таких ресурсов является следующее: на них публикуются не только адреса и контактная информация ближайших поставщиков/реселлеров/дистрибьюторов продукции того или иного вендора, но также ведется блог, куда могут вносить записи не только сотрудники, но и клиенты компаний, где выкладываются результаты тестирования программного обеспечения, советы при выборе того или иного решения. Обычно компании определяют круг сотрудников, которые имеют право публиковать свои сообщения в форумах и корпоративных блогах. Для примера, у одного из крупнейших вендоров компьютерной техники Dell специально на Web 2.0-коммьюнити работает 40 человек персонала.
Несмотря на то, что социальные сети, блоги и медиахостинги (в частности, видеохостинги Youtube и Vimeo) активно осваиваются западными компаниями, единых площадок для организации коммуникаций B2B/B2C-формата немного. Именно на этом строится продвижение сервиса Partnerpedia.com, представляющего собой социальную сеть с возможностью организации брендированных коммьюнити и общения с партнерской сетью. После прохождения бесплатной регистрации пользователь может отыскать компанию, партнером которой он является или будет являться, или же создает веб-представительство компании в Partnerpedia.com. В этом случае он обязательно должен выбрать свой профиль — консультант, дистрибьютор, ISV (независимый разработчик ПО), MSP (провайдер удаленных услуг, аутсорсер), OEM (сборщик компьютеров), ритейлер, интегратор, VAR (Value-added reseller, компания, перепродающая то или иное решение вместе с предоставлением дополнительных сервисов, например, обучением или консалтингом) и так далее. После этого он может приступать к поиску — например, указать отрасль, положение на рынке и географическое расположение будущего партнера. Создать список контактов можно через импорт с LinkedIn или из CSV-файла адресной книги почтового клиента.
Partnerpedia.com позволяет организовывать совместную работу в коммерческих проектах заказчика с возможностью интерактивной связи, проводить опросы и проверки компетенции партнеров, организовывать программы тестирования продуктов и сервисов. Кроме того, данная социальная сеть может использоваться для контролирования деятельности партнеров вендора, а также оптимизации продаж за счет более таргетированного продвижения решений. Например, пресс-релизы или технические релизы спецификаций могут быть автоматически разосланы только тем участникам сети, в профиле которых есть то или иное ключевое слово. Но основной функцией Partnerpedia.com является B2B-взаимодействие. Для этого есть возможность создания специальных обсуждений в группах партнеров, как закрытого, так и открытого типа с возможностью обмена файлами. Сервис также может интегрироваться с корпоративными системами (например, CRM), а также предоставляет кросс-постинг записей в Twitter и связывание профилей с LinkedIn и Facebook. Partnerpedia.com имеет еще и облегченную версию для мобильных устройств с возможностью поиска и поддержки переписки.

Российская действительность: IT4ALL.ru

Долгое время проектов по обмену знаниями из области ИТ в B2B/B2C-секторе в России не было. Информацию получали из тематических форумов, специализированных семинаров, вендорских обучающих курсов.
С развитием Интернета часть этих мероприятий перешла в дистанционный режим, однако у нас все же сохраняется отставание от Запада. Яркий пример — непереведенные на русский язык веб-разделы многих интернациональных компаний, имеющих свои представительства в России и СНГ. Неподготовленный специалист или сотрудник ИТ-службы с невысоким знанием технического английского вряд ли сможет легко сориентироваться на сайте вендора, эффективно воспользоваться формой обратной связи, задать вопросы о решениях производителя. Именно по этой причине в России не пользуются особой популярностью тематические обсуждения в деловой соцсети LinkedIn, рассчитанной на англоговорящих пользователей, проживающих в странах дальнего зарубежья. В описываемом ранее проекте Partnerpedia.com пользователь из России также столкнется с языковыми барьерами и специфическими для западного менталитета особенностями (например, более продуманным отношением к распространению контента между участниками — коммерческими предложениями, не превращенными в спам-рассылку и не нарушающими деловую этику сторон). Это приводит к тому, что в сетях, подобных Partnerpedia.com, зарегистрировано крайне мало отечественных вендоров (в данном проекте мы насчитали их всего 5). Они преимущественно ориентированы на западный рынок и весьма маловероятно, что будут реагировать на запросы обычных отечественных пользователей, желающих стать их партнерами в рамках таких сетей. Поэтому в данном отношении более привлекательными выглядят проекты, рассчитанные на местный рынок.
Тем не менее, в Рунете есть несколько условных претендентов на роль «социального» ресурса для обсуждения вопросов по ИТ-обеспечению на уровне лиц, принимающих решения о приобретении ПО, его легализации и поддержке (то есть, не для обычных пользователей в рамках многочисленных форумов и блогов). Среди них выделяется похожий по выполняемым целям и задачам на Partnerpedia.com проект — социальная бизнес-сеть IT4All.ru. Она был запущена летом 2009 г. интернет-супермаркетом программного обеспечения Softkey.

Особенности национального проекта

Как и в случае с Partnerpedia.com, целевой аудиторией проекта являются, с одной стороны, потенциальные покупатели и заказчики, а с другой — вендоры и их партнеры. В отличие от западного ресурса, ориентированного на англоговорящие рынки, в IT4All.ru общение ведется на русском языке, а в сети участвует более 60 крупных вендоров, представители которых консультируют клиентов, осуществляют подготовку и обучение партнерской сети. Их задача — предоставить наиболее квалифицированную и компетентную помощь в подборе правильного решения для индивидуальных задач. Кроме того, по примеру Partnerpedia.com, на ресурсе есть расширенный поиск партнеров  (по специализации и рейтингу). Правила для получения статуса дилера указываются в профиле вендора.
Как и в западной бизнес-сети, в российском проекте можно увидеть раздел «"База знаний», который делится, в свою очередь, на несколько рубрик: «Обсуждения», «Примеры внедрений», «Новости вендоров», «Новости дилеров». «Обсуждения» представляют собой классический вариант внутренних форумов (по аналогии с популярными соцсетями), в которых происходит общение заказчиков как друг с другом, так и с независимыми экспертами и консультантами. Последние получают соответствующий статус после подтверждения администрацией IT4All.ru их профессиональной подготовки (на базе опыта работы и сертификатов). Эксперты выбираются в соответствии с географическим положением и профилем компетенции, а также на основе рейтинга. Все обсуждения упорядочены и сгруппированы по нескольким секциям. Другой инструмент — «Примеры внедрений» — это коллекция кейсов по использованию того или иного продукта. Кроме того, при помощи поиска заказчик может обратиться к каталогу продуктов. На каждое ИТ-решение составляется расширенная карточка, содержащая полную информацию о продукте, а также список близких по функциональности аналогов. На странице есть и форма обратной связи с экспертом-консультантом. Особое место в IT4All.ru занимают независимые эксперты, которые могут порекомендовать пользователю не только программное обеспечение, но и любого из продавцов ПО. Работая в центре событий отрасли, участвуя в дискуссиях, предлагая свои варианты решений, эксперты повышают собственную ИТ-компетенцию. Лучшие из них могут стать обладателями сертификатов ведущих вендоров. Есть на ресурсе и вебинары.
Заметим, что есть два ключевых различия между Partnerpedia.com и IT4All.ru. Во-первых, это более широкий список отраслей экономики на западном ресурсе (IT4All.ru связан с внедрением ИТ и телекоммуникаций, а Partnerpedia.com консультирует и в вопросах, не касающихся напрямую компетенции ИТ-департаментов). Во-вторых, IT4All.ru ориентирован на развитие рынка услуг, связанных с продажей программного обеспечения среди компаний, а не для дальнейшего развития ритейла.
Однако, как и у любого начинающего проекта в ранее не особо развитой области, у IT4All.ru есть определенное количество недостатков и недоработок в области реализации самой бизнес-сети. Среди них можно указать непритязательный дизайн самого портала, который напоминает сайты «на заре» Веб 2.0 — по сути, обычные движки управления контентом, к которым «прикручивались» некоторые новомодные функции (меню навигации без перезагрузки всей страницы, автоподстановка слов в поисковом запросе и т. д.). IT4All.ru проигрывает западным ресурсам, интегрированным с общими авторизациями в других соцсетях — Facebook, Twitter, LinkedIn, благодаря чему, например, представитель вендора может вводить свои учетные данные только один раз, не проходя повторную регистрацию. По сути дела, российский проект имеет сквозную авторизацию только с softkey.ru (по логину и паролю, введенному там при регистрации) и, кстати, в ряде случаев она не всегда стабильно работает и, на самом деле, ее недостаточно (по крайней мере, мы бы выбрали OpenID — популярный в Рунете способ входа на сайты). Еще один серьезный недостаток IT4All.ru — отсутствие стандартных в бизнес-среде интерактивных приветствий новым участникам. Речь идет о том, что обычно при регистрации в подобного рода проектах на почту поступают периодические автоматические письма от менеджеров ресурса, в которых они объясняют новичку принципы работы на нем, дают советы по использованию и т. д. На наш взгляд, для IT4All.ru подобная схема работы была бы полезной. Например, чтобы найти руководство вендора или его представителя, необходимо потратить не менее двух минут на поиск нужного раздела и загрузку упакованного в архив текстового документа в формате .doc (в мире используется PDF) с не самыми крупными и информативными скриншотами. Веб-версии полноценной справки нет. Остальные недостатки проекта, связанные с его юзабитили, исправляются разработчиками.



Врезка:
Если по каким-либо причинам IT4All.ru вас не устраивает, то для поиска нужной информации по ИТ-обеспечению на русском языке можно обратиться к ряду ИТ-сообществ Рунета. Безусловно, они не предоставляют ее в сколько-нибудь связном виде, покрывающем полностью все те решения, которые существуют на рынке, и степень компетенции участников в них проверить довольно сложно. Но поскольку это все равно «веб 2.0», всевозможные способы «приукрасить» или выдать рекламу под видом помощи сразу же будут вычислены другими пользователями и занижены в оценке (если не удалены). Поэтому надеяться на успех все же можно.



Заключение

Профессиональные сообщества дают возможность корпоративным клиентам получить достоверную информацию о товарах и услугах, поскольку этот формат коммуникаций предполагает предоставление потребителю максимума сведений. Кроме того, участники рынка стремятся как можно более оперативно информировать потенциального покупателя. Ведь все конкуренты в равной степени заинтересованы привлечь внимание клиента подобным путем. Демократизация отношений между партнерской сетью и вендором является некоторым противовесом работе «для галочки» и монотонному прохождению сертификационных программ. Непосредственное живое общение стимулирует вендора к выбору добросовестных и профессиональных VAR, а самих реселлеров и дилеров — к честному и открытому поведению на рынке.



Врезка
Отечественные ИТ-блоги:
Онлайн-коммьюнити, ядром которого являются программисты, однако здесь обсуждаются и более широкие вопросы в области высоких технологий;
Cообщество ИТ-профессионалов, где основной формат общения — запись в личном блоге;
Блоги в рамках издания IT4Business.ru;
Украинское ИТ-коммьюнити;
Русскоязычное сообщество пользователей продуктов компании Microsoft.

Михаил Демидов

Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00