Как сэкономить «втемную»

Логотип компании
Различными опросами и исследованиями неоднократно подтверждалось, что доля расходов на связь в НЕпровайдерских компаниях составляет от 20 до 40%.
Различными опросами и исследованиями неоднократно подтверждалось, что доля расходов на связь в НЕпровайдерских компаниях составляет от 20 до 40%. В крупных организациях, имеющих разветвленную сеть офисов, даже в пределах одного города такие расходы могут составлять до нескольких десятков тысяч долларов в месяц.

Значительную долю в этих затратах занимают расходы на каналы передачи данных (ПД), объединяющие площадки организации в единое корпоративное целое.
С одной стороны, понятно желание руководителей (не ИТ, разумеется) сэкономить на связи и каналах ПД в том числе, а с другой — сложно (да и чревато) экономить на той части инфраструктуры, которая является одной из важнейших составляющих бизнеса. Трудно представить себе состояние руководителя (особенно солидного возраста), который в один «прекрасный» момент обнаружит отсутствие гудка в телефоне.

На чем бы сэкономить...

Известны разнообразные варианты сокращения издержек на связь в общем и на каналы ПД в частности: это и снижение количества междугородних переговоров, и уменьшение числа прямых городских номеров у сотрудников, и переговоры с провайдерами услуг о предоставлении скидок, ревизия систем ПД, отказ от возможной избыточности ресурсов и т.д.
Еще одна возможность управления расходами на каналы ПД — переход от покупки/аренды услуг по ПД к покупке или аренде среды передачи данных.
Не так давно, каких-нибудь пять лет назад, 2-Мбит поток был достаточен (совсем дешево, каких-то 1200$), 10-Мбит был хорош (недорого, всего 2000$), а 100-Мбит был великолепен, даже экзотичен и стоил соответственно, больше 4500$ в месяц. Бывая тогда за границей, многие из нас, глядя профессиональным глазом по сторонам, замечали оптические кабели, проложенные к частным домам, офисам и опутывающие даже столбы электропередач. Тогда казалось, что такое счастье у нас будет не очень скоро, но… Как ни странно произошло это даже быстрее, чем ожидалось. Километраж проложенных в стране оптических трасс уже измеряется не сотнями и не тысячами километров, а десятками тысяч. Соответственно, упала и стоимость, пресловутую «двойку» теперь можно купить и за 350$ в месяц.
Понятно, что оплачивая провайдеру услуги телефонной связи или ПД (уровня L2 или L3) и выход в Интернет, вы содержите за свой счет штат квалифицированных инженеров провайдера, оплачиваете расходы на их обучение, платите за амортизацию чужого оборудования и т.д.
В длинной череде этих накладных расходов в самом низу списка находится и та среда передачи данных (медь, оптика, радиоэфир…), через которую и осуществляется процесс. Может быть, стоит сократить величину этих накладных расходов на ваш ценный гигабайт данных? И арендовать не 100-Мбит Ethernet, а оптику (волокно), т.е. саму среду передачи данных, по которой «летают» ваши мегабиты.

Как бы так сделать, чтобы…

Разумеется, в одночасье сделать это не получится по простым и понятным соображениям: скорее всего ваши ИТ-специалисты к этому не готовы, да и провайдера еще надо убедить в том, что вам нужнее просто оптика (часто именуемая темной), чем наложенные на нее услуги.
Процесс такого перехода не прост и не быстр. Со стороны потребителя услуги нужно прежде всего принять и переварить (в том числе и ИТ-службе) мысль о том, что с некоторого момента изменится топология сети и значительно возрастет ответственность собственной ИТ-службы за ее развитие и сопровождение. Если такое решение принято, то далее:
1.    Необходимо совместно с «бизнесом» определить ключевые и перспективные точки роста компании хотя бы на три года вперед, кроме тех, что и так знает ИТ-служба.
2.    Прорисовать новую топологию сети, в которой вы будете жить, т.к. через непродолжительное время вы уйдете из «облака» провайдера и построите нечто свое.
3.    Исходя из перспектив и видения, определенных в п.1, выбрать вендора и линейку подходящего оборудования.
4.    Обучить нескольких своих сетевых специалистов. Обычно требуется прослушать два-три курса каждому, ключевым сотрудникам — три-четыре, а с учетом соблюдения требований сетевой безопасности и больше. Но эти вложения в персонал окупаются сторицей, поскольку не только повышают квалификацию ваших специалистов, а не инженеров провайдера, но и еще и добавляют лояльности вашим сотрудникам.

На вышеописанные мероприятия понадобится от 6 до 8 месяцев, тем не менее, дело стоит того.
Когда вы будете готовы, необходимо решить соответствующие вопросы с провайдерами услуг. Отнюдь не все из них будут рады такой постановке вопроса. Однако желание клиента очень сильный аргумент. С другой стороны, за последние пять лет в городах-миллиониках нашей страны проложены десятки километров оптоволоконных трасс, а в Москве и Санкт-Петербурге таких трасс уже сотни километров и, как говорится, не кладет свою оптику только ленивый. Таким образом, учитывая достаточно конкурентную обстановку в среде провайдеров (волокно можно сейчас арендовать примерно за 1600-1800$ в месяц), можно привести веские аргументы для перехода на свою среду передачи данных.
При этом следует учитывать, что для большинства коммерческих организаций иметь в собственности кабели, держать их на своем балансе и самостоятельно обслуживать совершенно невыгодно. Так, например, для финансовых учреждений, страховых компаний или розничных сетей это будут совершенно непрофильные активы. Гораздо выгоднее арендовать у провайдера необходимое количество волокон в нужных вам местах: не дело банка или гипермаркета отслеживать на городских схемах состояние колодцев или кабельной канализации или препираться с какими-то прокладчиками, зацепившими кабель. В большинстве случаев договор аренды решает все вопросы.

И что из этого выйдет?

Преимущества перехода к аренде «темной оптики» не исчерпываются простой экономией средств, хотя это и может послужить толчком к началу процесса. В среднесрочной перспективе вы получите собственную полностью вам подконтрольную среду передачи данных, на которой вы смело и без оглядки на провайдера сможете развивать вашу корпоративную сеть.
Так, для крупных финансовых или страховых компаний, хранящих базы данных объемом 500-700 Гбайт, весьма актуальным является резервирование этих данных, хранение одной- двух резервных копий в разнесенных по разным частям города дата-центрах. Широко распространенная технология Fiber Channel позволяет решить проблему перекачки базы данных с одной площадки на другую. Например, базу данных размером 300-400 Гбайт вполне можно перекачать в отведенное регламентом время на скорости в 1 Гбит/с, но с размером в 500-600 Гбайт уже можно и не уложиться в технологическое окно. И вот тут вы вполне можете самостоятельно решить этот вопрос простой заменой вашего оборудования и перейти на скорость 2 Гбит/с, причем, без повышения абонентской платы за канал ПД со стороны провайдера.
Достаточный в настоящее время 100-Мбит Ethernet исчезнет так же быстро, как исчезли когда-то принятые как стандарт для передачи данных «двойки» и «десятки».
В долгосрочной перспективе использование темной оптики позволит вам перейти на 2 Гбит скорости, а потом и на 10-Гбит потоки.
Технология DWDM/HDWDM сулит весьма заманчивые перспективы в передаче данных по одному волокну, особенно с учетом постоянно растущего объема трафика, роста «прожорливости» приложений, внедрением видеоконференций.
Как пример такого скачкообразного, но, тем не менее, незаметного для сети роста трафика, можно привести успешное внедрение систем видеоконференцсвязи в головных офисах двух крупных российских банков в Москве и Санкт-Петербурге, когда использование видеооборудования высокого класса (с качеством HD) потребовало расширения полосы пропускания минимум на 2 Мбит/с на каждой точке, а в центре N-раз по 2 Мбит/с.

Вадим Коноваленко, начальник Управления коммуникаций ВТБ Северо-Запад

Опубликовано 12.03.2010

Похожие статьи