УправлениеИТ в бизнесе

Чем полезны «умные» сети для телекомов?

Иван Иашагашвили | 16.08.2016

Чем полезны «умные» сети для телекомов?

На телеком-рынке происходит настоящая трансформация, связанная с увеличением доли мобильного контента и изменением поведения клиентов при потреблении информации. Операторы ищут новые возможности для развития. Одной из них может стать внедрение решений класса SDN и NFV.

Сегодня российские телеком-операторы переживают нелегкие времена: падение трафика, изменение поведения пользователей, конкуренция со стороны интернет-компаний, снижение выручки и необходимость поддерживать инфраструктуру. Есть ли технологии, способные им помочь и выйти на новый уровень?

Проблемы развития телеком-операторов

На телеком-рынке происходит настоящая трансформация, связанная с увеличением доли мобильного контента и изменением поведения клиентов при потреблении информации. Растет количество пользователей мобильного Интернета, а значит, для телеком-операторов на первый план выходят вопросы, которые позволят предоставлять качественные услуги в области мобильной передачи данных и сопутствующих сервисов. Рынок фиксированной телефонной связи сокращается. По данным iKS Consulting, его объем в 2014 году в России уменьшился на 7%. И эта тенденция характерна не только для отечественного, но и для мирового рынка в целом.

Еще один серьезный вызов для телекома — снижение выручки за счет усиления конкуренции со стороны интернет-компаний. Из-за высокой популярности мессендежеров телеком-операторы отмечают сокрарщение собственной доли трафика.

В то же время растет популярность OTT-сервисов, в частности сервисов доставки видеоконтента. Это требует от сетей еще большей производительности и пропускной способности, что подталкивает операторов к планированию перехода на 5G. А это, в свою очередь, потребует обращения к современным средствам мониторинга и аналитики сети, с помощью которых можно будет контролировать затраты, а также создавать новые услуги и генерировать новые источники дохода. Как показывает практика, традиционные решения в данной области не предназначены для работы с новыми поколениями мобильных сетей.

При этом сегодня объем трафика телеком-операторов растет быстрее доходов, компании отмечают, что вынуждены снижать и стоимость абонентской платы из-за высокой конкуренции. А поддержка и развитие ИТ-инфраструктуры, запуск новых сервисов и удержание клиентов предусматривают постоянное увеличение расходов. Этот финансовый разрыв можно компенсировать запуском новых сервисов, но их развитие также предполагает немалые вложения. Растут и требования к качеству услуг и со стороны клиентов, повышается число используемых ими мобильных приложений. Вопрос с привлечением сильных кадров остро стоит на повестке дня. Все эти причины заставляют операторов искать новые возможности для развития. Одной из них может стать внедрение решений класса SDN и NFV.

Сетевые инновации: программно определяемый подход

SDN — программного-конфигурируемые сети — новый подход к организации сетей, позволяющий отделить управление сетевым оборудованием от управления передачей информации. Интерес к этой технологии подтверждается исследованиями IDC: по их данным, в ближайшие несколько лет мировой рынок сетевого оборудования и приложений для SDN и NFV будет расти в среднем на 89,4% в год и к 2018-му может достигнуть порога в $8 млрд.

Технология NFV, в свою очередь, позволяет запрограммировать сервисы, которые раньше были доступны только в виде аппаратных решений. С помощью NFV можно установить сервис в нужном объеме и в нужном месте.

Согласно опросу, проведенному среди крупнейших игроков ИТ-рынка, 80% участников ожидают внедрение SDN и NFV в 2016–2017 гг., а 30% опрошенных операторов/провайдеров обещают внедрение не раньше ближайших пяти лет, то есть ориентировочно в 2020 году. При этом на мировом рынке внедрение технологий SDN и NFV происходит с некоторым опережением: большинство зарубежных компаний планируют вплотную заняться этим направлением уже в 2016–2017 гг.

Ключевым драйвером для внедрения SDN/NFV на телеком-рынке сегодня является потребность операторов в сокращении затрат. Если говорить о NFV, когда сетевые функции выполняются в виде сетевых ресурсов, то глобальная виртуализация — один из ярких трендов завтрашнего дня в телеком-сфере. При этом речь идет о возможной экономии не только затрат, но и ресурсов со стороны ИТ-служб. Централизованное управление устройствами корпоративных пользователей позволяет упростить их настройку в зависимости от требования ИТ-персонала.

Еще одно преимущество внедрения SDN/NFV — минимизация зависимости от конкретного вендора, поскольку при менее дорогом оборудовании можно обеспечить выполнение сложных процессов на верхнем уровне сети.

И конечно, не последний фактор при обращении к этим технологиям — новые возможности, которые они дают операторам связи. NFV поможет обеспечить эластичность сети и простоту масштабирования в будущем. А технология SDN — снизить затраты на содержание ИТ-инфраструктуры с одновременным повышением эффективности функционирования оборудования.

Преградами для активного использования SDN/NFV на практике является неготовность технологий к немедленной коммерческой эксплуатации, недостаток успешно завершенных российских кейсов, а также проблемы с совместимостью решений. Я думаю, что западные примеры внедрения, которые успешно пройдут уже в самом ближайшем времени, смогут убедить и отечественных игроков ИТ-рынка в необходимости перемен.

Телекоммуникации Мобильные технологии Мобильные сервисы

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 07-08/2016], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Apple Tech Business Week
Санкт-Петербург, IT-пространство для бизнеса Resonance Space
22.06.2021 — 24.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021
Москва, Космодамианская наб., 52/7, «Центр Цифрового Лидерства»
25.06.2021
09:00