Возвращение CIO: директор по инновациям

Логотип компании
Возвращение CIO: директор по инновациям
Весь этот процесс - постоянная, изнурительная битва для всех, кто принимает в ней участие, часто вызывающая большое разочарование у ее участников

В феврале 2015 года Педро Кардозо (Pedro Cardoso), консультант в области управления ИТ, опубликовал на известном ресурсе Linkedin.com статью об изменении роли ИТ-директора. Педро считает, что сейчас можно наблюдать за интересными вещами. 

В мире бизнеса в настоящее время появились такие ИT-директора, которые не только соответствуют запросам высшего руководства, но и намного превышают их уровень. Они, по сути, являются лидерами ИT-команд, став активными стратегическими бизнес-партнерами, и уже предвосхищают нужды своих компаний. Эти руководители успешно развивают ИT-бизнес, в котором каждый проект - это бизнес-проект, а ИT-команда - это источник постоянных инноваций. Именно они составляют главное преимущество над конкурентами.

Каким же образом эти ИT-директора претерпели такую значительную трансформацию? Все без исключений, они добились того, что их компании стали использовать объединено силу данных и силу технологий, о чем ранее изрядно подзабыли, отдавая предпочтение уже готовым приложениям и традиционной бюрократии. Конечно, это звучит слишком просто, однако хотя бы уже для того, чтобы наконец привести в порядок хранилища данных, им потребовалось кардинально изменить принцип работы. Они начали планировать свои действия через призму стратегии Данные превыше всего, и делали это не в одиночку.

Перед тем, как мы перейдем непосредственно к тому, что же они непосредственно сделали, необходимо отметить, что новый подход к информационным технологиям в бизнесе по-прежнему является исключением, а не нормой для большинства крупных компаний. Факт в том, что в большинстве организаций существует огромная разница между тем, чего их ИT-команда в реальности пытается достичь, и тем, что об их работе думают не ИT-специалисты по поводу их стремлений и производимой ими коммерческой ценности.

В этом нет ничего нового и необычного. ИT-директора годами работают над тем, чтобы исправить эту точку зрения. Мы, конечно, должны себя реабилитировать, ведь в прошлом, наш принцип работы выглядел так: 

Возвращение CIO: директор по инновациям. Рис. 1

Эта практика привела к тому, что компании попали в ловушку «анархии приложений», когда ИT-специалисты запутались в поддержке устаревших версий программного обеспечения, а современные компоненты архитектуры приложений теряют актуальность в глазах бизнеса, когда требования и клиентский спрос постоянно превышают предложение и возможности, а оборот капиталовложений и стоимость эксплуатации систем постоянно не дают обещанных результатов. Как в текущей ситуации ИT-директорам выбраться из этого «порочного круга», когда 56% руководителей из различных сфер бизнеса считают, что ИT-отдел является препятствием на пути компании к успеху? Весьма унылая статистика, не правда ли?

Решаем уже набившую оскомину проблему «много данных, но не хватает информации»

Я работаю в ИT-секторе с начала 90-х, и все это время наблюдаю, как ситуация в этой сфере повторяется снова и снова. И будь то модернизация устаревшей системы управления предприятием, внедрение нового функционального компонента, например, модуля в системе управления отношений с клиентами, покупка нового направления бизнеса или даже просто слияние компаний – самая большая проблема, о которой кричат на всех углах - это нехватка полезной информации для бизнеса. Я чуть ли не каждую неделю слышу о том, как много данных поступает в ИT-отдел и сколько времени и усилий его команды тратят, чтобы извлечь из этих данных полезную информацию. Чаще всего команды бизнес-аналитиков решают эти вопросы, но в своей работе они сталкиваются с огромными трудностями, не имея доступа к изначальной системе хранения данных. И, несмотря на колоссальные усилия, которые прикладывает рабочая группа для решения этого вопроса, результат их работы всегда предсказуем. Команды бизнес-аналитиков часто получают разрозненный, самостоятельный набор данных сомнительного происхождения, при этом им все же удается извлекать буквально по крупицам некоторое количество полезной информации. Но со временем, стремясь отвечать постоянно растущим потребностям бизнеса, они запутываются в паутине неупорядоченных данных, которые тяжело администрировать и оценивать.

Этот подход использования "зеркала заднего вида" применительно к управлению бизнесом, достаточно плох, поскольку проблемы начинаются уже от несовместимых моделей данных, поступающих из множества разных систем, что приводит к непоследовательности предоставления данных для управления на самых высоких уровнях организации. Однако сам подход уже дает понимание того, что информация может быть достоверной лишь в какое-то конкретное время и в каком-то конкретном контексте. Весь этот процесс - постоянная, изнурительная битва для всех, кто принимает в ней участие, часто вызывающая большое разочарование у ее участников.

Вы полетите на самолете, пилот которого использует лишь приборную доску для навигации?

В кабине экипажа самолета есть командный пункт управления, который моментально реагирует на действия пилота, но он также для принятие наилучших решений, предоставляет необходимые данные пилоту в реальном масштабе времени. Разве мы не должны использовать эту возможность и для бизнеса? Использование понятия «правильное время» вместо «реального времени» является ключевым элементом, когда мы говорим о том, сколько бизнес готов ждать получения определенных данных или возможности целостного, от начала и до конца, управления процессом.

Такие ИT-директора, являясь инноваторами в своей сфере деятельности, изменили ценностное восприятие себя в глазах клиентов и коллег, вкладывая свой талант в информационную стратегию и архитектурный подход, при котором проверенные, унифицированные объекты данных можно быстро применять шаг за шагом, причем не только с помощью чисто технических инструментов, но и используя современные платформы сопровождения данных, такие как DSP. Эти платформы распределяют процесс управления данными, поскольку они эффективно встраиваются в бизнес процесс и, несомненно, облегчают работу владельцам этих данных.

Как выглядит такое решение?

Чаще всего мы начинаем с того, что находим определенные функционально разрозненные данные, которые нужны бизнесу, а затем расставляем приоритеты в их изучении. Обычно функциональные информационные модели, которые мы выстраиваем по приоритетам, включают в себя «Инвентаризацию товара», «Ассортимент», «Ценовую политику», «Покупательский спрос» и «Производство», именно эти модели зависят от приоритетов вертикали бизнеса или сбалансированной системы показателей. Лучшие продавцы в своем классе, которые предлагают такие решения, как DSP™ не только предоставляют техническую платформу, но и предлагают услуги высококлассных экспертов, с большим опытом в вопросах управления данными и в решении сложных информационных задач. На получение результатов затрачиваются уже недели, а не месяцы, бизнес использует информацию по назначению, объемы получаемой полезной информации постоянно растут, а дополнительные затраты на ресурсы для бизнеса и ИT-отдела не появляются.

Высокая эффективность работы и небольшие победы особенно важны во время развертывания решения не только для самого бизнеса, но и для внешних ИT-команд, таких как команды по бизнес-аналитике (BI). Поскольку ручные и недостаточно оптимизированные процессы заменяются на более устойчивые и самостоятельные, реализованные в виде веб-приложений, появляется возможность управления данными с обратной связью, также можно упростить и ИT-поддержку. Ручное введение информации и неавтоматизированные процессы заменяются автоматизированными и постоянно обновляющимися потоками данных из оригинальных систем регистрации данных. Кроме того, команды по бизнес-аналитике теперь не ограничены узким взглядом на обобщенные данные, у них появляется доступ к моделям данных ERP-систем и различным бизнес процессам во всей корпоративной среде.

Теперь ресурсы ИT и BI-команд можно перенаправить на работу с клиентами. Это открывает больше возможностей для увеличения добавочной стоимости и позволяет им качнуть маятник от своей классической второстепенной роли в другую сторону и наконец-то, стать необходимыми и полноценными бизнес-партнерами с большой буквы и инноваторами в части решений информационного обеспечения бизнеса. Увеличение инвестиций в управление информацией, качество данных и бизнес-аналитику теперь легче обсуждать и доказывать, так как с каждой последующей инвестицией становится все легче увеличивать рентабельность таких инвестиций и управлять стоимостью эксплуатации таких систем. Это связано с тем, что поскольку критическая масса информации становится доступной с помощью платформы сопровождения данных, то данную информацию можно эффективно использовать в различных проектах, инициативах, а также и для прогнозирования и определения долгосрочных результатов.

Завершает свою статью автор словами: "Вот такие истории я люблю рассказывать ИT-директорам. На самом деле, я часто делаю это стоя перед лекционной доской. Если вы – директор информационного отдела или ведущий ИT-специалист и вам интересно узнать больше, или, может, задать мне любые вопросы, или рассказать свою вдохновляющую историю о возвращении законной роли ИT-директора, или оставить комментарий, тогда не сомневайтесь и пишите мне! В конце концов, может быть вы – именно тот директор по информационным технологиям, который нам нужен…»

Опубликовано 11.04.2016