Правила ИТ-движения

Логотип компании
Правила ИТ-движения
Главная проблема ИТ-директора в отсутствии понимания своей роли в компании и своих возможностей в ней.
Малый и средний бизнес существуют на протяжении всей истории человечества. Информационные технологии возникли гораздо позже, и, очевидно, что бизнес вполне способен прожить без них. Сейчас сложно представить компанию, которая не использует ИТ. Однако одно дело — иметь возможность применять современные технологии, а совсем другое — пользоваться этой возможностью. Информационные технологии были и всегда останутся только инструментом, конечно, если они сами не являются бизнесом.

Ничего завершенного нет; завершенными вещи становятся вынужденно

Существуют компании, руководство которых считает, что активно использует самые современные информационные технологии, и гордится крупными внедрениями глобальных продуктов, но чаще всего даже поверхностное наблюдение показывает, что возможности внедренных информационных систем реализуются минимально. Крупные продукты устаревают еще в тот момент, когда компания лишь приступает к их установке. Кроме того, масштабные информационные системы, чье внедрение затрагивает разные отделы и направления деятельности компании, слишком сложны как на этапе проектирования данного процесса, так и тем более при его осуществлении. В результате мы часто видим непродуманные решения. Процесс автоматизирован, но на каком-то участке осталась «ручная» работа, способная разрушить всю идею автоматизации. Даже после внесения коррективов на этом участке, на что понадобится время, заинтересованные люди, финансирование (причем часто немаленькое), оказывается, что внедренный инструмент уже устарел, а на рынке существуют более продвинутые варианты — конкуренты вокруг пользуются более совершенными решениями, более современными, быстрыми и качественными.

Использование, а главное, внедрение информационных технологий — это не тот проект, который после своего окончания должен быть забыт или оставлен в покое. Процесс анализа возможных усовершенствований системы необходимо проводить периодически. Не слишком хорошо, если это превращается в бесконечный цикл новых и новых внедрений, но анализ должен присутствовать в любом случае. Существует огромный риск отстать от конкурентов, от рынка. К сожалению, на наших предприятиях мы нередко видим системы, совершенно не отвечающие актуальным задачам. Причем разные системы устаревают в разные сроки, но в любом случае развитие ИТ-сферы идет «со скоростью скачущей лошади». Сегодня нельзя даже останавливаться подобно тому, как Алиса в Стране чудес вынуждена была бежать изо всех сил, чтобы остаться на месте.

Однако не стоит тратить время на полировку того, что полировать еще не нужно. Если некоторые недостатки системы можно обнаружить только после того, как она сделана до стадии неизменяемости (то есть, например, новая версия системы выложена на рабочие серверы), «полировать» что-либо до посинения нужно только тогда, когда не осталось ничего готового. Например, непродуктивно совершенствовать новую функцию программы, пока она не выпущена и, соответственно, неизвестно, как в действительности ею будут пользоваться. Проще и эффективнее просто реализовать эту функцию, выпустить продукт с ней, посмотреть на ее реальную работу — и тогда уже доводить функцию до нужной степени.

Нужно знать, что делать, когда делать и когда переставать это делать

Допустим, компания внедряла ERP в середине нулевых. Прошло около десяти лет, и оказалось, что это было последнее успешное внедрение. С тех пор руководству было не до новых технологий и инноваций. Внедрялось самое современное решение на тот момент. И все, кто тогда внедрял ERP, давно уже трудятся в других компаниях и даже в других странах. Новых людей, готовых развивать или хотя бы поддерживать систему в актуальном состоянии в соответствии с сегодняшним днем, как по отношению к бизнес-процессам внутри компании, так и по отношению к внешним воздействиям изменяющегося мира ИТ, в компании нет. Все эти годы ERP обрастала маленькими доработками, реализованными для поддержания меняющихся процессов. Информационная система стала колоссом на глиняных ногах с большим количеством подпорок — многие из них, скорее всего, уже устарели, а другие вообще не были нужны. Параллельно были внедрены, а чаще даже разработаны собственными силами еще несколько систем, авторы и внедренцы которых тоже уже недостижимы. Как справиться с таким зоопарком информационных систем? Другого варианта, кроме как построить рядом новое решение, не существует, но владелец или генеральный директор не видит причин вкладывать деньги в новое решение. Старое ведь еще действует.

Компания, несмотря на такую ситуацию с основной корпоративной информационной системой, все равно живет. Иногда за счет сильнейшей лояльности ИТ-персонала, иногда благодаря какому-то чуду, а большей частью потому. что эта система вообще-то не так много и значит для компании. Нет сильной ИТ-зависимости. Компания не меняется уже много лет, застыла в развитии. Всех сотрудников, включая руководство, это устраивает.

Общих ответов на общие вопросы нет

Какую информационную систему выбрать — вопрос. на который нельзя ответить сразу и однозначно. Сейчас наряду с традиционными тяжелыми системами, созданными гигантами ИТ-индустрии, существует огромное количество более узких решений для многих отраслей и направлений деятельности. Необходимо смотреть, с какими системами работают конкуренты, что используется в похожих отраслевых сегментах. Единого решения все равно нет.

Практически ушли времена создания собственных корпоративных информационных систем. Чаще всего нет смысла содержать штат разработчиков, недешевый по нынешним меркам. Проще и правильнее обеспечить основные процессы в компании готовыми надежными решениями. Вряд ли существует система, способная поддерживать все направления деятельности компании, поэтому возможно несколько параллельных решений. 

Естественно, при наличии нескольких систем возникает проблема интеграции данных между ними. Именно это потенциально является вопросом конкурентного преимущества для компании. И именно вопросы интеграции уникальны для каждой компании и их желательно закрывать собственным ИТ-персоналом и собственной или заказной разработкой.

Очень важным при эксплуатации больших информационных систем может оказаться их устаревание. Обычно свежие технологии, новые возможности появляются в малых решениях. В последнее время — это преимущественно не готовые «коробки», а облачные системы и приложения. Интегрирование данных между вашей надежной глобальной КИС и малыми сервисами может стать серьезным отличием от других компаний. 

Профессионалы знают рынок профессионально

Этих сервисов море, нужно только подумать и попробовать их найти. Сейчас есть большое количество онлайн-сервисов, облегчающих совместную работу в проектной команде или компании. Они весьма разнообразны, начиная от корпоративных порталов и заканчивая сервисами, улучшающими взаимодействие с клиентом. Самые простые из них — различные онлайн-средства для ответов на вопросы: чаты, видеочаты, whiteboard и более узкие специализированные средства совместной работы с клиентом. Это зависит от отрасли, в которой работает компания, но почти наверняка найти такие готовые сервисы можно.

Далеко продвинулись навигационные и связанные с ними картографические сервисы. Совершенно не обязательно покупать огромные локальные логистические информационные системы и постоянно заниматься их обновлениями. Посмотрите на Open Street Map, Google Maps или «Яндекс.Карты». На их основе разработано уже достаточное количество онлайн-сервисов, которые можно интегрировать с вашими информационными системами. Причем качество карт у таких сервисов выше, а стоимость использования заметно ниже крупных стационарных систем.

Не менее интенсивно сейчас развивается направление мобильных приложений. Во многих отраслях сотрудники, работающие «в полях», обеспечены мобильным рабочим местом с возможностью выполнять непосредственные задачи, не приезжая в офис и даже не пользуясь ноутбуком. Часто вполне достаточно недорогого смартфона или планшета. Приложения и сервисы уже существуют. Просто они мало известны, а их авторы нередко не имеют необходимого ресурса, чтобы сделать свой сервис известным для всего мира. Остается только их найти и интегрировать со своими информационными системами.

Не стоит заниматься тем, что все равно не получится

Конечно, только владелец может знать, что сейчас происходит с компанией, и строить планы относительно ее будущего. Но если он говорит о том, что компания будет жить и развиваться еще долгое время, задача топ-менеджера, отвечающего за информационные технологии, донести до него необходимость замены информационной системы, если это уже требуется. Иначе в один прекрасный момент система остановится, и, в случае ее критичности для компании, пострадает бизнес.
Однако все это осуществимо только при наличии заинтересованности первого лица компании. Только собственник, акционер или директор способен сказать, нужно ему развитие компании или нет в каждый конкретный момент. Наверное, самый правильный образ действий для CIO, если он будет для себя выявлять и анализировать проблемы в организации и делать так, чтобы по возможности первое лицо, в крайнем случае функциональные директора оказывались осведомленными о новых технологиях и сервисах, которые полезны компании. Решение о внедрении ИТ-директор сам принять не может ни в коем случае. 

Главная проблема ИТ-директора в отсутствии понимания своей роли в компании и своих возможностей в ней. В результате часто CIO самоустраняется от решения своих непосредственных задач и ждет указаний сверху. Либо наоборот, начинает спасать компанию, внедряя и совершенствуя информационную систему или инфраструктуру, а иногда и меняя бизнес-процессы — он же самый интеллектуальный в компании, он знает, как надо, он в курсе всех инноваций. И, как положено герою, начинает действовать агрессивно, часто не замечая последствий. Впасть в одно из этих крайних состояний очень легко. Однако и в первом и во втором случае ИТ-директор вряд ли принесет пользу компании.

Что в любом случае должно оставаться в компетенции ИТ-директора, не считая поддержки существующей ИТ-среды, — это предложения по оптимизации существующих бизнес-процессов и возможная их автоматизация, если они до сих пор не автоматизированы. Такие действия могут только повысить эффективность соответствующих процессов. И не нужно переоценивать влияние информационных технологий на бизнес.

Опубликовано 10.09.2014